Найти в Дзене
КУМЕКАЮ

Эмоциональное сиротство

Лиза всегда знала, что в их квартире нельзя хлопать дверями. Не потому, что это было невежливо или мешало соседям. Просто отец терпеть не мог резких звуков. – Двери закрывают тихо, – говорил он, не повышая голоса. – Кто хлопает дверьми, тот не умеет контролировать себя. Слова «контролировать себя» были в их доме священными. Отец контролировал всё: семейный бюджет, покупки, время за компьютером, оценки, даже количество хлеба, которое каждый имел право взять за ужином. Мама контролировала остальное – тарелки в шкафу, складки на простынях, пятна на школьной форме, Лизины тетради. Только один предмет в этой квартире никому по‑настоящему не принадлежал – Лизин стол. Небольшой, у окна. На нём лежали учебники, пара ручек, тонкая тетрадь, в которую она иногда писала что‑то для себя, и листы бумаги, на которых она рисовала дома, которых у них не было. – Это что за каракули? – спрашивала мама, если случайно наталкивалась на рисунок. – Время у тебя, значит, есть, а задачки решать некогда. Лиза ки

Лиза всегда знала, что в их квартире нельзя хлопать дверями.

Не потому, что это было невежливо или мешало соседям. Просто отец терпеть не мог резких звуков.

– Двери закрывают тихо, – говорил он, не повышая голоса. – Кто хлопает дверьми, тот не умеет контролировать себя.

Слова «контролировать себя» были в их доме священными. Отец контролировал всё: семейный бюджет, покупки, время за компьютером, оценки, даже количество хлеба, которое каждый имел право взять за ужином.

Мама контролировала остальное – тарелки в шкафу, складки на простынях, пятна на школьной форме, Лизины тетради.

Только один предмет в этой квартире никому по‑настоящему не принадлежал – Лизин стол. Небольшой, у окна. На нём лежали учебники, пара ручек, тонкая тетрадь, в которую она иногда писала что‑то для себя, и листы бумаги, на которых она рисовала дома, которых у них не было.

– Это что за каракули? – спрашивала мама, если случайно наталкивалась на рисунок. – Время у тебя, значит, есть, а задачки решать некогда.

Лиза кивала, засовывала листы в нижний ящик. А ночью, когда родители расходились по своим комнатам, доставала снова и достраивала ещё один воображаемый дом – с лестницей, на которую можно было забраться и никого не бояться.

У Лизы было всё, что положено «хорошей девочке из приличной семьи».​

Собственная комната, аккуратная школьная форма, мобильный телефон (правда, бюджетный и без лишних приложений), музыкальная школа по субботам, английский по средам.

– Мы в тебя вкладываем, – говорила мама. – А ты должна оправдать.

– Оправдать – это значит не ударить лицом в грязь, – добавлял отец. – У нормальных родителей нормальные дети.

Лиза училась на пятёрки, потому что иначе дома становилось холоднее, чем на улице в январе.

– Четвёрка по математике? – отец не повышал голос, но воздух в комнате менялся. – Похоже, ты решила упростить себе жизнь.

– Это единственная четверка, – тихо отвечала Лиза.

– Сегодня одна, завтра три, – резюмировал он. – С завтрашнего дня телефон забирается.

Телефон забирался не криком, а фразой. И возвращался тоже фразой:

– Посмотрим по результатам четверти.

Никто Лизу не бил, не кричал, не оскорблял. Внешне всё было благополучно. Просто у неё не спрашивали: «Как ты? Ты не устала?» Её спрашивали другое:​

– Готова ли ты к контрольной? Повторила ли ты правило? Сколько времени ты тратишь на соцсети?

Иногда ей хотелось, чтобы на неё хотя бы накричали. Тогда было бы понятно: вот тут больно, вот тут граница. А так было словно ничего – как будто она прозрачная.

В девятом классе Лиза познакомилась с Тимуром.

Он был не из её школы. Ходил в соседний двор гулять с собакой – рыжей дворнягой с умными глазами. Лиза сначала просто смотрела на них из окна. Потом спустилась вниз якобы за хлебом и «случайно» задержалась у подъезда.

– Можно погладить? – спросила она, указывая на собаку.

– Можно, – сказал он. – Её Муха зовут.

– Непохоже, – улыбнулась Лиза. – Она на муху не похожа.

– Это долгая история, – отмахнулся он.

Они разговорились.

Тимур показался ей другим – не потому, что носил рваные джинсы или слушал какую‑то модную музыку (это как раз её не интересовало), а потому что умел смеяться над собой.

– У меня отец считает, что я гений, – рассказывал он. – Потому что я единственный сын. А я втихаря заваливаю физику.

– И тебе не страшно? – удивилась Лиза.

– Страшно, – честно сказал Тимур. – Но ещё страшнее жить, как он живёт.

Лиза не сразу поняла, что он имеет в виду. Потом увидела, как вечером в его окне гаснет свет, а в доме напротив долго горит голубоватое сияние телевизора, и догадалась: там тоже есть свои правила, только другие.

Тимур не спрашивал у Лизы про оценки. Он спрашивал:

– Что тебе нравится рисовать? Почему ты всегда дома? Ты вообще когда‑нибудь делала что‑то просто так, не потому что надо?

От таких вопросов у неё внутри что‑то шевелилось, как будто она забытый голос услышала.

Первый «бунт» случился из‑за художественной школы.

Это была не настоящая школа, а платные курсы в районном Доме культуры. Лиза увидела объявление на двери: «Набор подростков на курс рисунка и композиции». Снизу – стоимость, расписание, номер телефона.

Она сфотографировала объявление и целый день носила его в голове, как горячий камешек.

Вечером, когда они ужинали (все трое за одним столом – обязательный ритуал), Лиза осторожно начала:

– У нас в Доме культуры курсы по рисунку. Можно я попробую?

Отец поднял глаза от новостей.

– Зачем?

– Мне... нравится рисовать, – сказала она. – Я давно это делаю.

– Рисовать – хорошо, – кивнул он. – Но это хобби. Хобби в твоём возрасте возможно только после того, как базовые задачи закрыты.

– Какие ещё базовые? – не поняла Лиза.

– Девятый класс, экзамены, – перечисляла мама. – Поступление в лицей, нормальное образование. Ты понимаешь, Лиза, у тебя нет права распыляться.

– Там всего два раза в неделю, – попыталась объяснить она. – Вечером. Я могу...

– Ты можешь сейчас допить чай и идти за уроки, – спокойно прервал отец. – Рисование – потом. Сначала доказать, что ты вообще что‑то умеешь.

Слово «доказать» ударило сильнее всего.

– А если я уже устала доказывать? – неожиданно для самой себя сказала Лиза вслух.

На секунду воцарилась тишина.

Мама поставила чашку.

– Устала? – переспросила она ровным голосом. – С девяти классом и крышей над головой устать успела? Ты не представляешь, как мы с отцом уставали, когда были в твоём возрасте.

Отец не вмешивался. Он только посмотрел на Лизу долгим взглядом, в котором было сразу всё: и разочарование, и упрёк, и ожидание покаяния.

– Я не это имела в виду, – прошептала Лиза. – Я...

– Тебе никто не запрещает рисовать дома, – подытожил он. – Курсы – рано. Вернёмся к этому разговору, когда будут результаты экзаменов.

Разговор закончился. Точка была поставлена без крика. Но после этого Лиза долго не могла зайти в Дом культуры: казалось, если она просто подойдёт к двери, это будет предательством.

Ей было шестнадцать, когда она впервые подумала, что «дом» – это не обязательно место, где прописан.​

Тимур предложил встретиться не во дворе, а в центре.

– Там у нас на набережной классное место, – говорил он. – Можно просто сидеть и на воду смотреть.

– Меня не отпустят, – мгновенно сказала Лиза.

– Ты же не ребёнок.

– Для них – да, – усмехнулась она. – И ещё надолго.

Тем не менее они встретились. Она сказала дома, что идёт в библиотеку.

– Возьми с собой документы, – на автомате бросила мама. – И не задерживайся.

Они сидели на холодных плитах у реки, смотрели на воду и молчали.

– Ты когда‑нибудь думала, что уйдёшь? – спросил Тимур.

– Куда?

– Просто уйдёшь. Снимешь комнату, найдёшь работу.

– Я не умею работать, – честно сказала Лиза. – Я умею только учиться.

– Значит, это и будет твоя работа, – пожал плечами он. – Но работать ты будешь для себя, а не для оценок.

Она молчала. В её голове не укладывалось: можно жить как‑то иначе, без бесконечного «оправдать ожидания».

– Я... боюсь, – выговорила она наконец. – Если я уйду, мне не к кому будет вернуться.

– А сейчас есть? – спокойно спросил Тимур.

Этот вопрос оказался хуже пощёчины.

После школы Лиза поступила в педагогический университет.

Выбор казался логичным: родители хотели «что‑то надёжное», она не увидела для себя ничего другого.

– Учитель – это стабильность, – сказал отец. – Всегда нужна.

– И отпуск летом, – добавила мама. – А там посмотришь.

Лиза кивнула. Ей было восемнадцать, она чувствовала себя не взрослой, а просто «подросшей дочкой».

В общежитие её не отпустили.

– Зачем тебе тесниться с чужими? – возмущалась мама. – Пока живём в одном городе, будешь дома. Так даже удобно: не надо готовить и стирать.

Лиза училась, ездила туда‑сюда на автобусах, делала лабораторные, сидела на лекциях. Всё было правильно – но внутри росло странное ощущение: как будто она продолжает играть чью‑то роль.

Единственным местом, где она чувствовала себя хоть немного собой, были бесплатные занятия арт‑студии при университете. Туда можно было ходить как «по интересам». Там пахло гуашью и растворителем, звучала музыка, и никто не спрашивал:

– Зачем тебе это? Выгодно ли это? Окупится ли?

– Ты хорошо чувствуешь свет, – сказал однажды преподаватель, рассматривая её рисунок. – Тебе надо этим заниматься.

– У меня нет времени, – автоматически ответила Лиза. – У меня практика, методички.

– Время у нас у всех одно, – пожала плечами женщина. – Вопрос, чем ты его забиваешь.

Разрыв произошёл не из‑за искусства. И даже не из‑за Тимура, который к этому времени уже уехал учиться в другой город и писал ей длинные сообщения по ночам.

Разрыв начался с маленького человека по имени Даня.

Даня был её двоюродным братом – сыном маминой сестры. Мама с тётей редко общались, но однажды тётя позвонила сама.

– У меня курс повышения квалификации, – говорила она. – Нужно уехать на две недели. Можешь взять Даню к себе на выходные? Я в будни договорилась с соседкой, а в выходные у неё смена.

Мама устроила целый консилиум.

– Мы не няньки, – возмущалась она. – У нас свои дела. Лиза учится.

– Как будто ребёнок помешает Лизе лишнюю страницу прочитать, – хмыкнул отец. – Но если мы согласимся один раз, потом она на нас сядет.

– Даня – мой брат, – тихо сказала Лиза. – Я могу с ним посидеть.

Родители переглянулись.

– Ну один раз можно, – сдалась мама. – Только чтобы потом не было привычки.

В субботу тётя привела Даню.

Ему было пять. Он крепко держал тётю за руку, оглядывался круглыми глазами на чужую квартиру.

– Это Лиза, – сказала тётя. – Будешь её слушаться.

– А где тут можно рисовать? – был его первый вопрос, когда тётя ушла.

Лиза улыбнулась.

– Пойдём, покажу.

Эти выходные сломали в Лизиной жизни больше, чем все сданные экзамены.

Даня оказался шумным, любопытным и совершенно неприспособленным к Лизиному режиму «тише, аккуратнее, не мешай». Он задавал вопросы без остановки:

– Почему чай горячий? Почему нельзя прыгать на диване? А ты кем будешь, когда вырастешь?

Последний вопрос застал её врасплох.

– Я уже выросла, – ответила Лиза.

– Правда? – искренне удивился Даня. – Ты не похожа.

– А на кого похожа?

– На большую девочку, – серьёзно сказал он. – Которая всё время делает то, что ей сказали.

Лиза чуть не рассмеялась, но в смехе застряло что‑то острое.

– А ты? – спросила она. – Ты всё делаешь, что тебе говорят?

– Почти, – признался Даня. – Но иногда я делаю вид, что не слышал.

Вечером, когда родители вернулись с прогулки, они обнаружили Лизу и Даню на кухне среди обрывков цветной бумаги, стикеров и обмазанных клеем рук.

– Это что такое? – мама остановилась на пороге.

– Мы строим город, – важно сообщил Даня. – Лиза сказала, что тут будет море, а тут – дом, где можно громко хлопать дверями.

– Замечательно, – сухо сказала мама. – И кто это всё будет убирать?

– Я, – ответила Лиза, вставая. – Мы сейчас соберём.

Отец осмотрел стол, пол, Лизу.

– Надеюсь, ты не забыла, что тебе ещё конспект делать, – заметил он. – И занятия к понедельнику никто не отменял.

– Не забыла, – кивнула она.

Ночью Даня зашел к ней в комнату.

– Мне здесь страшно одному, – честно сказал он, сминая пальцами край пижамы.

– Почему?

– Тихо слишком, – признался он. – У нас бабушка храпит, а здесь всё слышно.

Лиза впервые в жизни задумалась, что тишина тоже может быть страшной.

– Ложись рядом, – сказала она. – Здесь как раз место есть.

Он уснул почти сразу, уткнувшись лбом ей в плечо. Лиза лежала с открытыми глазами и думала, что это первый раз, когда в этой квартире кто‑то доверился ей настолько, что уснул, обняв.

В воскресенье вечером, когда тётя пришла за Даней, тот неожиданно устроил сцену.

– Я не хочу уходить, – заявил он твёрдо. – Я хочу ещё тут.

– Даня, мы же договаривались, – устало сказала тётя. – У Лизы свои дела.

– Я буду тихо играть, – уверял он. – Я больше не буду хлопать дверями.

– Не капризничай, – нахмурилась мама.

Лиза смотрела на всё это и вдруг ясно увидела: Даня цепляется за неё, как она когда‑то цеплялась за любых взрослых, которые хотя бы чуть‑чуть были к ней добры.​

– Хочешь, – тихо сказала она, наклоняясь к нему, – я буду иногда к вам приходить? Мы будем там строить города.

– Обещаешь? – тут же спросил он.

– Обещаю, – кивнула Лиза. – Не просто словами. Я правда приду.

Тётя смотрела на неё благодарно, но ничего не говорила – у неё самой были свои усталости.

Когда дверь за ними закрылась, мама вздохнула:

– Вот видишь, дети – это сплошная ответственность. Ты ещё не понимаешь.

Лиза неожиданно ответила:

– Теперь понимаю лучше.

Отец поднял бровь.

– Ты ещё маленькая, чтобы рассуждать о таких вещах, – заметил он. – Твоя задача – учиться.

– А моя задача – жить, – сказала Лиза и сама удивилась, что произнесла это вслух.

Эта сцена с Даниным «не хочу уходить» и его тёплый лоб у неё на плече не давали ей покоя.​

Она стала чаще вспоминать своё детство – не с позиции «плохие родители», а как набор ощущений.

Как она сидела на табуретке в кухне, когда ей было шесть, и боялась даже шмыгнуть носом, чтобы не услышать:

– Хватит всхлипывать, ничто страшное не случилось.

Как она в десять хотела рассказать, что её дразнят в школе, но, увидев усталое лицо мамы, решила, что не стоит «нагружать».

Как она в двенадцать принесла домой рисунок, которым гордилась, а услышала:

– Молодец, но главное – чтобы алгебра была на таком же уровне.

С Даней всё было иначе. Он мог упасть, расцарапать колено, зареветь – и тут же, не стесняясь, бежать за утешением. И Лиза вдруг почувствовала, что готова быть тем человеком, к которому он бежит.

Не потому, что «так надо», а потому, что он в ней нуждается, а она – в этом ощущении нужности.

Решение созрело не за один день.

Сначала она стала ездить к тёте раз в неделю – «помочь с Даней».

– Нравится, да? – спрашивала тётя, когда Лиза с двух сторон заплетала ему космические «антенны».

– Угу, – отвечала она. – Он живой.

– Живой – это да, – улыбалась тётя. – Иногда слишком.

Потом она задумалась о том, чтобы сменить направление учебы. В педагогическом ей всё больше казалось, что её учат не тому, как быть с детьми, а тому, как правильно ставить оценки и заполнять журнал.

– Педагогика – это серьёзно, – убеждал её отец. – Ты будешь в системе.

Слово «в системе» пугало её так же, как слово «контроль».

Она стала искать другие варианты. Нашла объявление о наборе на курс арт‑терапии для студентов – волонтёров.

– Работа с детьми в трудной жизненной ситуации, – было написано в описании. – Требуются чуткость, ответственность, готовность учиться.

Лиза долго смотрела на эти слова. «Чуткость» и «ответственность» вдруг перестали казаться ей абстракциями.

Она записалась. Не спросив у родителей.

Когда она в первый раз пришла в центр, где проводились занятия, внутри всё сжалось.

В комнатах было шумно: дети рисовали, лепили, спорили. Некоторые дрались за карандаши, некоторые сидели в углу, обняв колени.

– Не бойся, – сказала ей координатор, заметив её растерянный взгляд. – Тут не страшно. Тут просто много мира.

Ей дали группу из четырёх детей – младше Дани, но с похожими глазами.

– Они из разных семей, – объяснила координатор. – Кто‑то из опекунских, кто‑то из приёмных. У всех своё. Ты просто будь с ними.

– А что говорить?

– Не обязательно много говорить, – улыбнулась женщина. – Главное – смотреть, слышать и не делать вид, что тебе всё равно.

Лиза впервые в жизни оказалась в пространстве, где от неё требовалось не «делать правильно», а «быть живой».​

Она растерялась, но не убежала.

Через пару месяцев двойной жизни – университет днём, центр по вечерам – напряжение дома выросло до предела.

– Ты стала приходить позже, – заметил отец. – Где ты бываешь?

– На занятиях, – честно ответила Лиза.

– В университете занятия до шести, – уточнил он. – Я проверял расписание.

– Я волонтёр в центре, – сказала она. – Помогаю детям рисовать.

Мама отложила вилку.

– Ты что, с ума сошла? – тихо спросила она. – У тебя сессия на носу, а ты...

– Это важно, – перебила Лиза. – Для меня.

– Для тебя важно – закончить университет и устроиться на нормальную работу, – жёстко сказал отец. – А не бегать по сомнительным местам.

– Это не сомнительное место, – возразила Лиза. – Там дети, которым...

– Дети есть у нас в семье, – подняла голос мама. – Вон Даня, помогай с ним.

– Я и с ним тоже, – не сдавалась Лиза. – Но там...

– Хватит, – оборвал её отец. – Мы не будем обсуждать это за столом. С сегодняшнего дня никаких «центров», пока не разберёмся с учёбой.

Лиза ощутила знакомое с детства желание исчезнуть, раствориться в стене. Но впереди возник Данино лицо:

– Ты обещала приходить.

И глаза мальчика из центра, который, рисуя дом, каждый раз делал окна без стекол.

– Я не перестану туда ходить, – неожиданно спокойно сказала она. – Даже если вам это не нравится.

Отец встал из‑за стола.

– Пока ты живёшь в этом доме, ты будешь считаться с нашими правилами, – произнёс он. – Иначе двери открыты.

Странно, но в этот момент фраза «двери открыты» прозвучала не как угроза, а как приглашение.

Уход Лизы из дома не был романтическим побегом с одной сумкой. Это был медленный, почти взрослый выход.

Сначала она нашла подработку в центре – официальную, с небольшой ставкой за часы занятий. Ей помогли оформить договор.​

Потом тётя предложила:

– Если вдруг надумаешь съехать, у нас как раз соседка комнату сдаёт. Недорого.

– Меня не отпустят, – привычно сказала Лиза.

– Тебя не надо отпускать, – мягко ответила тётя. – Тебе уже двадцать. Ты сама выбираешь, где жить.

Разговор с родителями был коротким.

– Я съезжаю, – сказала Лиза. – Сняла комнату. Учёбу не бросаю. Работаю.

– И ради чего всё это? – спросил отец. – Ради каких‑то чужих детей?

– Ради себя, – сказала она. – И да, ради детей тоже.

Мама плакать не стала. Она только сжала губы:

– Ты ещё вернёшься. Жизнь покажет.

Лиза надеялась, что вернётся – но уже не девочкой, ожидающей оценки, а женщиной, которая может сказать: «Я живу так, как считаю нужным».

В новой комнате было тесно: кровать, стол, стул, маленький шкаф и крошечное окно во двор. Но это пространство было её.

На стене напротив кровати она прикрепила рисунки своих детей из центра (с их разрешения): дом с лестницей, дом на колёсах, дом с огромным деревом рядом.

Каждый раз, когда она на них смотрела, вспоминала: для кого‑то «дом» – это место, откуда хочется сбежать, для кого‑то – место, куда некому вернуться, а для кого‑то – рисунок на бумаге.

Однажды после занятия Даня подошёл к ней, уже не пятилетний, а семилетний, серьёзнее, с немного вытянувшимся лицом.

– Ты теперь далеко живёшь? – спросил он.

– Не очень, – ответила Лиза. – На метро пару остановок.

– А почему ты от бабушки с дедушкой ушла? Там же удобно.

– Там не было места для меня, – честно сказала она. – Там было место для их ожиданий.

– А здесь для чего?

– Здесь для меня. И для тех, кого я выбираю сама.

Даня подумал.

– А я тут есть? – уточнил он.

– Конечно, – улыбнулась Лиза. – Ты один из самых первых.

Через год, заполняя очередную анкету в центре для отчёта, Лиза споткнулась на строке «род занятий».

Раньше она автоматически писала: «студентка педагогического университета». Сейчас рука сама вывела: «помогающий специалист, арт‑занятия с детьми».

В рамках университета она всё ещё числилась студенткой. В рамках семьи – «девочкой, которая ушла в свою странную жизнь». В рамках центра – тем взрослым, который приходит на занятия вовремя, не срывается, выдерживает детские крики и слёзы и не исчезает без объяснений.

Однажды после урока маленькая девочка с туго затянутыми косичками подошла к ней и спросила:

– А вы тут всегда будете?

– Пока смогу – да, – ответила Лиза.

– А если устанете?

Она задумалась.

– Тогда я скажу, что устала. Но не уйду молча. И помогу передать вас другому взрослому, которому можно доверять.

Девочка серьёзно кивнула, словно получила важный документ.

В этот момент Лиза впервые отчётливо почувствовала: вот она, точка разрыва родового сценария. В её детстве взрослые редко называли свои чувства и ещё реже признавали свою ответственность. Она хотела иначе.​

С родителями отношения не стали идеальными. Они по‑прежнему задавали неудобные вопросы:

– Сколько ты зарабатываешь? Это вообще профессия? Когда ты выйдешь «на нормальную работу»?

Иногда Лиза срывалась, иногда избегала встреч. Но постепенно тон разговоров менялся.

Однажды мама тихо сказала по телефону:

– Даня в школе всё время про тебя говорит. Что у него есть тётя, которая с ним рисует. У него глаза светятся, когда он про это рассказывает.

Лиза улыбнулась.

– Я стараюсь приходить по возможности, – ответила она.

Пауза на другом конце чуть задержалась.

– Мы... не знали, как с тобой, – призналась мама. – Всё боялись, что сделаем недостаточно. А в итоге, кажется, сделали что‑то не то.

– Вы делали, как умели, – сказала Лиза. – Я теперь делаю по‑другому.

Это было не про обвинение, а про разделение ответственности.

Однажды на занятии в центр привели нового мальчика – худого, молчаливого, с огромным рюкзаком.

– Он из полной семьи, – шепнула координатор. – Просто дома... ну, непросто.

Лиза увидела в его взгляде знакомую пустоту.

Он сел в угол, отвернувшись, долго мял в руках карандаш, не рисуя.

– Хочешь, можешь просто сидеть, – спокойно сказала она, присев рядом. – Никто не будет тебя заставлять.

– Я привык, что заставляют, – хрипло ответил он. – Всегда.

– Здесь можно по‑другому, – сказала Лиза. – Здесь можно сначала просто посидеть.

Через десять минут он всё‑таки сделал первый штрих на бумаге. Не дом, не солнце – просто линию.

Лиза подумала, что иногда с этого и начинается новая жизнь: с одной линии на чистом листе.

И где‑то глубоко внутри, рядом с памятью о холодной кухне, строгом отцовском взгляде и маминых фразах «мы в тебя вложили», у неё появилось новое чувство – тихая гордость за то, что теперь в чей‑то истории взрослым человеком может оказаться она. Не идеальным, но живым и остающимся.

Она ещё не знала, будет ли у неё свой ребёнок и какой матерью она станет. Но уже точно знала одно: если однажды рядом появится маленький человек, который спросит:

– Ты будешь со мной, даже если я принесу не пятёрку? –

она ответит без колебаний:

– Буду. Мы разберёмся, но я останусь.

И в этом обещании было больше реальной любви, чем во всех выученных когда‑то правилах про «контроль» и «оправдать доверие».