11.50.
- Командир БЧ-пять! Наведёте вы, в конце концов, порядок с электричеством? Запитаете этот дурацкий насос охлаждения дизеля или так и будем на голодном электрическом пайке дым глотать?
- Давыдов! Что с питанием?
- Валентин Иванович! - не позволил ответить командиру электротехнической группы Захаров. – В шестом и седьмом отсеках давление тринадцать килограммов!
- СчКОтЛЬоКО?! - командир корабля и командир электромеханической боевой части прекрасно слышали громкий возглас лейтенанта Захарова. - ЧТО?! СКОЛЬКО?!
- Тринадцать килограммов, - бесстрастно фиксировал оператор показания манометров.
- Межотсечные переборки рассчитаны на десять!
- Валентин Иванович!
- Есть, товарищ командир!
- Вы слышали?
- Слышал.
- Переборки вот-вот разрушатся! Сейчас не только услышим…
- Пока переборки держат. Если снять давление через главную осушительную магистраль… - опять вспомнили о магистрали. - Захаров, клапана аварийного осушения управляемы?
- Валентин Иванович, нет! Отсутствует сигнализация положения арматуры. Не работает автоматика! Датчики в шестом и седьмом из-за пожара гавкнулись! Управление почти по всем системам потеряно. Вот вам и «Синус»-«Анус»!
- Остаётся только судовая вентиляция. Но в пятом люди…
- Что ещё можем сделать?
- Пока ничего! Будем надеяться на лучшее…
- Будем. Хотя я глубоко не фаталист. Если разрушится переборка между шестым и пятым, люди погибнут.
…
11.53.
- Давление в шестом четырнадцать!
В центральном напряжённо молчали. Под масками хлюпал пот.
Разрушение межотсечной переборки между шестым и пятым неминуемо приведёт к гибели людей в пятом. А как воздействует динамический удар газовой волны на переборку между четвёртым и пятым - никто не знал.
В седьмой уходит воздуха больше, чем стравливается за борт. Почему его до сих пор не перекрыли?
…
11.54.
- Давление в шестом пятнадцать килограммов!
Глаза прикованы к манометру шестого. Во рту сухо. В груди щемит. А по спинам холод. Сейчас, вот сейчас рухнет межотсечная переборка между шестым и пятым!
Так врачи следят за температурой больного, когда она достигает критического значения.
…
- Спасательному отряду боевая тревога!
Корабли спасательного отряда тридцатиминутной готовности начали приготовление к бою и походу.
- Оперативный авиации флота подполковник Горячев!
- Оперативный флота капитан 1 ранга Осинцев. Готовьте полётное задание.
Дежурный самолёт надсадно ревел, заглатывая воздухозаборниками упругие седые жгуты воздуха.
- Остальным полётам - дробь!
…
11.56.
- Давление четырнадцать!
Кризис миновал. Давление достигло максимального значения и стало падать.
- Понижается, - шептал стоявший столбом механик. Слава Богу!
Вздохнули облегчённо.
- Выдержали!
Межотсечные переборки выдержали нагрузку, превышающие расчётную в полтора раза!
Богатырский организм корабля сам боролся за свою жизнь.
Глава 27.
- Давыдов! Вспомнил механик о насосе. - Тридцать шесть минут не можете запустить насос охлаждения дизеля! Сколько вам ещё надо времени? Что за головотяпство?
- Разбираемся!
- Ни в чём не разбираетесь! Плохо!
…
- Фёдоров! Фёдоров! Тащ, что с ним?
Матрос клонился к основанию дизеля. Мотал головой.
- Наверх его! Быстро!
- Помогите!
Радченко и Степанов подхватили матроса, подтянули к трапу, помогли подняться в предкамеру ВСК, вытащили через верхний люк на мостик, сняли маску ИДА.
- Ну, что, Рома, как ты?
- Ничё, ничё… Нормально, - вращал Рома круглыми мутными глазами. - Ничё…
- Отдышись, отдохни, Рома.
…
11.58.
- Фёдорову стало плохо! Старпом! Что в остальных отсеках? Сколько человек в пятом?
- Ориентировочно девять.
- Это как? Восемь и девять десятых или девять и восемь десятых?
- По учёту на планшете живучести. Лисицын, Ковалёв, Шестаков, Болдырев, Забелин, Баранов, Кулагин, Лапотнюк. Кроме того, Кужелев и Мякинин.
- Уже десять!
- Так точно, товарищ командир!
- Ну, а Швелёва и Якубовского где числите?
- Не знаю… где теперь их числить…
- С четвёртым попытайтесь связаться.
- Четвёртый, четвёртый! Молчат, товарищ командир!
- А пятый?
- И пятый молчит! Пока молчит.
- Да что, чёрт возьми, со связью! - ударил ладонью крышку прибора. Нервничал. - Радисты, разберитесь с вашим дебильным средством связи! Установить связь со всеми, с кем она имеется! И с людьми разберитесь, старпом! - и уже совсем негромко, - разберитесь. Да что это травит, в конце концов? - провёл по подволоку взглядом. - Целый час куда-то воздух уходит. Что это травит? Воздух весь стравится. Примите меры. Немедленно примите, командир БЧ-пять!
- Травит или ВВД-200, или ВЗУ (*). Может быть, ВСД (**) травит. Трудно разобрать. Перекроем! Басанец! Проверить все воздушные системы!
На редукторах систем воздуха среднего давления и воздуха забортных устройств сверкал белый иней. Здесь реализовывалось термодинамическое уравнение Менделеева-Клайперона. Басанец его не знал, потому что не очень хорошо учился в школе, но знал, что когда трубы систем охлаждаются и покрываются инеем, в них падает давление.
- Перекрыты подгрупповые клапана второй и третьей перемычек, тащтанвтороран! В третьей перемычке восемьдесят килограмм!
- Всё равно продолжает свистеть!
- Это из первой перемычки тащ. В первый отсек дайте команду! - откуда-то вылез вездесущий Машков. Комбез расстёгнут, рукава засучены, весь обливается потом.
- Откуда ты всё знаешь, конопатая морда? - выражал фундаментальные сомнения старшина команды.
- Мех с первого экипажа…
- Ну любого до исступления доведёт! Шнурок завяжи! Сегодня шнурок развязан, завтра - лодку утопишь!
- Нее, я в тапочках…
…
- В первом! Анисимов! Перекройте подгрупповые на первой перемычке!
- Есть, центральный! Перекрыли!
Лодка осталась без воздуха.
Упало давление в системах пожаротушения и в стационарной дыхательной системе.
Но люди 2-го, 3-го и 5-го отсеков, привязанные к ней полутораметровыми «хоботами» шланговых дыхательных аппаратов, этого не знали и продолжали чем-то дышать.
Сноски:
(*) - ВЗУ - система воздуха забортных устройств.
(**) - ВСД - система воздуха среднего давления.
.
Историю рассказал © Олег Борисович Фадеев.
.
11.12.2025
.