Найти в Дзене

Между хищением и созиданием.

Ощущение, будто человечество провалилось в чуждый, жестокий мир, где правит закон силы и отъёма, это не паранойя, а трезвое наблюдение за одной из мощнейших тенденций нашей реальности. Эта реальность, которую можно назвать «миром хищников», построена на фундаментальном принципе: возможность извлекать выгоду через присвоение того, что ты не создавал и что тебе по праву не принадлежит. Это экстрактивная, паразитарная модель, где богатство не рождается из творчества или сотрудничества, а перекачивается от слабого к сильному, от многих к избранным. Она превращает экономику в игру с нулевой суммой, общество в джунгли, а человека либо в охотника, либо в добычу. Явление это многолико. Мы видим его в гипертрофированном финансовом капитализме, где прибыль, полученная от спекуляций и манипуляций, ставится выше созидательного труда и благополучия планеты. Мы узнаём его в коррупции, превращающей общественные блага в частную ренту, и в неоколониальных практиках, выкачивающих ресурсы целых стр

Ощущение, будто человечество провалилось в чуждый, жестокий мир, где правит закон силы и отъёма, это не паранойя, а трезвое наблюдение за одной из мощнейших тенденций нашей реальности. Эта реальность, которую можно назвать «миром хищников», построена на фундаментальном принципе: возможность извлекать выгоду через присвоение того, что ты не создавал и что тебе по праву не принадлежит. Это экстрактивная, паразитарная модель, где богатство не рождается из творчества или сотрудничества, а перекачивается от слабого к сильному, от многих к избранным. Она превращает экономику в игру с нулевой суммой, общество в джунгли, а человека либо в охотника, либо в добычу.

Явление это многолико. Мы видим его в гипертрофированном финансовом капитализме, где прибыль, полученная от спекуляций и манипуляций, ставится выше созидательного труда и благополучия планеты. Мы узнаём его в коррупции, превращающей общественные блага в частную ренту, и в неоколониальных практиках, выкачивающих ресурсы целых стран. Оно материализуется в цифровых империях, монетизирующих наше внимание и личные данные, почти не отдавая взамен подлинной ценности. Этот мир поощряет не создателей, а посредников-монополистов; не изобретателей, но тех, кто умеет устанавливать контроль и собирать дань.

Но сделать эту картину тотальной значит совершить роковую ошибку и поддаться отчаянию. Потому что параллельно, часто в тени шумной и агрессивной системы «хищников», существует и развивается иной мир. Мир «созидателей». Его фундамент прямо противоположен: ценность рождается в акте творчества, инновации, заботы или кооперации. Его логика это игра с положительной суммой, где обмен знаниями, навыками и ресурсами умножает общее богатство. Открытый исходный код в программировании, научное сообщество, строящееся на принципах рецензирования и деления данных, локальные фермерские кооперативы, волонтёрские движения - всё это живые, дышащие клетки альтернативного организма.

Таким образом, современное человечество не столько «провалилось» в один мир, сколько оказалось растянуто между двумя полярными системами ценностей. Это не вертикальное падение, а горизонтальное расщепление. Внутри нашей биологической природы, внутри наших социальных институтов и внутри каждого из нас идёт постоянная борьба между архетипом Хищника, жаждущего захватить, и архетипом Созидателя, стремящегося построить. Государства, законы, этические учения, религии по сути, тысячелетние попытки создать механизмы подавления первого и поощрения второго.

Провалом был бы не выбор «мира хищников» он всегда был частью уравнения. Провалом является капитуляция, восприятие этой модели как единственно возможной и вечной. Сила экстрактивной системы в её кажущейся неизбежности. Но её ахиллесова пята в принципиальной неустойчивости: она истощает и ресурсы, и доверие, и саму почву, на которой стоит. Модель созидания, хоть и часто проигрывает в краткосрочной гонке за мгновенную выгоду, оказывается устойчивой в долгосрочной перспективе.

Итог заключается не в поиске виноватых, а в признании этого раскола. И в последовательном, ежедневном выборе. Выборе в пользу бизнеса, который создаёт, а не выкачивает; в пользу политиков, которые служат, а не владеют; в пользу потребления, которое осознанно, а не хищно; в пользу личного участия в проектах кооперации и взаимопомощи. Будущее не за полной победой одного мира над другим, что, вероятно, и невозможно. Оно в постоянном усилии, в культурной, экономической и личной практике по укреплению островков и архипелагов созидания, чтобы они могли выдержать напор хищнических вод и, возможно, со временем превратить эти воды в русла для новых, более человечных рек.

«ТриОсь Консалтинг». Стратегический партнер для собственников и топ-команд.