Найти в Дзене
TehnObzor

Атом против дизеля – Китай создаст первый в мире атомный контейнеровоз на ториевом реакторе

Китай явно не намерен довольствоваться ролью «мирового сборочного цеха» и готовит настоящую революцию в логистике. Речь о проекте, который ещё недавно казался научной фантастикой, — первом в истории контейнеровозе с ядерной силовой установкой. За реализацию этой амбициозной задачи, способной перекроить карту коммерческого судоходства на фоне всеобщей погони за декарбонизацией, взялась государственная верфь Jiangnan Shipyard. Некоторыми подробностями поделился вице-президент предприятия, Линь Циншань. В кулуарах шанхайской выставки Marintec China он рассказал журналистам, что инженеры уже вовсю работают над проектом гиганта вместимостью 25 тысяч контейнеров. Если чертежи воплотятся в металл, мы станем свидетелями исторического прецедента: ядерная тяга, до сих пор бывшая уделом военных крейсеров или ледоколов, впервые придёт в крупнотоннажный торговый флот. Читайте: КПД 50% и 10 лет без дозаправки – Ториевый реактор Китая для корабля-гиганта Атомный контейнеровоз на 25 тысяч контейнеров
Оглавление

Китай явно не намерен довольствоваться ролью «мирового сборочного цеха» и готовит настоящую революцию в логистике. Речь о проекте, который ещё недавно казался научной фантастикой, — первом в истории контейнеровозе с ядерной силовой установкой.

За реализацию этой амбициозной задачи, способной перекроить карту коммерческого судоходства на фоне всеобщей погони за декарбонизацией, взялась государственная верфь Jiangnan Shipyard.

Некоторыми подробностями поделился вице-президент предприятия, Линь Циншань. В кулуарах шанхайской выставки Marintec China он рассказал журналистам, что инженеры уже вовсю работают над проектом гиганта вместимостью 25 тысяч контейнеров.

Если чертежи воплотятся в металл, мы станем свидетелями исторического прецедента: ядерная тяга, до сих пор бывшая уделом военных крейсеров или ледоколов, впервые придёт в крупнотоннажный торговый флот.

Читайте: КПД 50% и 10 лет без дозаправки – Ториевый реактор Китая для корабля-гиганта

Атомный контейнеровоз на 25 тысяч контейнеров

По словам господина Линя, закладка киля может состояться лет через десять.

-2

При этом планы у Jiangnan Shipyard комплексные — они собираются строить под это дело специализированные верфи. Цену вопроса топ-менеджер тактично обошёл молчанием, но амбиций не скрывал: «Мы хотим быть первыми».

Сердцем судна станет ториевый жидкосолевой реактор (MSR) — установка IV поколения мощностью 200 МВт. Инженеры обещают, что такой «батарейки» хватит на 40 лет бесперебойной работы.

На бумаге всё выглядит более чем заманчиво: нулевые выбросы (мечта экологов), никакой дозаправки в портах и скорости, недоступные обычным дизельным судам.

Однако Линь Циншань смотрит на вещи трезво и признаёт: главная проблема не в технологиях, а в законах. Кто вообще должен сертифицировать такой атомоход? Какой регулятор возьмёт на себя ответственность за его заход в порт?

Пока ответов нет, перспективы массового запуска таких судов остаются, мягко говоря, туманными. Подобные анонсы звучат не от хорошей жизни, а на фоне жёсткого геополитического шторма.

Китайский судопром начинает ощущать давление

Статистика неумолима: за первые три квартала 2025 года доля верфей КНР в мировом портфеле заказов (по дедвейту) просела с 75% до 65%.

-3
Ещё тревожнее выглядит динамика новых контрактов — там и вовсе обвал на 61%, до скромных 10,5 млн тонн в третьем квартале. Масла в огонь подливает и Вашингтон.

Дональд Трамп уже пообещал бросить вызов морскому доминированию Пекина, анонсировав многомиллиардные вливания в реанимацию американских верфей.

В этой ситуации у China State Shipbuilding Corp (CSSC) — материнской структуры Jiangnan и крупнейшего конгломерата в мире — просто не остаётся выбора, кроме как уходить в сложные, дорогие сегменты.

Помощник президента CSSC Ма Юньсян на конференции обозначил вектор: ставка делается на круизные лайнеры, глубоководное бурение и атом, а повышать маржинальность планируют за счёт внедрения искусственного интеллекта.

Любопытно, что в гонку за «чистое» море включились даже те, кого там не ждали: батарейный гигант CATL обещает спустить на воду океанское электросудно уже через 3 года.

У CSSC в рукаве ещё пара козырей: второй круизник Adora Flora City, который сдадут в следующем году, и уникальное буровое судно Mengxiang, переданное заказчику в конце 2024-го и способное «вгрызаться» в дно на 11 км.

Впрочем, сомневаться в компетенциях Jiangnan Shipyard не приходится — именно эта старейшая верфь страны, основанная ещё в 1865 году, построила третий китайский авианосец «Фуцзянь», используя исключительно собственные технологии. Опыт работы со сложными системами у них точно есть.

Читатель, твоё несогласие с мнением автора не делает его ложным!

Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram

Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU