В неодадаизм входят два подтечения: «новый реализм» и поп-арт, причем второе зародилось в первом. Это вторая волна дадаизма, и ее расцвет падает на 1950-60-е гг. Несмотря на то что во всем мире получила распространение американская разновидность неодадаизма – поп-арт, хронологически первым было проявление английского поп-арта, названного позже «новым реализмом».
В 1949 г. английский художник Френсис Бэкон, уже известный нам по традиционализму, стал использовать в своих станковых работах имитацию фрагментов фотографий (коллаж ситуаций). Это подхватила группа «нового реализма». Однако новшество не было замечено критикой, и название не привилось. В 1950-х гг. работы «нового реализма» демонстрировались в Музее современного искусства в Нью-Йорке, что дало неожиданную вспышку этого искусства в Новом Свете. Здесь его назвали поп-артом. Возвратившись в Европу в 1960 г., поп-арт вызвал возрождение «нового реализма», но уже под другим названием. Поэтому наиболее известные работы европейского неодадаизма идут с опозданием на 7-10 лет по сравнению с американскими.
Новый реализм
Крупнейшим представителем европейского неодадаизма является английский художник Ричард Гамильтон (1922). Его работы чаще всего относятся к той разновидности поп-арта, которая именуется «фотоколлажем», когда художник имитирует маслом на холсте настоящий фотоколлаж. Кисти Р. Гамильтона принадлежит одна из самых известных работ европейского неодадаизма. Она имела разные названия, поэтому мы приводим то, что было опубликовано в журнале «Англия», — «Давайте вместе исследовать звезды». Работа была посвящена убийству Р. Кеннеди, и в центре композиции узнавался фрагмент его лица. Помимо большого кровавого пятна справа, слева была воспроизведена схема оптического прицела и надпись «Сделано в СССР». Таким образом, произведение несло определенную политическую направленность.
Поп-арт
Это подтечение неодадаизма сыграло большую роль в развитии искусства ХХ в. Возникло оно в США в первой половине 1950-х гг. после выставки «нового реализма» в Нью-Йорке. Автором термина был директор Музея современного искусства Лоуренс Аллоуэй.
Отцы поп-арта Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс создали стройную теорию подтечения, считая ее закономерной реакцией на засилие беспредметного искусства. Что может быть реальней самих вещей, вопрошали они? Надо только придать этим вещам свойства произведений изобразительного искусства. Для этого следовало изъять из них конкретную полезность, их прикладное значение. У произведения искусства должен остаться лишь один материальный облик вещей, который нельзя использовать в практике.
Всего выделяется четыре принципиально различных типа произведений поп-арта: печатный, бутафорский, вещественный, фотоколлажный. Первый имитирует в краске и твердой основе резко увеличенную в размерах печатную продукцию из альбомов, газет, журналов, комиксов. Бутафоры выставляют макеты, иллюзорно похожие на настоящие вещи. Вещественники экспонируют сами вещи, но лишенные их прикладного значения (например, из газовой плиты вынимались все внутренности, а из автомобиля – мотор). О фотоколлажистах мы уже упоминали в связи с творчеством Р. Гамильтона.
Р. Раушенберг в 1955 г. выставил свою первую работу «Кровать», выполненную в духе поп-арта. На подрамник была натянута настоящая простыня, а сверху приклеено стеганное одеяло и подушка. Всё это было слегка разукрашено пятнами краски. Свое мнение о поп-арте он высказал лаконично: «Живопись относится к искусству и к жизни, но не может сотворить ни то, ни другое. Я пытаюсь заполнить этот пробел». Всё последующее творчество художника проходило под этим девизом. Например, в 1964 г. он выставил раскрашенный и обклеенный плакатами косяк с дверью.
Другой зачинатель поп-арта Джаспер Джонс (1930) был больше вещественником. Например, в 1960 г. он создал работу «Крашеная бронза», где на бронзовую пластину были приварены две пустые баночки из-под пива «Баллантайн».
Энди Вархоль (1930–1987) представлял в поп-арте печатников, причем его излюбленная техника – шелкография. Он прославился многочисленными смонтированными изображениями кумиров того времени: Мэрилин Монро (1962) и Жаклин Кеннеди (1964). Весь мир обошла его работа «Четыре консервных банки супа «Кэмпбелл», которая была бы очень похожа на рекламу, если бы банки были изображены в том цвете, в котором они встречаются в продаже.
В аналогичной манере работает Рой Лихтенштейн (1923). Его излюбленный прием — увеличивать до размеров станковой картины отдельно взятые рисунки из комиксов, которые он скрупулёзно воссоздает на холсте, имитируя даже растровую сетку печати.
Том Вессельман (1931) – вещественник и в своих работах использует инсталляции из настоящих предметов. Одна из самых известных его работ – «Коллаж купания» (1963), в которой он представил оборудование настоящей ванной комнаты, поместив в ней стилизованную плоскую фигуру обнаженной женщины с настоящим махровым полотенцем в руках.
Клаас Ольденбург (1929) – также вещественник. Он получил известность своей работой «Большие синие брюки» (1962). Были воспроизведены настоящие брюки во всех деталях, носить их, однако, было невозможно из-за огромных размеров. Этим разрушалось их прикладное значение.
Пожалуй, самым талантливым художником поп-арта является Джеймс Розенквист (1933). Он дебютировал как фотоколлажист, и на первых порах его работы мало привлекали внимание зрителя из-за их однообразия (например, «В красном цвете», 1963, или «Прогулка Мерси Канонболла», 1965). Но со временем его творчество вышло за пределы камерных работ и развернулось в красочную феерию цвета и символов. Он начал писать огромные работы в начале 1970-х гг. («Сползание с границы ангелов», 1973, размером 255х657,5 см). Первоначально они были исполнены также по типу фотоколлажей, однако к концу 1970-х гг. символы начали играть самостоятельную роль, оторвавшись от избитых штампов. Примером тому могут служить его работы «Хоромы» (1978), «Звездный вор» (1981) и, наконец, потрясающая по своим размерам (510х1380 см) «Постоянство электрических нимф в пространстве» (1985), где изображены огромные алые, белые, желтые и синие фантастические цветы.
Поп-арт был единственным ведущим подтечением искусства, осудившим войну во Вьетнаме. Так, Дж. Розенквист создал на бумаге печатную работу «F-III» (1965), в которой приемами поп-арта комментировал трагические события. Другой художник поп-арта Сидни Гудмен в 1960 г. выставил работу «Крест», осуждавшую бомбардировки Вьетнама и испытания ядерного оружия.
Поп-арт сыграл большую роль в становлении современной рекламы и дизайна.
Одним из малораспространенных ответвлений поп-арта является боди-арт (искусство тела). Его разновидности в чем-то смыкаются с гиперреализмом. Сторонники этого варианта неодадаизма представляют на выставки живых людей. Так, на одной из Венецианских биеннале были наняты обитатели дома престарелых. Они целый день сидели на выставке в качестве экспонатов. Перед ними стояли таблички с их биографией. От модели требовалось только как можно меньше шевелиться и разговаривать.
Другая разновидность боди-арта смыкается с «искусством свободного выражения», где все дозволено. Художник здесь работает собственным телом. Например, австрийский художник Флатц, подвесив себя за ноги веревкой и раскачиваясь, в течение нескольких часов бился о холсты и разбрызгивал на них свою кровь из ран, полученных от ударов (1991). После такого «акта творчества» художник несколько месяцев лечился в больнице.