Найти в Дзене

Боян в «Слове» — не певец, а жонглёр Игоря Ольговича. Почему его ругают и почему это важно

Все знают строки:
«О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу…» Все думают: Боян — великий древнерусский певец, «соловей старого времени».
Я утверждаю: нет.
Боян — обычный жонглёр (скоморох) при дворе Игоря Ольговича Черниговского (ум. 1147).
И автор «Слова» его откровенно высмеивает. Доказательства — прямой текст: «Рыща в тропу Трояню чрез поля на горы». Это не поэзия — это насмешка. «Тропа Трояня» — жонглёрская сказка про Трою, которую скоморохи разыгрывали на ярмарках. Боян «рыщет» — то есть прыгает по канату, жонглирует, показывает фокусы. «Чрез поля на горы» — ходит по канату, натянутому между двумя шестами. Современники понимали: «песни через пень-колоду». «Пети было песнь Игореви, того внуку». В рукописи после «того» стояла глосса «Ольг» — «Игореви того Ольг(овича)». То есть Боян пел песни именно Игоря Ольговича, автора «Трудных повестей». А не Игоря Святославича 1185 года. В конце «Слова»: «Рек Боян и Ходына, Святославли песн

Все знают строки:
«О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу…»

Все думают: Боян — великий древнерусский певец, «соловей старого времени».
Я утверждаю: нет.
Боян — обычный жонглёр (скоморох) при дворе Игоря Ольговича Черниговского (ум. 1147).
И автор «Слова» его откровенно высмеивает.

Доказательства — прямой текст:

  1. «Рыща в тропу Трояню чрез поля на горы». Это не поэзия — это насмешка. «Тропа Трояня» — жонглёрская сказка про Трою, которую скоморохи разыгрывали на ярмарках. Боян «рыщет» — то есть прыгает по канату, жонглирует, показывает фокусы. «Чрез поля на горы» — ходит по канату, натянутому между двумя шестами. Современники понимали: «песни через пень-колоду».
  2. «Пети было песнь Игореви, того внуку». В рукописи после «того» стояла глосса «Ольг» — «Игореви того Ольг(овича)». То есть Боян пел песни именно Игоря Ольговича, автора «Трудных повестей». А не Игоря Святославича 1185 года.
  3. В конце «Слова»: «Рек Боян и Ходына, Святославли песнотворцы стараго времени Ярославля, Ольгова коганя хоти…» Боян — не песнотворец (поэт), а песнопевец (жонглёр). Песнотворец — сам Игорь Ольгович. Боян только исполнял.

Зачем Олег Ярославич (автор «Слова») вставляет эту насмешку?
Чтобы показать: песни Бояна — это примитивные переложения великих «Трудных повестей» Игоря Ольговича.
Он, Олег, пишет настоящую сирвенту — высокого европейского уровня, а не ярмарочные байки.

Это ещё одно доказательство, что «Слово» — наложение двух текстов:

  • «Трудные повести» Игоря Ольговича (1111–1127)
  • сирвента Олега Ярославича (1185–1187)

Следующая статья — как я нашёл в «Слове» прямые следы французских трубадуров и почему это сенсация.

Автор: И.Б. Маркелов
Соавтор-редактор: А.О. Маркелов

#СловоОПолкуИгореве #Боян #ИгорьОльгович #Сирвента #Трубадуры