Хоррор-триллер "Защитные меры" (в девичестве — "Stay Safe"). Снял этот шедевр некий режиссер-ноунейм, чье имя вы забудете быстрее, чем дочитаете это предложение. Заявка у фильма, конечно, амбициозная: нам обещают гремучую смесь из тяжелой психологической драмы и мистического ужаса. Знаете, такой фильм-головоломка, где зритель должен сидеть с умным видом и гадать: "А реально ли происходящее, или у героя просто фляга свистит?".
Спойлер и дружеский совет: Если вы любите ценить свое время — бегите. Это кино пытается играть в "Открытую интерпретацию", но на деле играет на ваших нервах. Стоит ли смотреть? Категорически нет. Но если вам нравится боль, добро пожаловать в обзор.
Апокалипсис для бедных
Сюжет переносит нас в "прекрасное далёко" — США, 2025 год (или около того). Мир, как обычно, летит в тартарары. На повестке дня — новый, супер-страшный и, разумеется, неизлечимый вирус.
Декорации соответствующие:
- Комендантский час.
- Суровые мужики с автоматами.
- Огнемёты, сжигающие трупы (потому что какой же апокалипсис без запаха напалма по утрам?).
- Полевые госпитали в палатках.
Но вот в чем шутка: весь этот фон, на который, видимо, ушла половина бюджета (на солярку для огнеметов), — это просто дорогие обои. Пандемия тут нужна чисто для галочки, чтобы создать атмосферу "ой, как всё плохо и тревожно".
В центре этого балагана — Ева. Она не просто врач, она военный врач в звании капитана, работающая в том самом палаточном лагере. Казалось бы, железная леди, спасающая жизни под дулом автомата?
Как бы не так. Выясняется, что у нашей "капитанши" в анамнезе — тяжелые проблемы с психикой.
Тут хочется передать пламенный привет медкомиссии армии США в этой киновселенной. Выдать оружие и погоны человеку с нестабильной кукухой в разгар эпидемии — это, безусловно, гениальное кадровое решение. Премия Дарвина отправляется в HR-отдел Пентагона.
Дома Еву ждет муж — бывший звездный футболист, а ныне официально безработный и неофициально "красивая мебель". Пара отчаянно и безуспешно пытается завести детей, что добавляет градус истерии в их и без того невеселую жизнь.
И вот, когда вы думаете, что будете смотреть фильм про вирусы, сценаристы делают финт ушами. В жизнь пары вламывается девушка-эмигрантка Изабель.
С этого момента про пандемию благополучно забывают. Вирус? Какой вирус? У нас тут Изабель!
Жанр резко переобувается в прыжке. Теперь это камерный триллер в четырех стенах. Еве начинает казаться всякое. И зрителя тычут носом в главный вопрос фильма:
- У Евы окончательно поехала крыша на фоне стресса, ревности и отсутствия таблеток?
- Или Изабель — это сосуд для демонических сил, которые пришли за нерожденным ребенком?
Звучит интригующе? На бумаге — да. На экране — это пытка. Почему? Потому что режиссер влюбился в один-единственный прием: "Ложное пробуждение".
Знаете этот троп? Героиня просыпается в холодном поту, происходит какая-то дичь, она кричит... и снова просыпается в кровати! "Фух, это был сон".
Первый раз — ок, работает.
Второй раз — ну, ладно.
Пятый раз — хочется кинуть тапком в экран.
Это не саспенс, ребята, это лень сценариста. Когда ты не знаешь, как развить сюжет, просто заставь героя проснуться. В какой-то момент ты перестаешь верить происходящему, потому что знаешь: сейчас будет скример, а потом монтажная склейка на подушку.
Каст фильма состоит из актеров, которых, кажется, набрали по объявлению в газете "Вестник безработного лицедея".
- Ева (главная героиня). Играет на твердую тройку. Она нервозная, дерганая, истеричная. Для пациентки психушки — отлично. Для капитана ВМС США — кринж. Нежности и мягкотелости в ней больше, чем в плюшевом мишке, что вызывает когнитивный диссонанс с её формой.
- Муж. Слащавый, мягкий, никакой. Его функция в фильме — быть фоном и иногда грустно смотреть в камеру.
- Изабель. Вот тут попадание. Персонаж получился настолько мерзким, наглым и лживым, что вызывает искреннее желание вызвать полицию (или экзорциста) через экран. Она бесит с первой секунды, и это, пожалуй, единственная эмоция, которую этот фильм вызывает успешно.
Динамика фильма хромает на обе ноги, причем обе ноги прострелены. Сюжет тянется как резина, интрига тонет в бесконечных "снах во сне", а ожидание развязки превращается в ожидание титров.
Инструкция по выживанию... от просмотра этого фильма
Если вы дочитали до этого момента в надежде, что я сейчас скажу: "Но во второй половине фильм разгоняется и взрывает мозг!" — у меня для вас плохие новости. Единственное, что здесь разгоняется — это желание выключить фильм.
Моё итоговое мнение? Отрицательное с привкусом сожаления о потраченном времени.
Если вы ищете острый триллер, где саспенс натянут как струна — проходите мимо. Этот фильм не натянут, он провисает, как бельевая веревка под тяжестью мокрых одеял.
"Раз глянуть"? Ну, если вы мазохист или кинокритик (что часто одно и то же) — валяйте. Но лучше просто поверьте мне на слово: не надо.
При просмотре не покидает ощущение, что сценаристы работали строго по методичке "Как снять банальщину и не вспотеть". Я буквально вижу этот чек-лист в их офисе:
- Героиня с травмой? Есть. Ева — капитан ВМС, которая нежнее, чем суфле. Что с ней случилось в Сан-Диего? Нам не скажут. Может, она увидела цены на недвижимость? Может, её испугал морской котик? Фильм делает загадочное лицо, но за ним — пустота. Психологическая достоверность вышла из чата.
- Стерва-разлучница? Встречайте Изабель. Она творит какую-то дичь 24/7. Персонаж настолько карикатурно наглый и лживый, что вызывает не интригу, а глухое раздражение. Хочется, чтобы её первым делом съел монстр, просто чтобы она замолчала.
- Демон и ребенок? Очередной (тысячный по счету в истории кино) демон, которому позарез нужен нерожденный младенец. Оригинальность уровня "Бог".
- Скримеры? Куча снов во сне.
Главная претензия к динамике. Фильм позиционирует себя как триллер. Триллер (от англ. thrill) должен волновать, пугать, держать в тонусе. Здесь же я ловил себя на мысли, что посреди "напряженной" сцены начинаю думать о том, не забыл ли я купить воды.
Всё настолько затянуто, что когда интрига наконец пытается раскрыться, тебе уже плевать.
- Измена мужа? Зевок.
- Демоны? Да пусть забирают, только быстрее.
- Эпидемия? А она тут вообще зачем?
Кстати, про эпидемию. Сложилось стойкое ощущение, что вирус в сценарий вписали только для того, чтобы оправдать отсутствие массовки и сэкономить бюджет. Весь этот постапокалипсис — просто ширма, которая никак не влияет на мистическую составляющую. Убери вирус — и сюжет не изменится ни на йоту.
Конечно, найдутся эстеты, которые скажут: "Вы не поняли, это глубокая метафора!". Ребята, давайте честно. Если "глубокий смысл" выглядит как набор бессвязных клише — это не артхаус, это халтура.
Финал открытый. И это не тот "умный" открытый финал, как у Нолана. Это финал в стиле "У нас кончились деньги, или мы надеемся на сиквел". Боже упаси нас от второй части.
Но мы с партнером по просмотру от скуки накидали пару теорий, пытаясь спасти сюжет:
- Теория "Все в голове". Никакой Изабель нет. Это шизофрения Евы на фоне вируса/стресса.
- Теория "Лестница Иакова" (более интересная). Весь фильм — это предсмертный бред Евы. Она умирает в больнице, а врачи, пытающиеся спасти её и ребёнка, в её галлюцинациях превращаются в демонов и "змее-женщин".
Звучит круто? Да. Есть ли это в фильме? Нет. Фильм просто бросает в нас набор сцен и говорит: "Разбирайтесь сами". Итоговое послевкусие: "И чё это было? Где нормальная развязка?".
Название фильма — "Защитные меры" — вызывает главный вопрос. От чего защищаемся?
- От вируса? Нет, герои на него забили.
- От демонов? Не помогло.
- От зрителей? Возможно.
Мне кажется, лучшее толкование названия — это предупреждение для нас. Примите защитные меры и не включайте это кино.
Это скучный, затянутый, вторичный продукт, который паразитирует на теме эпидемий и мистики, не предлагая ничего, кроме раздражающих персонажей и дешевых трюков с пробуждением.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!