«Не хочу делать математику!», «История — это скучно!» Знакомые фразы? Почти каждый родитель сталкивается с тем, что у ребёнка в школе появляется нелюбимый предмет. Из-за отсутствия интереса страдает успеваемость, а домашние задания превращаются в мучение для всей семьи.
Что делать родителям? Главное — не ругать и не заставлять из-под палки. Наша задача — помочь ребёнку преодолеть этот барьер и научить его справляться со сложностями. Рассказываем, как сделать это мягко и эффективно.
Как понять, что у ребёнка есть нелюбимый предмет?
Ребёнок не всегда прямо об этом говорит. Но есть признаки, которые помогут вам распознать проблему:
- Эмоциональный отклик. Ребёнок злится, раздражается, грустит или замыкается, когда речь заходит об определённом предмете.
- Домашнее задание по этому предмету откладывается до последнего, делается в спешке или кое-как.
- Ребёнок может «забывать» тетрадь или учебник дома, не записывает домашнее задание.
- Успеваемость по предмету низкая, особенно по сравнению с другими дисциплинами.
- Негативные высказывания. Например, фразы вроде «Я тупой», «У меня никогда это не получится», «Этот предмет бессмысленный».
Если вы заметили эти признаки, самое время действовать.
Как поддержать ребёнка и улучшить успеваемость
Выясните причину, а не симптом
Нелюбовь к предмету — это часто лишь верхушка айсберга. Поговорите по душам. Почему ему не нравится?
- Неинтересно? Возможно, материал подаётся сухо, он не связан с реальной жизнью.
- Сложно? Ребёнок мог пропустить базовую тему и теперь не понимает предмет.
- Конфликт с учителем? Личные антипатии сильно влияют на восприятие предмета.
- Не видит практического применения? «Зачем мне эта биология, если я буду программистом?»
Превратите скучное в увлекательное
Попробуйте выйти за рамки учебника. Например:
- проблемы с историей или литературой? Смотрите хорошие исторические фильмы или увлекательные документальные проекты, ходите в музеи с детской программой, найдите комиксы по мотивам литературной классики;
- если плохо даётся география, изучайте карты, «путешествуйте» с помощью Google Earth, смотрите блогеров-путешественников;
- если нелюбимый предмет химия или физика, купите увлекательный набор для опытов или поищите видео с простыми экспериментами в интернете;
- вызывает скуку биология? Хороший детский микроскоп, в котором можно своими глазами увидеть строение листа, или набор юного биолога помогут увлечь ребёнка.
Создайте поддерживающую атмосферу
- Разделите задачу на части. Большое сложное задание часто пугает ребёнка. Предложите сделать сначала 2–3 упражнения, потом отдохнуть и снова вернуться к работе.
- Отмечайте любой успех. Не только пятерки, но и четверки, и даже тройки, если раньше были двойки. Скажите ребёнку: «Сегодня ты справился гораздо лучше! Я горжусь твоим упорством!»
- Не делайте работу за него. Ваша помощь — это объяснить, направить, проверить. Но не решать задачу по алгебре и не писать сочинение по литературе вместо ребёнка.
Научите учиться
Иногда проблема заключается в том, что у ребёнка нет правильных навыков изучать, структурировать и запоминать информацию.
- Помогите с организацией: купите яркие стикеры для записей, красивый блокнот, тетради с любимыми персонажами. Покажите, как составлять план домашних работ, выписывать темы, которым нужно уделить особое внимание, отмечать пройденный материал.
- Объясните техники запоминания: например, мнемонические правила, ассоциации, интеллект-карты, которые можно составлять онлайн или рисовать самому.
- Развивайте критическое мышление. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему это так работает?», «А что было бы, если бы...?»
Нужно ли привлекать педагога
Поговорить о проблеме со школьным учителем стоит. Главное, не преподносить это как жалобу или критику. Подойдите к учителю с позиции союзника: «Здравствуйте, я мама Вани. Мы заметили, что у него не складывается с математикой, хотя он старается. Подскажите, с чем, на ваш взгляд, это может быть связано? Как мы вместе можем помочь ему?»
Учитель видит ребёнка в классе и может дать ценную информацию о пробелах в знаниях или особенностях поведения.
Когда стоит подумать о репетиторе?
Репетитор поможет, если вы сами не можете доступно объяснить материал или у ребёнка серьезные пробелы в знаниях. В этих случаях ему нужны индивидуальные углублённые занятия, чтобы догнать школьную программу. Ещё один повод подумать о репетиторе — это конфликт с учителем, из-за которого объективно страдают знания ребёнка.
Спросили психолога, как разрешить конфликт учителя и ребёнка. Читайте в этой статье.
Важно объяснить ребёнку, что репетитор — это не наказание и не попытка заставить его учить нелюбимый предмет. Подайте это как помощь: «Мы нашли тебе классного эксперта, который поможет разобраться со всеми сложными темами. С ним будет проще и интереснее».
Практическими советами, как выбрать репетитора, на что обратить внимание и какие вопросы задать репетитору, делились здесь.
Нелюбимый предмет — это не приговор, а временная трудность. Помогите ребёнку увидеть в ней хоть и непростой, но увлекательный квест, который можно пройти вместе. А всё для успешного обучения можно найти в Детском мире!
Еще больше интересных и полезных статей для родителей можно найти на нашем Дзен-канале. Подписывайтесь на Детский мир и читайте наши статьи первыми!