Найти в Дзене
Строевой

История от советского Т-72 до российского Т-90М «Прорыв»

Глядя на историю 1970-х годов, когда Т-72 «Урал» впервые покинул цеха Уралвагонзавода, никто не мог даже предположить, что его история не закончится в XX веке и продолжится ещё полвека… Хотя и с "небольшими", но всё-таки поправками. Советский Союз распался на части, на его месте возникли новые страны и совершенно новые военные вызовы, а танк-легенда, казалось бы, должен был уйти на заслуженный покой, уступив место "революционным" моделям нового поколения. Штука в том, что конструкторы Уралвагонзавода, эти упрямые гении советской школы, поступили совершенно иначе. Они не стали создавать машину с нуля по новым чертежам, а решили довести старую легенду до абсолютного технического предела возможностей, как бы громко это ни прозвучало. Многие уже, скорее всего, подумали, что Т-72 «Урал» давно ушёл в историю военной техники? Что тут ещё можно сказать - вы глубоко ошибались... он не ушёл никуда. Он просто совершил настоящий "Прорыв" в будущее. Ну что, заинтриговал? Если да, то устраивайтесь

Глядя на историю 1970-х годов, когда Т-72 «Урал» впервые покинул цеха Уралвагонзавода, никто не мог даже предположить, что его история не закончится в XX веке и продолжится ещё полвека… Хотя и с "небольшими", но всё-таки поправками.

Советский Союз распался на части, на его месте возникли новые страны и совершенно новые военные вызовы, а танк-легенда, казалось бы, должен был уйти на заслуженный покой, уступив место "революционным" моделям нового поколения.

Штука в том, что конструкторы Уралвагонзавода, эти упрямые гении советской школы, поступили совершенно иначе. Они не стали создавать машину с нуля по новым чертежам, а решили довести старую легенду до абсолютного технического предела возможностей, как бы громко это ни прозвучало.

Многие уже, скорее всего, подумали, что Т-72 «Урал» давно ушёл в историю военной техники? Что тут ещё можно сказать - вы глубоко ошибались... он не ушёл никуда. Он просто совершил настоящий "Прорыв" в будущее.

Ну что, заинтриговал? Если да, то устраивайтесь поудобнее – мы начинаем!

Все знают, что тот самый Т-90М - это настоящая гордость Уралвагонзавода наших дней, машина с самыми передовыми электронными системами и бронёй последнего поколения, но мало кто знает, что его сердце... его техническое сердце осталось советским.

Но давайте по порядку, история танка Т-72 «Урал» под заводским обозначением "Объект 172М" - это безусловно один из самых ярких образцов советской инженерной школы танкостроения.

Принятый на вооружение РККА в 1973 году, он стал не просто боевой машиной, а настоящей философией последующих за ним БМП, нацеленной на превосходство в количестве при достойном качестве каждой единицы.

Т-72 обладал для своего времени отличной защитой от вражеского огня, был относительно прост в массовом производстве и, что самое главное для боя, имел мощное 125-мм гладкоствольное орудие 2А46 с невероятно надёжным автоматом заряжания.

Увы, но время не ждёт никого... даже стальную легенду советской эпохи.

А вот теперь самое главное - главным препятствием, которое встало перед инженерами Уралвагонзавода в новую эпоху, стало неумолимое устаревание базовой платформы, которое всё никак не могло подстроиться под современные угрозы.

И да, проблема крылась вовсе не в его базовом шасси или пушке, а в двух критически важных областях боя:

  • Системе управления огнём (СУО)
  • И защите лобовой проекции от новых боеприпасов.
-2

Да, если хорошенько покопаться в архивах, то можно обнаружить, что в 80-х годах появилась модификация Т-72Б с улучшенной бронёй, но для решения проблемы не хватило и этого. И что вы думаете...? После развала СССР неожиданно появляется продолжение нашего сегодняшнего героя - проект Т-90 под обозначением "Объект 188", именно он стал логичным продолжением всей линии развития.

Так что если присмотреться повнимательнее, то окажется, что тот самый Т-90 по сути был глубоко модернизированным Т-72Б с новой электроникой. Увы, но и он столкнулся с совершенно новыми вызовами современной реальности, которые всё никак не могли решиться.

И тут начинается самое интересное... Мало кто знает, что к 2017 году научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы под государственным шифром "Прорыв-2" заложили прочную основу для создания танка, который наконец-то должен был стать достойным ответом на все вызовы современности. Главное требование звучало чётко, не косметический ремонт старой машины, а полная замена СУО и радикальное усиление бронирования корпуса.

Вот здесь мы подходим к ключевому секрету всей истории... Т-90М "Прорыв" - это вовсе не принципиально новый танк с чистого листа. Это не "Армата" нового поколения, это не революция платформы танкостроения. Нет, это ничто иное, как финальное, самое радикальное воплощение и выживание концепции Т-72 советской эпохи!

-3

Т-90М, принятый на вооружение Российской армии с 2020 года, стал настоящим апофеозом советской конструкторской школы танкостроения. Он взял базовую, проверенную десятилетиями, производственно освоенную платформу и интегрировал в неё боевые системы 4-го поколения электроники.

Бабах и самый передовой танк всего мира готов!

Что-то мне подсказывает, что таким образом Т-90М гарантирует актуальность базовой платформы Т-72 как минимум до 2040-х годов службы, что является невероятным достижением для конструкции полувековой давности...

Ставьте палец вверх, если вас тоже впечатлила эволюция Т-72 от советской легенды до современного "Прорыва", ну и мой сегодняшний материал, разумеется.

Интересно, а как думаете вы, является ли Т-90М "Прорыв" последней ступенью развития советской танковой школы или имеются ещё какие-то резервы модернизации? Напишите своё мнение в комментариях.

Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выхода моих следующих материалов.

До скорого. Друзья!