Найти в Дзене

Постановление № 1942 и новая архитектура медицинского образования: анализ, риски и прогнозы отрасли

🚩 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату выхода публикации, в связи с изменениями в законодательстве представленный материал может утратить актуальность частично или полностью в более поздние даты 28 ноября 2025 года Правительство РФ утвердило Постановление № 1942, устанавливающее порядок подтверждения соответствия образовательных организаций, реализующих программы в сфере медицинского и фармацевтического образования. Этот документ становится ключевым этапом реформирования рынка ДПО и напрямую влияет на подготовку специалистов, безопасность пациентов и устойчивость медицинского сообщества. СРО НАКЭМ подготовило подробный разбор, оценку последствий и прогноз развития отрасли в 2026 году. 1. Что устанавливает Постановление № 1942 Документ определяет, какие образовательные организации имеют право обучать медицинских специалистов. Чтобы получить соответствующее заключение и войти в реестр, образовательный центр должен доказать соответствие трём основным группам требований: 1.1. К

🚩 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату выхода публикации, в связи с изменениями в законодательстве представленный материал может утратить актуальность частично или полностью в более поздние даты

28 ноября 2025 года Правительство РФ утвердило Постановление № 1942, устанавливающее порядок подтверждения соответствия образовательных организаций, реализующих программы в сфере медицинского и фармацевтического образования. Этот документ становится ключевым этапом реформирования рынка ДПО и напрямую влияет на подготовку специалистов, безопасность пациентов и устойчивость медицинского сообщества.

СРО НАКЭМ подготовило подробный разбор, оценку последствий и прогноз развития отрасли в 2026 году.

1. Что устанавливает Постановление № 1942

Документ определяет, какие образовательные организации имеют право обучать медицинских специалистов. Чтобы получить соответствующее заключение и войти в реестр, образовательный центр должен доказать соответствие трём основным группам требований:

1.1. Кадровое обеспечение

Организация обязана предоставить сведения о преподавателях, подтверждающие:

— профильное медицинское образование;

— действующее право на осуществление медицинской деятельности;

— документально подтверждённый опыт работы в профильных медицинских организациях;

— квалификацию, соответствующую реализуемой программе.

Это означает отказ от практики «спикеров без клинического опыта» и приглашённых экспертов, не имеющих текущей профессиональной деятельности.

1.2. Материально-техническое обеспечение

Для получения заключения организация должна иметь:

— оборудованные учебные помещения;

— технические средства обучения;

— тренажёры и симуляционное оборудование — если эти элементы предусмотрены программой;

— инфраструктуру, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, формат «арендованных залов без базы и оборудования» перестаёт соответствовать требованиям.

1.3. Наличие клинических баз

Организация обязана предоставить договоры с медучреждениями, которые:

— имеют действующую лицензию;

— способны предоставить места для практической подготовки;

— располагают наставниками с соответствующей квалификацией.

Без клинической базы программа не может быть включена в легальное образовательное поле.

1.4. Порядок проверки и реестр

После подачи документов проводится их оценка, и организация:

— либо включается в реестр,

— либо получает мотивированный отказ.

Таким образом, создаётся единая точка контроля и прозрачная система допуска на рынок.

2. Положительные эффекты от принятия Постановления

С точки зрения защиты пациентов и профессионального сообщества, документ имеет ряд очевидных преимуществ.

2.1. Очищение рынка от нелегальных игроков

Требования к лицензии, персоналу и клиническим базам фактически исключают с рынка организации, которые проводили обучение без документального и материального обеспечения.

2.2. Повышение качества подготовки специалистов

Введение обязательной клинической базы и требования к действующей медицинской практике преподавателей устраняют риски обучения «по теории» или под руководством неподготовленных инструкторов.

2.3. Прозрачность рынка

Единый реестр делает возможной проверку любой программы и организации.

Это усиливает доверие к легальным центрам и повышает стандарты отрасли.

2.4. Укрепление практикоориентированного подхода

Документ подчёркивает важность реальной практики, что способствует развитию института наставничества.

3. Риски и потенциальные негативные последствия

Несмотря на очевидные плюсы, постановление несёт и ряд системных рисков, которые требуют внимания.

3.1. Резкое сокращение числа образовательных центров

Высокие требования сделают невозможной работу многих действующих программ и авторских школ.

Это снизит доступность обучения, особенно в узких и региональных направлениях.

3.2. Перегрузка государственных медучреждений

Все образовательные центры должны иметь клинические базы.

Но государственные клиники уже испытывают кадровый дефицит и высокую нагрузку, что может привести к:

— дефициту мест для практики,

— формальному наставничеству,

— увеличению нагрузки на действующих врачей.

3.3. Рост стоимости обучения

Требования к материально-технической базе и к администрированию процессов приведут к повышению себестоимости программ.

Это неизбежно увеличит стоимость обучения для врачей.

3.4. Риск монополизации рынка

В 2026 году на рынке могут остаться только крупные игроки с ресурсами.

Малые образовательные проекты могут исчезнуть, что приведёт к снижению разнообразия образовательных подходов.

3.5. Усиление регионального неравенства

Большие города смогут выполнить требования быстрее.

Региональные центры — гораздо позже или вообще не смогут.

Это создаёт угрозу доступности качественного образования для врачей с периферии.

3.6. Опасность формализации

Строгие требования могут стимулировать не реальное повышение качества, а «подгонку под документы»:

— аренда оборудования “для проверки”,

— формальные договора с клиниками,

— номинальное наставничество.

Рынок внешне станет «чистым», но качество может не вырасти.

4. Что ждёт рынок ДПО в 2026 году?

На основе анализа новых требований можно выделить несколько ключевых тенденций:

— снижение количества образовательных организаций;

— рост стоимости программ;

— повышение роли крупных центров;

— дефицит клинических баз;

— рост нагрузки на наставников;

— появление гибридных и симуляционных форматов обучения;

— необходимость методической поддержки молодых специалистов;

— возрастание роли профессиональных ассоциаций и СРО.

2026 год станет переходным и во многом определит будущую архитектуру медицинского образования.

5. Выводы и рекомендации НАКЭМ

Постановление № 1942 — важный шаг к стандартизации и повышению качества медицинского образования.

Однако, чтобы реформа не привела к снижению доступности обучения и росту кадрового дефицита, СРО НАКЭМ считает необходимым:

— обеспечить переходный период для образовательных организаций;

— разработать механизмы поддержки региональных проектов;

— стимулировать развитие института наставничества;

— создать методические рекомендации для центров, проходящих проверку;

— обеспечить мониторинг последствий реформы в 2026 году.

СРО НАКЭМ продолжит отслеживать изменения, взаимодействовать с регуляторами и формировать экспертную позицию по вопросам, влияющим на безопасность медицинской деятельности и качество подготовки специалистов.