Найти в Дзене

Секреты подземки: что скрывают названия станций «Охотный Ряд», «Аэропорт», «Китай-город», «Красные ворота», «Сокольники» и «Зябликово»

Художественный нейро-арт коллаж Когда мы смотрим на схему метро, названия станций кажутся чем-то само собой разумеющимся. Но за каждым из них – кусок истории Москвы: рынки дичи у Кремля, первые самолёты, царская охота и даже болотистые окраины. Разберём шесть известных станций по одной – и увидим, как старый город проступает сквозь современные вестибюли и поезда. «Охотный Ряд»: рынок дичи рядом с Кремлём Сегодня «Охотный Ряд» – одна из самых «центровых» станций Сокольнической линии: отсюда рукой подать до Красной площади и Большого театра. Станцию открыли 15 мая 1935 года, в составе первого пускового участка метро. 📸 1.1: Но название у неё старше подземки на пару веков. В XVII–XIX веках здесь, у стен Кремля, располагались торговые ряды. Один из них специализировался на охотничьей добыче: сюда с окрестных лесов свозили битую дичь и живую птицу – от рябчиков и тетеревов до певчих канареек.
Горожане приходили на базар как в большой гастрономический супермаркет того времени: выбирали тушк
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

Когда мы смотрим на схему метро, названия станций кажутся чем-то само собой разумеющимся. Но за каждым из них – кусок истории Москвы: рынки дичи у Кремля, первые самолёты, царская охота и даже болотистые окраины.

Разберём шесть известных станций по одной – и увидим, как старый город проступает сквозь современные вестибюли и поезда.

«Охотный Ряд»: рынок дичи рядом с Кремлём

Сегодня «Охотный Ряд» – одна из самых «центровых» станций Сокольнической линии: отсюда рукой подать до Красной площади и Большого театра. Станцию открыли 15 мая 1935 года, в составе первого пускового участка метро.

📸 1.1:
📸 1.1:

Но название у неё старше подземки на пару веков.

В XVII–XIX веках здесь, у стен Кремля, располагались торговые ряды. Один из них специализировался на охотничьей добыче: сюда с окрестных лесов свозили битую дичь и живую птицу – от рябчиков и тетеревов до певчих канареек.
Горожане приходили на базар как в большой гастрономический супермаркет того времени: выбирали тушку к праздничному столу, спорили о цене и свежести товара.

Именно эти лавки и дали название площади Охотный Ряд, а уже она – станции метро. В середине XX века площадь превратили в улицу, но историческое имя закрепилось за подземкой и осталось на схеме метро.

Теперь, выходя из вестибюля к Государственной думе или театрам, можно вспомнить: когда-то на этом месте шумел рынок, пахло пером, дымом и жареной дичью.

«Аэропорт»: где начиналась московская авиация

Название станции «Аэропорт» – прямой привет с Ходынского поля. На этом большом пустыре в 1910 году открыли аэродром Московского общества воздухоплавания – грубо говоря, первый постоянный аэродром столицы.

📸 1.2:
📸 1.2:

Здесь проходили показательные полёты, испытывали новые самолёты, позже выполняли первые международные рейсы. В 1931 году построили здание аэровокзала, и аэродром превратился в Центральный аэропорт имени М. В. Фрунзе – первый гражданский аэропорт Москвы.

Когда в 1930-е планировали вторую очередь метро, линию решили провести как раз мимо этого аэропорта – чтобы связать его с центром. Так в 1938 году появилась станция «Аэропорт», названная по уже существующему топониму.

Даже архитектура станции напоминает о небе: односводчатый зал, впервые полностью построенный открытым способом, украшен длинными рельефными полосами на своде – они похожи на стропы парашюта.

Сейчас от Ходынского аэродрома почти ничего не осталось, но, поднимаясь по эскалатору «Аэропорта», можно представить, как ровно век назад над этим районом впервые загудели моторы самолётов.

«Китай-город»: древний торговый посад и загадочное слово «кита»

Станция «Китай-город» стоит в самом сердце исторической Москвы – рядом с одним из древнейших районов города, торговым и ремесленным посадом, который с XV–XVI веков называли Китай-городом.

📸 1.3:
📸 1.3:

Изначально метро тут носило другое имя: в 1971 году станцию открыли как «Площадь Ногина», в честь революционера Виктора Ногина. В 1990 году ей вернули исторический топоним – так на схеме появилась знакомая всем надпись «Китай-город».

Откуда взялось само слово «китай» в московском контексте – вопрос, который до сих пор обсуждают лингвисты. Есть две основные версии.

Версия 1. От «кита» – плетёных жердей

По одной из гипотез «китай» происходит от старорусского слова «кита» – так называли связанные между собой жерди или переплетённые ветви, из которых делали стены и ограждения.
Китай-город в XVI веке окружили мощной стеной, и название могло закрепиться как обозначение «города за плетёной оградой».

Версия 2. От древнего корня со значением «жилище» или «убежище»

По другой версии, слово восходит к очень древнему корню, распространившемуся по Евразии и обозначавшему «жилище», «город», «укреплённое место». Лингвисты находят его отражение в итальянском città, тюркском «катай» («город, крепость») и английском city.

Какая бы версия ни оказалась ближе к истине, ясно одно: и исторический район, и станция метро «Китай-город» напоминают, что именно здесь веками пульсировала торговая жизнь старой Москвы.

«Красные ворота»: триумф после Полтавы

Сегодня, выходя из легендарного арочного вестибюля станции «Красные ворота», мало кто задумывается, что это – память о первой триумфальной арке России.

📸 1.4:
📸 1.4:

В 1709 году, после победы в Полтавской битве, по приказу Петра I на этом месте возвели деревянные ворота, чтобы торжественно встречать войска, возвращавшиеся с войны.

Позже арку несколько раз перестраивали, а в 1750-х годах архитектор Дмитрий Ухтомский создал каменные ворота в стиле барокко. В XIX веке их выкрасили в красный цвет; слово «красный» тогда означало не только цвет, но и «красивый», «парадный».

В 1927 году триумфальную арку демонтировали – мешала реконструкции площади и строительству будущего проспекта. От самих ворот не осталось ничего, но название площади «Красные ворота» сохранилось и перешло к станции метро, открытой здесь в 1935 году.

Арочный наземный вестибюль 1930-х годов словно цитирует форму утраченной триумфальной арки: несколько вложенных друг в друга полуколец, уходящих в небо. Проект станции даже получил Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Так в названии «Красные ворота» живёт память и о большой победе, и об исчезнувшем архитектурном символе Москвы.

«Сокольники»: царская охота и дачная окраина

Станция «Сокольники» – одна из самых исторических в московском метро. Именно отсюда 15 мая 1935 года отправился первый поезд с пассажирами по новому метрополитену.

📸 1.5:
📸 1.5:

Но топоним гораздо старше: район Сокольники появился в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Здесь располагались угодья для государственной соколиной охоты – зрелищного и статусного занятия русских правителей.

Неподалёку стояла Сокольничья слобода – поселение сокольников, мастеров, которые содержали и обучали хищных птиц для царя и бояр. Сокольники выходили на охоту в богатых одеждах, держа соколов на руке – об этом сохранились описания и документы.

Позже вокруг соколиных угодий выросла дачная местность, а Сокольничья роща превратилась в парк, известный нам как «Сокольники».

Когда в XX веке здесь появилась первая линия метро, название района естественно перешло к станции – и осталось на красной ветке уже почти на сто лет.

«Зябликово»: деревня на болотах в долине Шмелёвки

Сегодня «Зябликово» – южная конечная Люблинско-Дмитровской линии и важный пересадочный узел, но само название отсылает к небольшой подмосковной деревне, которая находилась в долине реки Шмелёвки.

📸 1.6:
📸 1.6:

Топоним «Зябликово» объясняется по-разному. Самая распространённая версия связывает его со старинным словом «зябля» – так называли топь, заболоченное место, где скапливается вода. И это хорошо совпадает с реальной географией: деревня стояла как раз на низинных, сырых землях.

Есть и другие трактовки: от слова «озяблый» («замёрзший, зябкий») или от названия птицы – зяблика. Но официальные городские источники и экскурсоводы чаще всего указывают именно «зяблю» – болотистое место – как основу названия.

Станция метро, открытая здесь в 2011 году, получила имя по одноимённому району – так в схеме подземки появился ещё один напоминатель о том, что многие нынешние спальные кварталы в недавнем прошлом были деревнями и полями.

Вместо вывода: читайте карту метро как книгу

Если посмотреть на московскую подземку не как на транспортную схему, а как на текст, то каждое название станции – это отдельная глава истории города.

  • «Охотный Ряд» возвращает нас на шумный рынок дичи у Кремля.
  • «Аэропорт» напоминает о времени, когда небо над Ходынкой только начинали бороздить первые аэропланы.
  • «Китай-город» хранит память о древнем торговом посаде и старинных укреплениях.
  • «Красные ворота» говорят о триумфе после Полтавы и первой российской триумфальной арке.
  • «Сокольники» – о царской охоте и слободе сокольников.
  • «Зябликово» – о деревне на болотистой окраине, исчезнувшей, но оставившей своё имя в метро.

В следующий раз, стоя на платформе любой из этих станций, оглянитесь по сторонам. За привычными табличками и указателями скрывается живая память о Москве – нужно лишь знать, как её прочитать.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

При подготовке материала мы опирались на официальные материалы Правительства Москвы, справочные статьи и краеведческие публикации о московском метрополитене и районах города.

Основные использованные источники:

  • Статья «Охотный Ряд (станция метро)» на Википедии.
  • Материал «Станция метро “Охотный ряд”» на портале «Узнай Москву» (um.mos.ru).
  • Статья «Аэропорт (станция метро, Москва)» на Википедии.
  • Статьи «Ходынское поле» и материалы о Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе на Википедии.
  • Статьи «Китай-город» и «Китай-город (станция метро)» на Википедии.
  • Обзор «Китай-город: откуда появилось название?» на портале culture.ru.
  • Статьи «Красные ворота» и «Красные Ворота (станция метро)» на Википедии.
  • Материал «От Триумфальной арки до метро: Главархив рассказал…» на сайте mos.ru.
  • Статья «Сокольники (станция метро, Сокольническая линия)» на Википедии.
  • Публикация «Русь сокольничья: история одного района» (dverexpo.ru).
  • Статьи «Зябликово (район Москвы)» и «Зябликово (станция метро)» на Википедии.
  • Материалы о районе Зябликово на порталах moscowseasons.com, moscow.org и ugorizont.ru.
  • Исходный текст и инфографика группы ВК «Наша колея 1520» (холдинг «Нацпроектстрой»).

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо! Надеемся, было интересно!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Большой палец вверх и порадуйте себя подпиской!

Постскриптум:

Тем, кому интересна история мосметро, рекомендуем подборку: Общая тема

В нашем Телеграм канале еще больше информации!