Представьте себе абитуриента театрального вуза, который на вступительном прослушивании не может вспомнить ни строчки из заученной басни. Члены комиссии в шоке. Вместо того чтобы указать на дверь, они бросают ему спасательный круг: «Не можешь прочесть — перескажи».
И этот пересказ, где от Крылова не осталось ничего, кроме сюжета, рассказанный с таким искренним, почти детским азартом, становится его счастливым билетом.
Это не анекдот, а реальное начало карьеры Олега Гааса — одного из самых ярких и востребованных актёров своего поколения.
Сегодня, в неполные 30 лет, за его плечами больше 40 ролей в кино и сериалах («Шифр», «Регби», «Мажор», «Отель Элеон») и сцена легендарного МХТ имени Чехова. Его путь — это история о том, как случайность, помноженная на упрямую искренность, может победить любые планы и предрассудки. История о том, как хулиган из сибирской глубинки, мечтавший о КВН и бизнесе, стал тем, кем и сам не смел мечтать.
Семейный парадокс: Немецкий папа, русская мама и даты как приговор
Олег обожает рассказывать о парадоксах своей семьи, видя в них своеобразный кармический юмор. Его отец, Виктор Гаас, — потомок поволжских немцев, а фамилия в переводе означает «заяц». Мама, в девичестве Волкова, — русская. Ирония, по мнению актёра, начинается уже с дат.
«Как должны были сложиться звёзды, чтобы папа-немец и мама-русская поженились 22 июня, а сына зачали 9 мая?» — с улыбкой рассуждает он. Эти даты, отсылающие к трагическим и победным страницам истории, словно заранее определили контрастность его собственной судьбы.
Когда Олегу было десять, родители развелись. Мальчик переживал тяжело, но взрослая мудрость (или просто человечность) не позволила родителям разорвать ребёнка на части.
Он остался с мамой в Нижневартовске, но связь с отцом не прервал и сегодня общается с ним прекрасно. Повзрослев, он понял: они были слишком разными, чтобы быть вместе. Характером, как сам признаётся, он пошёл в мать — внешне мягкий, неконфликтный, но внутри с крепким стержнем, умеющим «держать удар».
Детство сломанных крыш: хулиган, паркур и работа с 12 лет
Жизнь в провинции не была простой. Уже в 12 лет Олег пошёл работать. Он понимал, что матери одной тяжело. Зимой, в лютые сорокаградусные морозы, он торговал на улицах газетами. Позже освоил скупку и перепродажу юбилейных монет. Энергии было через край, и она находила не всегда правильный выход.
Он рос «правильным» хулиганом — тем, кто бил кулаками за, как ему казалось, добро и справедливость. Не раз это приводило его в отделение милиции, пока он сам не осознал, куда может завести эта дорога.
Тогда же он нашёл другую отдушину — паркур. Прыжки с крыш, преодоление препятствий давали адреналин и чувство свободы. Расплата пришла позже: позвоночные грыжи, которые теперь заставляют его ежедневно делать специальную гимнастику.
Зато было и творческое начало: школьный театральный кружок. Правда, об актёрстве он не думал. Ему просто нравилось быть в центре внимания, смешить людей, как это делали резиденты Comedy Club, которых он обожал. Но мама видела его будущее иным.
Между пластическим хирургом и банкиром: о чём мечтали родители
Когда речь зашла о выборе профессии, родители, несмотря на развод, выступили единым фронтом. Актёрство в их глазах не было серьёзным занятием.
«Папа у меня — настоящий русский мужичара из сибирской деревни. Про актёрскую профессию можно было даже не заикаться, — вспоминает Олег. — Он говорил: «Да какой из тебя актёр? Будешь на гармошке в переходе играть?»».
Мама видела его пластическим хирургом. Отец настаивал на экономическом образовании и карьере в банковской сфере. Сам Олег, переехав в 13 лет с матерью в Омск, после школы собирался в Санкт-Петербург — поступать в инженерно-экономический институт на факультет коммерции.
Его привлекла не столько специальность, сколько сильная команда КВН при вузе. Мечтал вернуться в Нижневартовск и открыть свой бизнес. Мысль о театральном, промелькнувшую перед выпуском, он отмёл: не умел ни петь, ни танцевать, а истории о многолетних мучениях абитуриентов пугали.
Судьбу решил случай. Вернее, человек.
Судьбоносный толчок подруги мамы
В Питер Олег отправился с мамой и её подругой Галиной. Они искали квартиру для будущего студента-экономиста. Проходя мимо величественного здания СПбГАТИ (Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства), подруга вдруг сказала:
«Олег, а ведь ты мог бы здесь учиться». Он отмахнулся. Но она настойчиво предложила зайти просто посмотреть, а потом, почти физически подтолкнув, настояла на подаче документов.
«Ради интереса решил испытать себя», — так он объясняет тот шаг сейчас.
Испытание оказалось жёстким: за три дня нужно было выучить по четыре басни, стихотворения и отрывка прозы. Он честно пытался, но голова была забита другим.
Прослушивание-катастрофа: «Я всё забыл»
На первом же туре случилось то, что должно было поставить крест на всех мечтах. Его попросили прочесть басню.
— Я забыл, — честно признался он.
— Тогда вторую.
— Я готовил только одну.
В аудитории повисла тишина. Члены комиссии, кажется, были ошарашены такой наглой неподготовленностью. Но вместо того, чтобы выставить за дверь, кто-то из них сжалился: «Ну, перескажи, как помнишь».
И вот тут Олег ожил. Он не читал, а рассказывал, жестикулировал, входил в раж. В его пересказе не было ни строчки оригинального текста, но была энергия, искра, заразительная непосредственность. Он прыгал, кричал, читал стихи. Уходил, не надеясь ни на что. Каково же было его изумление, когда его фамилия оказалась в списках на второй тур.
Спасательный круг комиссии и еврейский танец
Второй тур предполагал пение, танцы и творческий сюрприз. С пением было туго: из всего репертуара Олег помнил лишь «Идёт солдат по городу» со школьных маршировок.
Её и затянул. На просьбу спеть ещё что-нибудь выдал песню о десантниках из детского лагеря. Члены комиссии начали подозревать, что перед ними дембель — так уверенно он держался. Но нет, он был просто выпускником школы.
С танцами было хуже. Мама даже наняла педагога, но два занятия ничего не изменили. На просмотре он, ковыляя, изобразил что-то вроде еврейского танца. И снова — магия. Его фамилия звучала среди допущенных к третьему, решающему туру.
«А что ты умеешь готовить?» — «Доширак!»
Перед собеседованием Олег лихорадочно вспоминал имена литературных героев, готовясь к вопросу о будущих ролях. Он много о ком слышал, но мало кого читал. Переступив порог, он ждал именно этого.
Вместо этого его спросили: «А что ты умеешь готовить?»
Вопрос застал врасплох. И тогда Олег с вдохновением истинного кулинара начал подробно, со знанием дела, рассказывать рецепт идеального «Доширака» — как залить кипятком, сколько ждать, как размешать.
Только после этого, смеясь, его спросили о желаемых ролях. Он выпалил весь список, что успел вспомнить. Поступление казалось чудом. Даже его ответ на вопрос о любимых писателях в первом туре (наобум названные Гончаров и Тургенев) оказался пророческим: именно эти авторы были любимы у Арвида Зеланда, мастера курса, на который он в итоге попал.
Красный диплом самозванца: как сомнения гнали вперёд
Учиться было сложно, но интересно. Однако каждые полгода его посещала мысль всё бросить. На фоне талантливых, подготовленных однокурсников он чувствовал себя самозванцем, бездарностью, занявшей чужое место.
«Я казался себе полной бездарностью, — признаётся он. — Но, видимо, это и заставляло работать в два раза больше».
Он навёрстывал упущенное: читал запоем те книги, которые другие прошли ещё в школе. Обожал актёрское мастерство и философию, расцветал на импровизациях. Воля и труд сделали своё — он окончил СПбГАТИ с красным дипломом. Главным уроком академии он считает не технику, а дисциплину и честное, почти благоговейное отношение к профессии.
Первые роли и костюм арбуза: цена входа в профессию
Ещё на последнем курсе он дебютировал в сериале «Письма на стекле». Но после выпуска звёзд с неба не хватало. Были периоды полного безденежья и странных подработок.
«Не было работы… У меня нет богатых родителей, которые могли бы купить мне квартиру, машину, им самим надо было помогать, — рассказывает он. — Поэтому приходилось работать не всегда там, где мне нравилось. Я раздавал листовки в костюме арбуза, работал аниматором. Относился к этому как к профессии. Если был выбор — сниматься в плохом материале или не работать, я выбирал работать. Надо было кормить семью, на моих плечах были заботы о племянниках».
Это была школа выживания. Он метался между городами, снимаясь везде, где предлагали. Постепенно роли становились серьёзнее: «Любимая учительница», «Полное превращение», «Отель «Элеон»». Он был жаден к работе, потому что за ней стояла необходимость.
Этический кодекс: почему он боится стать плохим примером
Сейчас, имея возможность выбирать, Олег руководствуется не только художественным чутьём, но и внутренней этикой. Он признаётся, что его пугает только одно — подать дурной пример.
«Существуют талантливо сыгранные роли негодяев: бандитов, маньяков. Конечно, не хочется, чтобы зрители очаровывались такими персонажами, — рассуждает он. — Проще играть себя, многие так и делают всю карьеру. А я стремлюсь к другому — как Кристиан Бэйл, который ради роли может изменить себя до неузнаваемости».
Для него актёр — не просто исполнитель, а человек, несущий ответственность за тот образ, который он создаёт в умах зрителей.
МХТ имени Чехова: предел мечтаний и «служба»
Сразу после института он понимал, что ему нужен не авангардный театр, а классическая сцена с традициями. Пределом мечтаний был МХТ имени Чехова. В 2016 году его мечта сбылась — его приняли в труппу.
«В театре не работаешь, а служишь, — говорит он. — Театр, кино, вся эта профессия — как наркотик. Когда попадаешь на сцену или на площадку, кажется, будто тебя укусил «киношка-вампир». И обратной дороги уже нет. Это касается всех — актёров, режиссёров, гримёров».
Личная жизнь: тяга к женщинам старше и мечта о семье
В личной жизни Олег не скрывает своих предпочтений. Он не женат, но мечтает о крепкой семье и детях. И открыто говорит, что его всегда привлекали женщины старше него.
«У меня мама старше папы, и все мои девушки тоже были старше, — объясняет он. — Не знаю, почему. Меня привлекают люди, рядом с которыми я могу расти, учиться чему-то. Девушки — не исключение».
В этом просматривается его общая жизненная философия: стремление к развитию, к тому, чтобы быть в окружении, которое заставляет быть лучше.
Шаманизм, Алтай и природа как Бог: духовные поиски
Помимо работы, у него есть глубинные, почти духовные увлечения. Он интересуется шаманизмом, мечтает побывать на острове Ольхон на Байкале — месте силы, куда стекаются шаманы со всей страны.
«Я был на Алтае, и это, пожалуй, моё любимое место в России. Там потрясающая природа, — делится он. — Порой мне кажется, что природа и есть Бог».
Это не просто красивые слова. Для парня, выросшего в Сибири, природа — не фон, а живая, дышащая субстанция, источник энергии и размышлений.
«Киношка-вампир»: почему обратной дороги нет
Сегодня он востребован, уважаем коллегами, любим зрителями. Но в его глазах по-прежнему горит тот самый огонёк, который когда-то рассмешил приёмную комиссию. Он не считает себя звездой, а лишь работником, которому бесконечно повезло заниматься любимым делом.
«Мне интересно испытывать себя на прочность, это закаляет, — говорит Гаас. — Я не ищу приключений, но всегда встречаю их с уверенностью, что справлюсь».
Он не осуждает коллег, уехавших из страны, считая, что каждый делает свой выбор. Для него же выбор давно сделан — здесь, на этой сцене, перед этой камерой.
Эпилог: Джокер как положительный герой и другие мечты
Теперь он точно знает, о каких ролях мечтает. В одном из интервью он признался, что ему интересен Джокер. Но с одной оговоркой: он бы хотел сыграть его не как злодея, а как положительного, глубоко трагичного героя, попавшего в безвыходные обстоятельства.
А ещё в его списке — Робин Гуд, любимый персонаж детства, бунтарь и защитник обездоленных. В этих желаниях — весь Олег Гаас: хулиган с добрым сердцем, случайный актёр, ставший настоящим мастером, искатель, для которого нет ничего интереснее, чем исследовать границы человеческой души, даже в самом, казалось бы, тёмном её проявлении.
Его история — лучшее доказательство того, что самый прямой путь к успеху — это быть собой, даже если это «я» забыло басню, но помнит, как правильно приготовить «Доширак».