Найти в Дзене
Русский исполин

17 декабря 1896 года родилась народная артистка СССР Анастасия Платоновна Зуева

Она вышла из крестьянской избы и покорила сцену МХАТа. Её боялись ученики, а Горький восхищался: «Лучше, чем в жизни!» История народной артистки, ставшей живой легендой без единой главной роли. (Фотография: Анастасия Зуева в роли Коробочки — в чепце, с хитрой и по-детской удивлённой улыбкой) Она не играла королев и роковых красавиц. Её амплуа — душа русской земли, воплощённая в женщинах из народа: матушках, няньках, сказительницах, помещицах. Анастасия Платоновна Зуева — феноменальная актриса, чья карьера в МХАТе длилась 70 лет. Она прожила почти век, и её жизнь — это готовый сценарий о том, как талант, идущий из самой глубины народной жизни, покоряет самые интеллигентные подмостки страны. Отрывок из фильма сказки "Огонь, вода и… медные трубы" Её корни — тульская земля, село Никольское-на-Крюку. Дочь бывшего дворового человека и крестьянки, она в четыре года осталась без отца. Судьба её, казалось, была предопределена. Но девочка тянулась к знаниям — училась в Ольгинской гимназии в Тул
Оглавление

Анастасия Зуева: От дворовой девочки до вечной Коробочки. Актриса, в которой жила вся Россия

Она вышла из крестьянской избы и покорила сцену МХАТа. Её боялись ученики, а Горький восхищался: «Лучше, чем в жизни!» История народной артистки, ставшей живой легендой без единой главной роли.

(Фотография: Анастасия Зуева в роли Коробочки — в чепце, с хитрой и по-детской удивлённой улыбкой)

Она не играла королев и роковых красавиц. Её амплуа — душа русской земли, воплощённая в женщинах из народа: матушках, няньках, сказительницах, помещицах. Анастасия Платоновна Зуева — феноменальная актриса, чья карьера в МХАТе длилась 70 лет. Она прожила почти век, и её жизнь — это готовый сценарий о том, как талант, идущий из самой глубины народной жизни, покоряет самые интеллигентные подмостки страны.

Отрывок из фильма сказки "Огонь, вода и… медные трубы"

Начало: Деревня, гимназия и студия МХАТа

Её корни — тульская земля, село Никольское-на-Крюку. Дочь бывшего дворового человека и крестьянки, она в четыре года осталась без отца. Судьба её, казалось, была предопределена. Но девочка тянулась к знаниям — училась в Ольгинской гимназии в Туле, а потом, против воли семьи, ринулась в Москву с мечтой о сцене.

В 1915 году она оканчивает школу драматического искусства и попадает во Вторую студию МХАТа — кузницу кадров для самого главного театра страны. Её принимают в труппу в 1924 году. Так крестьянская девушка с тульским говором (от которого она позже избавится) становится частью легендарной мхатовской семьи.

Прорыв: «Лучше, чем в жизни»

Долгие годы она играла эпизоды. Но терпение и гениальная наблюдательность сделали своё дело. В 1928 году — триумф в роли Матушки в «Унтиловске» Леонова. А затем — роль, ставшая эталоном.

Это была Матрёна в инсценировке толстовского «Воскресения». Когда её увидел Максим Горький, он произнёс свою знаменитую фразу: «Лучше, чем в жизни». Это была высшая похвала для актрисы, которая делала ставку не на внешний лоск, а на суть, на плоть и кровь характера.

-2

Главная роль длиною в жизнь: Коробочка из «Мёртвых душ»

Но истинным её шедевром, визитной карточкой на полвека, стала роль, которую она впервые сыграла в 1932 году и не выпускала из репертуара до конца дней. Коробочка в булгаковской инсценировке «Мёртвых душ».

Это был гимн её таланту. Она создала не карикатуру, а живого, пугающе достоверного человека. Помещица с умом ребёнка, скаредная, косная, но в её глупости была какая-то трогательная искренность. Зуева играла её так, что зритель не смеялся над героиней, а содрогался от узнавания. Эта роль стала эталоном сценического воплощения гоголевского персонажа.

В кино и на радио: Бабушка всей страны

В кино ей редко давали большие роли, но каждая её работа становилась бриллиантом. Для миллионов советских детей она была главной сказочницей — сказительницей в волшебных фильмах Александра Роу («Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»). Её голос, хрипловатый, тёплый, с бесчисленными оттенками, сам по себе был актёрским инструментом. Она озвучивала мультфильмы, работала на радио — её «бабушкины» интонации знала и любила вся страна.

Легенда за кулисами: Строгая «мать» МХАТа

В театре её боялись и обожали. Она была хранительницей традиций, «матерью» для многих поколений мхатовцев. Строгая, требовательная, безжалостная к халтуре. Её авторитет был непререкаем. Говорили, что она могла одним взглядом поставить на место зарвавшегося молодого актёра. Но эта строгость была от огромной любви к делу, которому она служила без остатка.

Могила Зуевой на Новодевичьем кладбище
Могила Зуевой на Новодевичьем кладбище

Наследие: Актриса, ставшая явлением

Анастасия Зуева скончалась в 1986 году, не дожив до 90 лет всего несколько месяцев. Она похоронена на Новодевичьем кладбище — пантеоне русской славы.

Она не оставила после себя громких званий «звезды». Она оставила нечто большее — образ целой народной России в своих ролях. Она доказала, что величие актёра не в количестве главных ролей, а в способности прожить на сцене жизнь так, чтобы в неё поверили безоговорочно. Её искусство было органичным, как крестьянская работа, и глубоким, как русская душа, которую она так brilliantly понимала.

Её талант был не о том, чтобы казаться, а о том, чтобы быть. И в этом — секрет её вечности.

#мхат #зуева #театр #историятеатра #актриса #советскоекино #сказка #коробочка #гоголь #биография