Найти в Дзене
Русский исполин

18 декабря 1921 года родился народный артист СССР Никулин Юрий Владимирович

Он был клоуном, героем войны, гениальным актёром и лучшим директором цирка. Его имя стало синонимом доброты, а его улыбка — национальным достоянием. История человека, который никогда не был просто смешным. (Фотография: Юрий Никулин в цилиндре, с фирменной чуть грустной и доброй улыбкой) Он не был красавцем по меркам кинозвёзд. Он не пел и не танцевал в кадрах. Он пришёл в кино с цирковой арены в 36 лет. Но Юрий Никулин сделал то, что не удавалось никому: он стал совестью и улыбкой нации. Не просто комиком, а тем самым «своим парнем», в которого верили безоговорочно — и в кино, и в жизни. Его путь — это готовая притча о том, как скромность, человечность и талант оказываются сильнее любых амбиций. Отрывок из Х/Ф "Бриллиантовая рука" Его война — не парадная картинка. Ленинградский фронт. Зенитная артиллерия. Контузия. Награды, включая медаль «За отвагу». Он прошёл всю войну и встретил Победу в Курляндии. Этот опыт навсегда оставил в нём ту самую «грустинку», которая просвечивала даже в с
Оглавление

Юрий Никулин: Человек, который смешил целую страну. И плакал за неё

Он был клоуном, героем войны, гениальным актёром и лучшим директором цирка. Его имя стало синонимом доброты, а его улыбка — национальным достоянием. История человека, который никогда не был просто смешным.

(Фотография: Юрий Никулин в цилиндре, с фирменной чуть грустной и доброй улыбкой)

Он не был красавцем по меркам кинозвёзд. Он не пел и не танцевал в кадрах. Он пришёл в кино с цирковой арены в 36 лет. Но Юрий Никулин сделал то, что не удавалось никому: он стал совестью и улыбкой нации. Не просто комиком, а тем самым «своим парнем», в которого верили безоговорочно — и в кино, и в жизни.

Его путь — это готовая притча о том, как скромность, человечность и талант оказываются сильнее любых амбиций.

Отрывок из Х/Ф "Бриллиантовая рука"

Фронт, который его не сломал

Его война — не парадная картинка. Ленинградский фронт. Зенитная артиллерия. Контузия. Награды, включая медаль «За отвагу». Он прошёл всю войну и встретил Победу в Курляндии. Этот опыт навсегда оставил в нём ту самую «грустинку», которая просвечивала даже в самых смешных ролях. Он знал цену жизни и смеха по-настоящему.

Неудачник, который стал легендой: «В нём нет актёрских способностей»

После войны он, наивно, пошёл поступать... во ВГИК. Легендарный режиссёр Сергей Юткевич, принимавший экзамен, не увидел в нём таланта. То же самое сказали в ГИТИСе. Казалось бы, путь в искусство закрыт.

Но судьба привела его в школу клоунов при цирке на Цветном бульваре. Это было не поражение, а попадание в свою стихию. Работа с Карандашом, а затем — легендарный дуэт Никулин и Шуйдин. На манеже он оттачивал то самое обаяние, ту самую игру с публикой, которые позже покорили кинозал.

Три богатыря советской комедии: Как Балбес стал народным героем

В кино он пришёл, когда многие уже заканчивают карьеру. И мгновенно стал народным любимцем. Кто не знает Балбеса из троицы Трус-Бывалый-Балбес в короткометражках Гайдая? Его персонаж был не просто глупым. Он был трогательно наивным, по-детски непосредственным. Зритель не смеялся над ним, а смеялся с ним и ему сочувствовал.

А потом были шедевры, которые пересматривают поколения:

  • Семён Семёныч Горбунков в «Бриллиантовой руке» — скромный служащий, втянутый в авантюру, стал эталоном «маленького человека», который вызывает и смех, и уважение.
  • Мишка Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова» — мечтатель в мире прагматиков.
  • «Старики-разбойники» — где его герой вместе с Евстигнеевым играл пенсионеров, решивших «обогатиться», раскрывая тему одиночества и тоски по яркой жизни.

-2

Драма, которая шла изнутри

Никулин ненавидел, когда его называли только комиком. Он был глубоким драматическим актёром. Достаточно вспомнить:

  • Кузьма Иорданов в «Когда деревья были большими» — опустившийся человек, пытающийся найти семью. Это виртуозная игра на грани фола, где смешное мгновенно переходит в трагическое.
  • Монах Патрикей в «Андрее Рублёве» Тарковского — эпизод, но какой! Его сцена пыток монголами леденит душу.
  • Лейтенант Глазычев в «Ко мне, Мухтар!» — образ преданности и долга, ставший культовым для всех собачников страны.
  • Журналист Лопатин в «Двадцати днях без войны» — тихая, выстраданная работа о цене войны и правды.

Эти роли показывали другого Никулина — уставшего, мудрого, видевшего жизнь без прикрас.

Хозяин Цирка на Цветном бульваре

В 60 лет он ушёл с манежа, но не из цирка. Он стал его директором и художественным руководителем. И сделал для цирка то же, что и для кино — вдохнул в него душу. При нём старое здание снесли и построили новое, современное, но сохранившее дух. Он был строгим, но справедливым «отцом» для артистов. Цирк на Цветном стал «Цирком Никулина» по праву — не по названию, а по сути.

Человек с Большой Бронной

В жизни он был таким же, как на экране: скромным, порядочным, бесконечно преданным семье. Его роман с женой Татьяной, начавшийся с того, что она навещала его в больнице после цирковой травмы, — история любви на всю жизнь. Он жил в обычной квартире на Большой Бронной, не гнался за славой, а вёл передачу «Клуб „Белый попугай“», где просто разговаривал с интересными людьми.

Могила на Новодевичьем кладбище[
Могила на Новодевичьем кладбище[

Почему мы его так любим до сих пор?

Потому что Юрий Никулин был настоящим. В его улыбке не было фальши, в его грусти — наигранности. Он прожил жизнь честно: защищал Родину, смешил людей, лечил души серьёзными ролями и сохранил для нас цирк как место чуда.

Он не играл героев. Он сам был героем своего времени — добрым, смелым и бесконечно человечным. Его смех и сегодня звучит искренне, а его задумчивый взгляд напоминает о том, что за каждой шуткой может скрываться целая жизнь.

#никулин #легенда #советскоекино #цирк #гайдай #бриллиантоваярука #актер #память #биография