Найти в Дзене

Больше половины российских вузов обзавелись собственными колледжами, и это не баг, а фича

Почти 60% университетов в России одновременно ведут программы колледжей. На этих программах учится каждый пятый студент среднего профобразования — больше полумиллиона человек. Об этом говорится в новом докладе в серии «Современная аналитика образования», который подготовили эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ. Привычное деление «колледж — это одно, университет — совсем другое» давно перестало работать. Исследователи проанализировали 648 учебных заведений и выяснили: вузовские колледжи стали новой элитой среднего профобразования. Конкурс там в полтора раза выше, чем в обычных техникумах — 3,3 человека на место против 1,8.
После такого колледжа устроиться на работу проще. Трудоустраиваются 83% выпускников против 78% из самостоятельных колледжей. Работодатели видят диплом вуза и доверяют ему больше, даже если это программа СПО, а не бакалавриат.
Исследователи выделили пять типов таких «образовательных матрешек». Элитные комплексы — топовые университеты,

Почти 60% университетов в России одновременно ведут программы колледжей. На этих программах учится каждый пятый студент среднего профобразования — больше полумиллиона человек. Об этом говорится в новом докладе в серии «Современная аналитика образования», который подготовили эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ.

Привычное деление «колледж — это одно, университет — совсем другое» давно перестало работать. Исследователи проанализировали 648 учебных заведений и выяснили: вузовские колледжи стали новой элитой среднего профобразования. Конкурс там в полтора раза выше, чем в обычных техникумах — 3,3 человека на место против 1,8.

После такого колледжа устроиться на работу проще. Трудоустраиваются 83% выпускников против 78% из самостоятельных колледжей. Работодатели видят диплом вуза и доверяют ему больше, даже если это программа СПО, а не бакалавриат.

Исследователи выделили пять типов таких «образовательных матрешек». Элитные комплексы — топовые университеты, где колледж органично вписан в общую структуру. Отраслевые вузы полного цикла — медицинские, творческие, спортивные учебные заведения, где можно пройти весь путь от колледжа до
магистратуры по одной специальности.

Почти половину составляют транзитные хабы — региональные университеты со средней селективностью. Их задача — помочь выпускнику колледжа продолжить обучение. Существуют еще колледжи-втузы — технические организации, где почти половина студентов учится по программам СПО. И массовые филиалы, которые дают широкий доступ к профобразованию в регионах.

За тридцать лет доля выпускников колледжей, которые идут дальше в вузы, выросла на 10 процентных пунктов и сейчас составляет 19%. В прошлом году 23% окончивших СПО поступили в университеты сразу после получения диплома.

Российские вузы значительно упростили путь для выпускников колледжей: 95%
принимают их без ЕГЭ, а в 87% случаев программы колледжей и бакалавриата
совпадают. Ускоренное обучение пока предлагают лишь каждый пятый вуз —
здесь есть потенциал для роста.


«Раньше программы вузовских колледжей были как будто в «слепой зоне» — о них не думали, хотя они важны и для высшего, и для среднего профобразования. Мы хотели показать, что система послешкольного образования в России гораздо разнообразнее, чем просто деление на колледжи и вузы», — говорит
Вера Мальцева, директор Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ.