Найти в Дзене
Руслан Лаптев

НА КУШЕТКЕ: Долина Л.

Прекрасный материал для анализа сегодня предоставила г-жа Д. Очень громкое дело, много шума и разные реакции и мнения. Я не юрист, поэтому не могу дать какой то правовой оценки, но пофантазировать и проанализировать с точки зрения работы психики постараюсь. Анализ всей личности г-жи Д. задача не простая, да и не нужная в данный момент. Мое внимание привлекла ее одна единственная реакция, на весь тот шквал негатива, который обрушился на нее (оправдано или нет, не мне судить). Данный тип реакции очень характерен при сильном нарциссическом аккорде у личности, и это - ОТРИЦАНИЕ. Если понаблюдать за многими публичными людьми, то чаще всего они закрывают глаза и искренне предпочитают не видеть. Почему так чаще всего происходит с нарциссом? В психоанализе (Фрейд) нарциссизм понимается не как «любовь к себе», а как способ защиты от стыда, пустоты и ощущения ничтожности. Внутри нарциссического субъекта часто присутствует: ранний опыт эмоциональной нестабильности, дефицит принятия, условная лю

Прекрасный материал для анализа сегодня предоставила г-жа Д. Очень громкое дело, много шума и разные реакции и мнения. Я не юрист, поэтому не могу дать какой то правовой оценки, но пофантазировать и проанализировать с точки зрения работы психики постараюсь.

Анализ всей личности г-жи Д. задача не простая, да и не нужная в данный момент. Мое внимание привлекла ее одна единственная реакция, на весь тот шквал негатива, который обрушился на нее (оправдано или нет, не мне судить).

Данный тип реакции очень характерен при сильном нарциссическом аккорде у личности, и это - ОТРИЦАНИЕ.

Если понаблюдать за многими публичными людьми, то чаще всего они закрывают глаза и искренне предпочитают не видеть. Почему так чаще всего происходит с нарциссом?

В психоанализе (Фрейд) нарциссизм понимается не как «любовь к себе», а как способ защиты от стыда, пустоты и ощущения ничтожности.

Внутри нарциссического субъекта часто присутствует: ранний опыт эмоциональной нестабильности, дефицит принятия, условная любовь («ты хорош, когда…»), или резкие колебания между идеализацией и обесцениванием в детстве.

В результате формируется гиперчувствительное Я, которое плохо переносит критику, ограничение, вину, зависимость, фрустрацию.

ОТРИЦАНИЕ — САМАЯ ПРИМИТИВНАЯ, НО БЫСТРАЯ ЗАЩИТА!

Отрицание — это защита, при которой психика говорит:

«Этого не существует / этого нет / это не со мной».

Для нарциссической структуры она удобна, потому что не требует переработки чувства, мгновенно восстанавливает ощущение всемогущества, не допускает переживания стыда и уязвимости.

«У меня нет проблем — проблема в мире»

Реальность аннулируется, потому что её признание означает крах нарциссического образа Я.

Отрицание защищает идеальный образ Я.

Нарциссическая личность живёт не столько в реальности, сколько в фантазме о себе: я особенный! Любой факт, который этому противоречит, угрожает целостности личности. Отрицание выполняет функцию охранника грандиозного Я.

Какие же факты натолкнули меня на такое предположение об этой особенности в личности г-жи Д.?

Мы знаем, что с юности г-жа Д. позиционировала себя как вокалист экстра-класса, «не эстрада, а джаз», «не для всех». Постоянное подчёркивание особого профессионального уровня и дистанции от «обычных» артистов.

В психоанализе это соотносится с формированием грандиозного Я как опоры идентичности.

Многократные публичные конфликты г-жи Д.  с молодыми артистами и участниками шоу, а так же ее категоричные, обесценивающие высказывания в адрес тех, кого она считает «слабыми» или «непрофессиональными» подтверждают мое предположение.

В публичных диалогах с г-жой Д. часто звучит вертикаль: учитель — ученик, мастер — неофит. Это может быть защитой от нарциссического стыда: равенство = угроза уникальности.

Я не склоннен ставить диагнозы или говорить из позиции хорошо/плохо. Мой анализ -исключительно субъективное мнение. Просто на таком ярком примере, как у г-жи Д., мы можем увидеть и пощупать то, как работают наши защиты. В конечном счете нарциссические черты: не равны нарциссическому расстройству, они очень часто встречаются у людей сцены, власти, творчества, легко могут быть адаптивными и способствовать выдающейся карьере.

В  случае г-жи Д., речь идёт о психической структуре, хорошо приспособленной к публичности, но требующей постоянного подтверждения ценности. Ситуация, произошедшая с ней отличный пример того, как нарциссическая организация может проявляться в реальности. Порой такая личностная структура даёт выносливость, амбицию, масштаб — но ценой повышенной чувствительности к критике и жёсткости в контакте с Другим.

Завершая мой краткий анализ г-жи Д., хотелось бы сказать о том, что иногда поведение человека, которого мы резко критикуем, и оцениваем поступки  «плохими» или даже «бесчеловечными», могут определятся не столько волевым усилием, сколько особенностями структуры Я. Это ни в коем случае не оправдывает ее, но заставляет поразмышлять над своим отношением к миру Других. Я искренне надеюсь, что ситуация завершится благополучно, для всех сторон конфликта.

А что вы думаете о данной ситуации? Буду рад любым комментариям!