Найти в Дзене
Детский мир

Как помочь ребёнку с предметами, которые ему не нравятся

«Не хочу делать математику!», «История — это скучно!» Знакомые фразы? Почти каждый родитель сталкивается с тем, что у ребёнка в школе появляется нелюбимый предмет. Из-за отсутствия интереса страдает успеваемость, а домашние задания превращаются в мучение для всей семьи. Что делать родителям? Главное — не ругать и не заставлять из-под палки. Наша задача — помочь ребёнку преодолеть этот барьер и научить его справляться со сложностями. Рассказываем, как сделать это мягко и эффективно. Как понять, что у ребёнка есть нелюбимый предмет? Ребёнок не всегда прямо об этом говорит. Но есть признаки, которые помогут вам распознать проблему: Эмоциональный отклик. Ребёнок злится, раздражается, грустит или замыкается, когда речь заходит об определённом предмете. Домашнее задание по этому предмету откладывается до последнего, делается в спешке или кое-как. Ребёнок может «забывать» тетрадь или учебник дома, не записывает домашнее задание. Успеваемость по предмету низкая, особенно по сравнению с други
Оглавление

«Не хочу делать математику!», «История — это скучно!» Знакомые фразы? Почти каждый родитель сталкивается с тем, что у ребёнка в школе появляется нелюбимый предмет. Из-за отсутствия интереса страдает успеваемость, а домашние задания превращаются в мучение для всей семьи.

Что делать родителям? Главное — не ругать и не заставлять из-под палки. Наша задача — помочь ребёнку преодолеть этот барьер и научить его справляться со сложностями. Рассказываем, как сделать это мягко и эффективно.

Как понять, что у ребёнка есть нелюбимый предмет?

Ребёнок не всегда прямо об этом говорит. Но есть признаки, которые помогут вам распознать проблему:

  • Эмоциональный отклик. Ребёнок злится, раздражается, грустит или замыкается, когда речь заходит об определённом предмете.
  • Домашнее задание по этому предмету откладывается до последнего, делается в спешке или кое-как.
  • Ребёнок может «забывать» тетрадь или учебник дома, не записывает домашнее задание.
  • Успеваемость по предмету низкая, особенно по сравнению с другими дисциплинами.
  • Негативные высказывания. Например, фразы вроде «Я тупой», «У меня никогда это не получится», «Этот предмет бессмысленный».

Если вы заметили эти признаки, самое время действовать.

Изображение сгенерировано нейросетями
Изображение сгенерировано нейросетями

Как поддержать ребёнка и улучшить успеваемость

Выясните причину, а не симптом

Нелюбовь к предмету — это часто лишь верхушка айсберга. Поговорите по душам. Почему ему не нравится?

  • Неинтересно? Возможно, материал подаётся сухо, он не связан с реальной жизнью.
  • Сложно? Ребёнок мог пропустить базовую тему и теперь не понимает предмет.
  • Конфликт с учителем? Личные антипатии сильно влияют на восприятие предмета.
  • Не видит практического применения? «Зачем мне эта биология, если я буду программистом?»

Превратите скучное в увлекательное

Попробуйте выйти за рамки учебника. Например:

  • если ребёнок не любит математику, считайте вместе сдачу в магазине, готовьте по рецепту (чтобы понять дроби и пропорции), играйте в настольные игры («Монополия», нарды);
  • проблемы с историей или литературой? Смотрите хорошие исторические фильмы или увлекательные документальные проекты, ходите в музеи с детской программой, найдите комиксы по мотивам литературной классики;
  • если плохо даётся география, изучайте карты, «путешествуйте» с помощью Google Earth, смотрите блогеров-путешественников;
  • если нелюбимый предмет химия или физика, купите увлекательный набор для опытов или поищите видео с простыми экспериментами в интернете;
  • вызывает скуку биология? Хороший детский микроскоп, в котором можно своими глазами увидеть строение листа, или набор юного биолога помогут увлечь ребёнка.
Изображение сгенерировано нейросетями
Изображение сгенерировано нейросетями

Создайте поддерживающую атмосферу

  • Разделите задачу на части. Большое сложное задание часто пугает ребёнка. Предложите сделать сначала 2–3 упражнения, потом отдохнуть и снова вернуться к работе.
  • Отмечайте любой успех. Не только пятерки, но и четверки, и даже тройки, если раньше были двойки. Скажите ребёнку: «Сегодня ты справился гораздо лучше! Я горжусь твоим упорством!»
  • Не делайте работу за него. Ваша помощь — это объяснить, направить, проверить. Но не решать задачу по алгебре и не писать сочинение по литературе вместо ребёнка.

Научите учиться

Иногда проблема заключается в том, что у ребёнка нет правильных навыков изучать, структурировать и запоминать информацию.

  • Помогите с организацией: купите яркие стикеры для записей, красивый блокнот, тетради с любимыми персонажами. Покажите, как составлять план домашних работ, выписывать темы, которым нужно уделить особое внимание, отмечать пройденный материал.
  • Объясните техники запоминания: например, мнемонические правила, ассоциации, интеллект-карты, которые можно составлять онлайн или рисовать самому.
  • Развивайте критическое мышление. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, почему это так работает?», «А что было бы, если бы...?»

Нужно ли привлекать педагога

Поговорить о проблеме со школьным учителем стоит. Главное, не преподносить это как жалобу или критику. Подойдите к учителю с позиции союзника: «Здравствуйте, я мама Вани. Мы заметили, что у него не складывается с математикой, хотя он старается. Подскажите, с чем, на ваш взгляд, это может быть связано? Как мы вместе можем помочь ему?»

Изображение сгенерировано нейросетями
Изображение сгенерировано нейросетями

Учитель видит ребёнка в классе и может дать ценную информацию о пробелах в знаниях или особенностях поведения.

Когда стоит подумать о репетиторе?

Репетитор поможет, если вы сами не можете доступно объяснить материал или у ребёнка серьезные пробелы в знаниях. В этих случаях ему нужны индивидуальные углублённые занятия, чтобы догнать школьную программу. Ещё один повод подумать о репетиторе — это конфликт с учителем, из-за которого объективно страдают знания ребёнка.

Спросили психолога, как разрешить конфликт учителя и ребёнка. Читайте в этой статье.

Важно объяснить ребёнку, что репетитор — это не наказание и не попытка заставить его учить нелюбимый предмет. Подайте это как помощь: «Мы нашли тебе классного эксперта, который поможет разобраться со всеми сложными темами. С ним будет проще и интереснее».

Практическими советами, как выбрать репетитора, на что обратить внимание и какие вопросы задать репетитору, делились здесь.

Нелюбимый предмет — это не приговор, а временная трудность. Помогите ребёнку увидеть в ней хоть и непростой, но увлекательный квест, который можно пройти вместе. А всё для успешного обучения можно найти в Детском мире!

Еще больше интересных и полезных статей для родителей можно найти на нашем Дзен-канале. Подписывайтесь на Детский мир и читайте наши статьи первыми!