- Короткая историческая справка на главной странице сайта drhostetters.com гласит, что
- Менее предвзятый автор с сайта hunterdonlandtrust.org более подробно раскрывает подноготную “Знаменитого” бальзама:
- А теперь обратимся непосредственно к очевидцу бума биттеров. Вот, что пишет Юджин Уэр в своей книге “ Индейская война 1864 года”, изд 1911 г.
Короткая историческая справка на главной странице сайта drhostetters.com гласит, что
Оригинальная “Знаменитая” (Celebrated) желудочная горькая настойка (биттер) доктора Дж. Хостеттера была создана в первой половине XIX века уроженцем Пенсильвании доктором Джейкобом Хостеттером и быстро приобрела популярность среди его клиентов. В 1853 году его сын Дэвид запустил массовое производство напитка с упрощенной формулой, где основой служила исключительно чистая эссенция ржаного виски Мононгахела. Всего было продано более ПЯТИДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ бутылок.
Во время Гражданской войны в США «Знаменитый» желудочный биттер доктора Дж. Хостеттера выдавался солдатам Союза (возможно, как сомнительное лекарство) как “надежное средство защиты от смертельных болезней южных болот и ядовитых свойств загрязненных рек и болот”. Напиток пользовался такой популярностью, что подавался в барах всех приличных салунов Америки и не только.
Менее предвзятый автор с сайта hunterdonlandtrust.org более подробно раскрывает подноготную “Знаменитого” бальзама:
"Примерно в 1850 году доктор Джейкоб Хостеттер разработал собственную формулу горькой желудочной настойки, а в 1853 году отцовский “эликсир” запустил в массовое производство его сын, Дэвид, который вместе со своим деловым партнером Дж.Смитом перебрался в Пенсильванию после того, как их бизнес по производству сушеных продуктов был уничтожен в г. Сан-Франциско во время грандиозного пожара 1851 года.
Настойка содержала небольшое количество коры хинного дерева, корня коломбо и корня горечавки, но ее основными составляющими были вода и спирт. Фактическая крепость напитка составляла 47% спирта, и реклама превозносила успех продукта на рынке “ главным образом потому, что содержит больше спирта, чем любая другая панацея”. В общем биттер Хостеттера был таким крепким, что его можно было купить на разлив в барах.
По данным Bottlebooks.com, многие биттеры представляли собой обычный алкогольный напиток, замаскированный под лекарство. Практика добавления небольшого количества горьких травяных настоек в джин для продажи без налогов под видом лечебного напитка, вероятно, зародилась в Англии, а затем перекочевала за океан и получила распространение в США в то время, когда Хостеттер-старший только-только открыл свой бизнес.
Гражданская война стала временем расцвета горьких настоек. Производители из северных штатов так называемых “ патентованных лекарств” получали быструю прибыль, поставляя всевозможные сомнительные медикаменты в войска Союза, эксплуатируя массовые страхи по поводу холеры, желтой лихорадки и дизентерии. В газетной рекламе, ориентированной на армию, утверждалось, что горькие настойки обеспечивают “надёжную защиту от смертельных болезней южных болот и ядовитых свойств загрязненных рек и болот”. Рекламная кампания биттера Хостеттер оказалась настолько успешной, что Военное министерство начало закупать эти желудочные настойки для армии Союза товарными вагонами. К концу войны в Соединенных Штатах и за рубежом ежедневно продавалось более 6000 бутылок". Конец отрывка.
А теперь обратимся непосредственно к очевидцу бума биттеров. Вот, что пишет Юджин Уэр в своей книге “ Индейская война 1864 года”, изд 1911 г.
"Те славные старые времена были настоящей эпохой пьянства. На Западе тогда не существовало такого понятия, как “сухой закон”, и почти все были немного навеселе. А еще это была эпоха искусственных биттеров, их производство было налажено где-то в начале 1850-х годов, а до этого долгое время в моде было старое изобретение под названием “Стоутон”.
В каждом салуне стояла бутылка “Стоутон биттер”, и если кому-то хотелось промочить горло горькой настойкой, он кричал, чтобы ему принесли стаканчик “Стоутона”, и вливал его в себя. “Стоутон” заказывали редко, но его бутылка всегда стояла на видном месте в баре, и, таким образом, этот биттер стал синонимом праздного человека, который мозолит глаза и при этом ничем особенным не занят, поэтому то их и стали называть “бутылкой Стоутона”. В разговорах некоторых политических, религиозных или исторических деятелей часто попросту называли “бутылкой Стоутона”, то есть они были на виду, но никто не обращал на них особого внимания.
Это сравнение так прочно вошло в обиход, что продолжало использоваться даже после исчезновения этого напитка. Однако впоследствии кому-то в голову пришла идея превратить “биттер” в напиток, так родились и были выпущены на рынок три знаменитых марки, которые принесли огромные состояния своим изобретателям, как первопроходцам в этой области. Первым по порядку был “Plantation Bitters”, затем “Hostetter's Bitters”; третьим — “Log Cabin Bitters”.
К моменту начала войны, на рекламу этих биттеров было потрачено огромное количество денег, что по тем временам считалось невероятным. Plantation Bitters появился в 1860 году, и каждая стена, забор и пустырь в Соединенных Штатах были украшены надписью: “S. T. 1880 X”. Несколько месяцев все гадали, чтобы это значило? Она была в газетах. Её распространяли в виде уличных листовок.На каждом шагу ваш взгляд натыкался на: “S. Т. 1860 X”!.
После того, как мир давно устал от догадок, появился полный слоган: “Plantation Bitters, S. T. 1860 X”, он переводился как: “Верное дело через десять лет, начиная с 1860 года” (Sure thing in ten years from 1860). То есть, когда изобретатель впервые приготовил свой отвар и дал его попробовать другу, тот изрек; что это это верный путь к целому состоянию через 10 лет. Действуя на основании этого заключения, изготовитель биттера решил заранее выставить счет Соединенным Штатам и потратил на рекламу слогана “S. Т. 1860 X” полмиллиона долларов еще до того, как кто-либо понял, что это такое.
Так Plantation Bitters стал самым популярным бутилированным напитком того времени. Он изготавливался из спирта, воды и ароматизаторов и был действительно очень привлекателен как по вкусу, так и по качеству. За ним по популярности следовали Hostetter и Log Cabin. Log Cabin присутствовал в балагане каждого маркитанта по всему району, занимаемым армией. Его главной рекламой служила странная стеклянная бутылка, выполненная в форме бревенчатой хижины. В ближайшем к нашему форту магазине Бойера продавались все три марки напитка". Конец отрывка.
Далее Уэр рассказывает случай, произошедший в магазине дилижансной станции Джулсбург, где называет цену бутылки биттера Хостеттера в 1864 году - 1,5 доллара.
В самом деле, биттеры стали очень популярны в США и вездесущая реклама этому немало способствовала. Английский путешественник Дэвид Макри в своей книге “Американцы у себя дома” (The Americans at Home), изд. 1870 г. так описал свои ощущения от засилья рекламы биттеров, которая в некоторых случаях переросла в антирекламу:
Здешняя любовь к рекламе заставила бы стороннего человека предположить, что американцы — нация заядлых пьяниц, которые упиваются своим позором. Горькие настойки рекламируются в каждой газете, красуются на плакатах на каждом сарае, нарисованы огромными буквами на каждом заборе и камне, где только может остановиться человеческий взгляд. Порой я натыкался на рекламу биттеров в южных болотах и западных прериях, где, кажется, его некому покупать, кроме хорьков, медведей и бизонов. Говорят, что на кладбище в Глостере, штат Массачусетс, взгляд посетителя встречает следующее объявление: “Если вы хотите здесь поселиться, пейте горькие настойки Хостеттера”.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.