Найти в Дзене
БЫЛИ ВРЕМЕНА

Не было никаких мягких камней. Наука разгадала как древние строители делали кладку, в которую и лезвие не просушешь

Отдыхать вы поехали. Накопили пенсию на путешествия по миру 3 раза в квартал. Идёте по узенькой улочке где-то высоко в горах Южной Америки. Солнце скользит по камням, воздух чистый, и вдруг слева от вас появляется стена из ровненьких камней. И собранная так идеально, будто её строил современный мастер технологиями будущего. Камни в этой стене все разные. Один ровный, почти квадрат. Второй длинный, а третий, неровный, угловатый. Но они лежат рядом так плотно, что даже самый тонкий нож не просунешь между ними. И что удивительно ничего, кроме самих камней, их не держит. Ни раствора, ни смолы какой, ни клея. Просто камни, которые держат друг друга. И если бы такая стена стояла у нас во дворе, мы наверняка решили бы: «Ого! Наверное, строили современные инженеры, лазером всё выравнивали». Но нет. Эти стены сложили люди, которые жили за века до всякой электроники. И вот тут появляется первый большой вопрос: как? Долгое время вокруг этих удивительных сооружений кружили самые разные мифы. Одни
Оглавление

Отдыхать вы поехали. Накопили пенсию на путешествия по миру 3 раза в квартал. Идёте по узенькой улочке где-то высоко в горах Южной Америки. Солнце скользит по камням, воздух чистый, и вдруг слева от вас появляется стена из ровненьких камней. И собранная так идеально, будто её строил современный мастер технологиями будущего.

Камни в этой стене все разные. Один ровный, почти квадрат. Второй длинный, а третий, неровный, угловатый. Но они лежат рядом так плотно, что даже самый тонкий нож не просунешь между ними. И что удивительно ничего, кроме самих камней, их не держит. Ни раствора, ни смолы какой, ни клея. Просто камни, которые держат друг друга.

И если бы такая стена стояла у нас во дворе, мы наверняка решили бы: «Ого! Наверное, строили современные инженеры, лазером всё выравнивали». Но нет. Эти стены сложили люди, которые жили за века до всякой электроники.

И вот тут появляется первый большой вопрос: как?

Долгое время вокруг этих удивительных сооружений кружили самые разные мифы. Одни рассказывали, что инкам помогали инопланетяне. Мол, посмотрите, уж слишком всё ровно и красиво. Другие уверяли, что местные мастера знали секретное зелье: бросишь в котёл горных трав, покипятишь, плеснёшь и камень мягкий становится, как тесто. Его лепят, а он потом твердеет.

Были и те, кто вообще считал, что камни… отливали как бетонные блоки. Залил форму, подождал и готово.

Но время шло, и учёные всего мира изучали эти камни. Буквально камень за камнем. И, как это часто бывает, тайна оказалась не мистической, а вполне земной. Но от этого не менее интересной.

Что скрывали камни Южной Америки

Оказалось, что местные породы камня были намного мягче, чем, например, гранит у нас. Не пластилин, конечно, но и не сталь. Их можно было обрабатывать простыми инструментами: молотками, каменными киянками, заострёнными камнями.

А ещё древним строителям не приходилось тащить огромные глыбы через полстраны. Они строили там, где рядом были залежи подходящего материала. То есть всё буквально под ногами брали и наверх поднимали.

-2

Также не всё, что мы принимаем за работу инков, принадлежит именно им. Некоторые стены выглядят значительно моложе. Камни в них словно более аккуратно обработаны, а стыки настолько совершенны, что создаётся впечатление строили их люди, знакомые с более современными технологиями.

Учёные сравнивали, измеряли, сверяли даты и пришли к выводу: самым идеальным кладкам на самом деле не тысячи лет, а примерно триста–четыреста. То есть они возникли в эпоху, когда в Южную Америку уже пришли европейцы.

А европейцы, как вы знаете, привозили с собой не только корабли и карты, но и инструменты и технологии, о которых местные жители не имели понятия.

Как они добивались такой точности

Вот тут начинается самое интересное. В 17 веке в Европе уже существовали пантографы. Это специальные устройства, которые позволяли увеличивать и уменьшать форму одного предмета, сохраняя его пропорции.

-3

То есть можно было взять маленькую глиняную модель камня, буквально размером с футбольный мяч, и используя пантограф, перенести его форму на большой каменный блок.

Делали мини-модель камня. Собирали из таких моделей весь мини-вариант стены. Макет делали. Разбирали макет. Каждый камень переносили в большом масштабе на настоящий блок. Обрабатывали его, шлифовали, подгоняли и ставили в стену. Почти как конструктор.

А огромные глыбы, весом в десятки тонн, делали по-другому. Снимали с них глиняный слепок. Получалась такая маска, которую можно было прикладывать к камню снова и снова, дорабатывая форму, пока она идеально не совпадёт с соседним блоком.

Почему стены стоят веками

Лицевая сторона стены действительно отделывался аккуратно. Там каждый камень подгоняли почти ювелирно. А вот внутри кладки всё было куда проще: большие щели, неровности, не идеальная подгонка. Но стена была не монолитом а подвижной. Раствора то не было. Время от времени камни могли шевелится, гася толчки землетрясений.

Одна из «величайших тайн древних цивилизаций» оказалась вовсе не магией и не делом инопланетян. А обычной человеческой смекалкой, упорством и ручным трудом. Ставьте лайк, подписывайтесь на БЫЛИ ВРЕМЕНА и еще почитайте:

Поддержите статью лайком и канал подпиской. Спасибо от БЫЛИ ВРЕМЕНА