В последнее время информационное поле вокруг нашего автомобильного гиганта напоминает минное поле, где каждый неосторожный шаг или слово представителя завода вызывает мощнейший взрыв общественного негодования. Мы уже привыкли к новостям о повышении цен, о некомплектных автомобилях и о переносе сроков выпуска новинок.
Но недавнее интервью представителя пресс-службы АвтоВАЗа Стаса Березия известному блогеру Амирану Сардарову вызвало настоящий шторм в сети и заставило тысячи людей задать один и тот же вопрос: в какой реальности живут эти люди?
Казалось бы, разговор должен был быть о машинах, о планах и перспективах. Но в какой-то момент диалог свернул в философское русло, и мы услышали вещи, которые, мягко говоря, обескураживают любого налогоплательщика и патриота своей страны. Фраза о том, что гордость - это «низменное чувство», и вопрос «почему вы хотите гордиться заводом, который к вам никакого отношения не имеет», прозвучали как пощечина всем тем, кто годами поддерживает отечественный автопром своим рублем, зачастую не имея другого выбора.
Давайте разберем эту ситуацию детально, потому что она очень ярко подсвечивает ту пропасть, которая образовалась между топ-менеджментом завода (даже в лице пресс-службы) и простыми людьми. К слову о простых людях, россияне уже начали возмущаться подобным заявлениям официального представителя АвтоВАЗа.
Кстати, даже бывшие сотрудники АвтоВАЗа отмечают очень многое в комментариях:
В ходе беседы Амиран задал вполне резонный вопрос о том, почему к отзывам иномарок типа BMW или Lexus люди относятся с пониманием, а отзывы Лады вызывают шквал негатива. Блогер справедливо заметил, что нам хочется гордиться отечественным продуктом, хочется, чтобы наши машины были крутыми. И тут Стас Березий выдает тираду, которая ломает всю логику отношений «производитель - клиент». Он заявляет, что желание гордиться - это неправильно, что это низменное чувство, и вообще, завод к нам с вами не имеет никакого отношения.
И вот здесь хочется остановиться и сказать: «Стоп, подождите минуту». Как это завод не имеет к нам отношения? Мы живем в стране, где АвтоВАЗ - это не просто частная лавочка, которая печет пирожки на свой страх и риск. Это градообразующее предприятие, стратегический актив, который на протяжении последних десятилетий регулярно получает миллиардные вливания из государственного бюджета. А чей это бюджет?
Это наши с вами налоги. Когда заводу было плохо, государство списывало долги, давало льготные кредиты, вводило программы утилизации и субсидирования. Все это делалось за счет простых граждан, учителей, врачей, инженеров, которые платят налоги. Мы спасали этот завод всей страной неоднократно.
Более того, давайте вспомним про утилизационный сбор и таможенные пошлины. Государство создало тепличные условия для АвтоВАЗа, фактически зачистив рынок от конкурентов. Мы вынуждены переплачивать за китайские автомобили сотни тысяч, а то и миллионы рублей, только для того, чтобы продукция Тольятти оставалась конкурентоспособной. Мы платим за эту «поддержку» каждый раз, когда покупаем любой автомобиль в России, будь то Лада или иномарка.
И после всего этого нам говорят, что завод к нам не имеет отношения? Это звучит как минимум неблагодарно, а как максимум - цинично. Мы имеем самое прямое отношение к этому заводу, потому что мы - его инвесторы поневоле. И мы имеем полное моральное право требовать качества и поводов для той самой гордости, которую нам назвали «низменной».
Следующий тезис, который вызвал бурную реакцию, касался технологического уровня. Представитель завода заявил, что Lada - это самое лучшее и высокотехнологичное, что мы можем сделать на гражданском рынке сегодня. Аргумент был убийственный:
«У нас нет ни мотоцикла, ни телевизора, а автомобиль есть».
То есть нам предлагают гордиться не потому, что продукт объективно хорош и может конкурировать с мировыми аналогами, а по принципу «на безрыбье и рак рыба». Нам говорят: скажите спасибо, что мы вообще что-то производим, ведь остальные отрасли гражданской электроники и техники мы уже потеряли. Это позиция слабости, а не силы. Гордость должна базироваться на достижениях, на прорывах, на том, что ты сделал что-то лучше других, а не на том, что ты единственный, кто выжил в тепличных условиях.
Когда потребитель приходит в салон и видит Весту за два миллиона рублей, у которой периодически глючит электроника или стучит подвеска, он не думает о том, что у нас нет отечественных телевизоров. Он сравнивает этот автомобиль с тем, что предлагают конкуренты, или с тем, что было раньше. И когда ему говорят, что это «вершина технологий», он чувствует себя обманутым.
Да, собрать автомобиль - это сложно. Никто не спорит. Но китайские производители, которые начинали с копирования старых японских моторов, за десять лет улетели в космос, предлагая гибриды, автопилоты и премиальный комфорт. А мы все еще гордимся тем, что научились ставить вариатор на старый мотор 1.8 и называем это прорывом.
Особое возмущение вызвала фраза про то, что «работать как японец и немец не хочет никто». Это классический прием перекладывания ответственности с больной головы на здоровую. Оказывается, проблема не в устаревшем оборудовании, не в ошибках менеджмента, не в странной логистике и выборе поставщиков, а в людях. Якобы наш народ ленив и не хочет работать качественно.
Это оскорбление для миллионов трудяг, которые каждый день честно выполняют свою работу. У нас есть прекрасные инженеры, талантливые программисты, рукастые механики. Люди хотят и умеют работать, если им создать условия, дать нормальную зарплату и выстроить процессы. Качество автомобиля определяется не национальностью рабочего на конвейере, а системой контроля качества, которую выстраивает руководство.
Если на завод приходят бракованные детали, и их ставят на машину, чтобы не останавливать конвейер - это вина не рабочего, а менеджера, который принял такое решение.
Потребитель в России - один из самых лояльных и терпеливых в мире. Мы прощаем нашему автопрому многое. Мы чиним эти машины в гаражах, мы придумываем доработки, мы защищаем их в спорах с владельцами иномарок. В глубине души каждый из нас действительно хочет гордиться Ладой. Мы хотим, чтобы наша машина была не хуже «Соляриса» или «Поло».
Но гордость нельзя навязать приказом или упреком. Гордость нужно заслужить. Когда вы сделаете машину, которая проедет 200 тысяч километров без серьезных поломок, которая будет безопасной, комфортной и стоить адекватных денег - мы сами будем ею гордиться без всяких подсказок. А пока нам предлагают гордиться тем, что «мы хотя бы что-то делаем», и при этом обвиняют нас в лени и низменных чувствах, диалога не получится.
Весь этот скандал - это маркер того, насколько велик разрыв в коммуникации. Завод пытается защищаться, занимая агрессивную позицию: «мы молодцы, а вы не цените». Но в современном мире это не работает. Люди голосуют кошельком. И если бы не заградительные пошлины, результат этого голосования был бы плачевным для Тольятти. Вместо того чтобы поучать покупателей и рассказывать им про отсутствие телевизоров, лучше бы бросить все силы на то, чтобы устранить вой коробки передач, который не могут победить уже десять лет, или разобраться с поставщиками электроники.
В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда за наши же деньги (налоговые и потребительские) нас еще и пытаются воспитывать. Я, как человек, который платит налоги и видит, сколько бюджетных средств уходит на поддержку автопрома, считаю, что имею полное право спрашивать за результат.
И этот результат должен измеряться не количеством пафосных интервью, а качеством конечного продукта. Пока что между амбициями завода и реальностью - пропасть. И мостик через эту пропасть нужно строить не словами о «низменных чувствах», а реальными делами и уважением к своему клиенту, который, вопреки всему, все еще приходит в салоны Лада.
А что вы думаете по этому поводу? Имеем ли мы право требовать от завода поводов для гордости, учитывая сколько государственных денег в него вложено, или нам действительно стоит довольствоваться тем, что есть, и не жужжать? Жду ваши мнения в комментариях, тема острая и касается каждого.