Найти в Дзене
Месье Кто? Где? С кем?

"Предатели не должны работать на ТВ!": Юрий Антонов объявил бойкот каналам, пускающим "возвращенцев" и требует их посадить

Заблуждение думать, что новогодние музыкальные фестивали - это только блеск и фальшивые улыбки. Иногда это ещё и поле битвы. Той самой, где сталкиваются не амбиции, а принципы. Фестиваль "Песня года" десятилетиями отлаживал механизм бесконфликтного праздника, где подведение итогов - это парад взаимных комплиментов под дождь из конфетти. Но в этот раз механизм дал сбой. Причиной стал не технический глюк, а живой, неудобный, яростный человек. Восьмидесятилетний Юрий Антонов вышел на сцену не за наградой. Он пришёл на трибуну. Его появление было событием само по себе. Последние годы - тихие вести о болезнях, операциях, затворничестве в загородном доме. Казалось, эпоха Антонова, с его несгибаемым, ершистым характером, безвозвратно ушла. Но он вышел. Подтянутый, собранный, с тем самым знакомым огнём во взгляде. И этот огонь обжёг всех. "Готов лично написать заявление в правоохранительные органы" Главный удар Антонов направил не в абстрактные косности шоу-бизнеса, а в очень конкретные имена
Оглавление

Заблуждение думать, что новогодние музыкальные фестивали - это только блеск и фальшивые улыбки. Иногда это ещё и поле битвы. Той самой, где сталкиваются не амбиции, а принципы. Фестиваль "Песня года" десятилетиями отлаживал механизм бесконфликтного праздника, где подведение итогов - это парад взаимных комплиментов под дождь из конфетти. Но в этот раз механизм дал сбой. Причиной стал не технический глюк, а живой, неудобный, яростный человек. Восьмидесятилетний Юрий Антонов вышел на сцену не за наградой. Он пришёл на трибуну.

Его появление было событием само по себе. Последние годы - тихие вести о болезнях, операциях, затворничестве в загородном доме. Казалось, эпоха Антонова, с его несгибаемым, ершистым характером, безвозвратно ушла. Но он вышел. Подтянутый, собранный, с тем самым знакомым огнём во взгляде. И этот огонь обжёг всех.

"Готов лично написать заявление в правоохранительные органы"

Главный удар Антонов направил не в абстрактные косности шоу-бизнеса, а в очень конкретные имена и явления. Его гнев обрушился на феномен "возвращенцев" - артистов, покинувших страну в период сложностей и теперь вернувшихся за новогодними гонорарами. В фокусе оказались Александр Ревва и Кристина Орбакайте. Сам факт их приглашения на главный смотр года мэтр счёр не ошибкой, а предательством.

-2

Его позиция лишена полутонов. Отъезд - это не личный выбор, а публичный жест, оценка. Возвращение ради заработка - оскорбление для тех, кто оставался и работал здесь. Но Антонов пошёл дальше морального осуждения. Он перевёл разговор в юридическую плоскость, выдав публичное требование, которое прозвучало как обвинительная речь:

Такие люди не имеют морального права работать в России и получать здесь доходы.

И далее - чётко и жёстко: он готов лично написать заявление в правоохранительные органы с требованием привлечения к ответственности - вплоть до реальных сроков. Это был не эмоциональный всплеск, а программа действий. Более того, Антонов расширил круг ответственных, обратившись к Министерству культуры с требованием карать не только артистов, но и систему, их покрывающую - телевизионных начальников и продюсеров, которые, по его мнению, становятся соучастниками, давая им площадки.

-3

Это беспрецедентный шаг. Легенда эстрады публично призывает к уголовному преследованию коллег и менеджеров индустрии. Это уже не внутрицеховая склока. Это заявление о том, что публичная позиция артиста - это не абстракция, а предмет возможной юридической оценки.

"Нельзя делать из царя клоуна": удар по Киркорову и новой мифологии

Но мэтр не остановился на "возвращенцах". Вторая цель его критики оказалась даже более символически заряженной. Он обрушился на Филиппа Киркорова и его участие в новогодней комедии ТНТ "Иван Васильевич меняет всё", где поп-король сыграл Петра 1.

-4

Суть претензии Антонова - не в игре Киркорова, а в принципе. В том, как современная массовая культура обращается с историческими фигурами. Петра Первого, имперского строителя, преобразователя, в проекте превратили в модного, гоняющегося за трендами героя, в карикатуру.

"Петра Первого превратили в смешную пародию ради дешёвых шуток. Это неуважение к памяти, к истории, к стране", - таков был посыл.

Для Антонова, человека старой школы, для которого понятия "достоинство" и "масштаб" - не пустые звуки, это было покушением на основы. Его тревога экзистенциальна: что усвоит молодёжь, глядя на такие трактовки? Что великие личности - это всего лишь повод для стёба и гэгов? Он увидел в этом не безвкусицу, а опасный прецедент обесценивания национального прошлого.

-5

Это критика уже не поступков, а культурной политики. Антонов встал в оппозицию не конкретному артисту, а целой тенденции - постмодернистской игре с историей, где любой образ можно разобрать на мемы.

Что на самом деле произошло? Не скандал, а манифест

Выступление Юрия Антонова - это не скандал в привычном смысле. Это манифест. Манифест человека, который отказывается принимать новые правила игры, где всё условно, всё можно купить, простить и забыть.

  1. Манифест ответственности. Публичный статус - это не только привилегия, но и колоссальная ответственность. Бегство в трудный момент - проступок, который, по мнению Антонова, должен иметь не только моральные, но и правовые последствия.
  2. Манифест охранительства. История и её символы - не пластилин для развлечений. Существует красная линия уважения, которую переступать нельзя, даже ради рейтингов.
  3. Манифест бескомпромиссности. В возрасте, когда многие ищут покоя, Антонов демонстрирует готовность к войне - с коллегами, продюсерами, целыми телеканалами - ради того, что он считает правдой.
-6

Его речь вскрыла глубинный раскол. С одной стороны - гибкая, коммерческая, глобализированная индустрия развлечений, где важны только деньги и внимание. С другой - жёсткая, патриархальная, ценностно ориентированная позиция, требующая чётких ориентиров, границ и наказаний за их нарушение.

Юрий Антонов доказал, что он не реликт. Он - живой укор. Его слова прозвучали как холодный душ для системы, привыкшей к вседозволенности. Он напомнил, что за блестящим фасадом шоу-бизнеса иногда должны звучать и неудобные вопросы: о долге, о памяти, о справедливости. И о том, что у всего, включая славу, должна быть своя цена и своя мера ответственности.

Система, вероятно, проглотит и этот выпад, как и многие другие. Но осадок останется. Потому что сказал это не маргинал, а Юрий Антонов. И его тихий, гневный голос заставил многих задуматься: а там, за кулисами праздника, не слишком ли уже много всего разрешили?

А вы согласны с Юрием Антоновым?

Делитесь мнением в комментариях!

Читайте также: