Найти в Дзене

Будущих ученых и инженеров «съедает» тревога: Студенты не боятся математики, но испытывают сильный стресс на экзаменах — и это мешает им стр

Не так страшна математика, как момент, когда ее проверяют. Студенты не испытывают особенного дискомфорта, когда разбирают новые темы или решают сложные задачи. Но приближение к экзамену — резко повышает тревожность молодых людей. Боязнь экзамена имеют отложенные последствия, считают исследователи, которые опросили более шести тысяч первокурсников из двух десятков университетов. Чтобы точнее понять механизм, использовали международный опросник AMAS с девятью вопросами. Часть из них описывает обычные учебные ситуации, другая — моменты проверки знаний. Девять из десяти студентов спокойно относятся к занятиям, но говорят о выраженном беспокойстве, когда речь заходит о контрольных, зачетах и экзаменах. Высокая тревожность встречалась нечасто, однако у небольшой группы она была заметной и устойчивой. Тревога перед экзаменом работает как самоподдерживающийся цикл. Студент подходит к заданию уже напряженным, и это напряжение буквально «съедает» способность сосредоточиться: тревога занимает ту

Не так страшна математика, как момент, когда ее проверяют. Студенты не испытывают особенного дискомфорта, когда разбирают новые темы или решают сложные задачи. Но приближение к экзамену — резко повышает тревожность молодых людей. Боязнь экзамена имеют отложенные последствия, считают исследователи, которые опросили более шести тысяч первокурсников из двух десятков университетов.

Чтобы точнее понять механизм, использовали международный опросник AMAS с девятью вопросами. Часть из них описывает обычные учебные ситуации, другая — моменты проверки знаний. Девять из десяти студентов спокойно относятся к занятиям, но говорят о выраженном беспокойстве, когда речь заходит о контрольных, зачетах и экзаменах. Высокая тревожность встречалась нечасто, однако у небольшой группы она была заметной и устойчивой.

Тревога перед экзаменом работает как самоподдерживающийся цикл. Студент подходит к заданию уже напряженным, и это напряжение буквально «съедает» способность сосредоточиться: тревога занимает ту часть рабочей памяти, которая нужна для вычислений и анализа. В такой ситуации способный студент может провалить экзамен не из-за незнания, а потому что не справился с собственным волнением. Следующий раз он вспоминает этот опыт — и тревожится еще сильнее.

Именно умение управлять тревогой во многом объясняет, почему при одинаковом уровне подготовки одни студенты сдают экзамены легче, а другие справляются хуже, отмечает одна из авторов исследования Анна Павлова (https://www.hse.ru/org/persons/225565859/). Исследование показало, что мужчины и женщины, студенты точных и гуманитарных специальностей одинаково понимают вопросы о математической тревожности, хотя сам уровень тревоги у них различается: девушки тревожатся сильнее юношей, а гуманитарии — больше технарей.

«Со временем часть студентов начинает избегать всего, что связано с математикой, — поясняет эксперт. — Если каждый тест воспринимается как испытание, это влияет на желание идти в науку и технологии».

Обычно студентам, которые провалили экзамен, предлагают дополнительные занятия. Но если корень проблемы не в понимании материала, а в стрессе, от них мало пользы. Нужны другие формы поддержки. Авторы исследования предлагают использовать опросник как инструмент ранней диагностики. Он помогает вовремя заметить тех, кому нужны навыки управления тревогой. Такой подход позволяет поддерживать студентов эффективнее и не смешивать математические трудности с эмоциональными.

Подробнее