Найти в Дзене

В древнеславянской традиции умерших нередко хоронили в специальных деревянных постройках - «мёртвых домах»

В древнеславянской традиции действительно существовала практика хоронить умерших в специальных деревянных постройках, которые называли «домовинами», «моровыми избами» или «избушками на курьих ножках». Эти сооружения отражали представления древних славян о загробной жизни и служили последним пристанищем для усопших. Домовина это небольшая деревянная постройка, имитировавшая жилище человека. В ней помещали тело умершего вместе с предметами, которые могли понадобиться ему в загробном мире: одеждой, оружием, инструментами, мебелью, запасами пищи и воды. Иногда вместе с покойным хоронили его боевого коня, слуг или жену. Со временем вместо небольших домиков стали строить более крупные избы, где усопший, по верованиям славян, должен был обитать после смерти. Такие постройки часто засыпали землёй, создавая курган. Древние славяне считали, что мир мёртвых мало отличается от мира живых. Они верили, что после смерти человек продолжает заниматься тем же, чем занимался при жизни: плотник остаётся п
Оглавление

В древнеславянской традиции действительно существовала практика хоронить умерших в специальных деревянных постройках, которые называли «домовинами», «моровыми избами» или «избушками на курьих ножках». Эти сооружения отражали представления древних славян о загробной жизни и служили последним пристанищем для усопших.

Что такое «домовина»

Домовина это небольшая деревянная постройка, имитировавшая жилище человека. В ней помещали тело умершего вместе с предметами, которые могли понадобиться ему в загробном мире: одеждой, оружием, инструментами, мебелью, запасами пищи и воды. Иногда вместе с покойным хоронили его боевого коня, слуг или жену.

Со временем вместо небольших домиков стали строить более крупные избы, где усопший, по верованиям славян, должен был обитать после смерти. Такие постройки часто засыпали землёй, создавая курган.

Причины возникновения обычая

Древние славяне считали, что мир мёртвых мало отличается от мира живых. Они верили, что после смерти человек продолжает заниматься тем же, чем занимался при жизни: плотник остаётся плотником, воин - воином. Поэтому в домовину клали предметы, связанные с профессией или статусом умершего.

Кроме того, существовало представление о том, что душа умершего должна пересечь реку (аналог реки Смородины из славянской мифологии), чтобы попасть в загробный мир. Гроб, напоминавший лодку, символизировал это путешествие.

Особенности конструкции

Домовины часто устанавливали на деревянных сваях или пеньках, которые предварительно окуривали дымом для защиты от гниения и вредителей. Именно поэтому такие опоры называли «курьими ножками» (от слова «курить», а не «курица»). Есть и другая версия: пни с обнажёнными корнями действительно могли напоминать куриные ноги.

Иногда в домовине не строили четвёртую стену или вырезали небольшое окошко, чтобы в дни поминовения предков туда можно было ставить еду в качестве подношения усопшему.

Связь с фольклором

Образ «избушки на курьих ножках» из русских сказок исследователи связывают с древнеславянскими погребальными традициями. По мнению некоторых учёных, Баба-Яга в фольклоре олицетворяет собой усопшего предка или жрицу, которая проводила погребальный обряд. Её избушка воспринималась как граница между миром живых и миром мёртвых.

Другие формы погребальных сооружений

В разных регионах и в разные периоды существовали вариации этого обряда. Например, упоминаются захоронения на столбах: прах помещали в урну, которую ставили на вкопанные вдоль дорог столбы. В «Повести временных лет» Нестор упоминает, что иногда домовины уносили в лес и оставляли на пнях или колодах так, чтобы они не касались земли.

Также практиковалось воздушное погребение, когда тело заворачивали в кору и подвешивали на деревьях, или строили сруб на оставшихся пнях срубленных деревьев. Такой способ чаще применялся для шаманов, детей или людей, погибших от удара молнии.

С распространением христианства похоронные традиции изменились: умерших стали хоронить в земле. Однако отголоски языческих обрядов сохранялись в некоторых регионах, например, на русском Севере, в Карелии и Архангельской области, где подобные постройки можно было встретить даже в более поздние периоды.

Таким образом, «мёртвые дома» отражали глубокие верования древних славян в жизнь после смерти и стремление обеспечить усопшему комфорт в загробном мире.

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.

Путешественники во времени