1 декабря в России отметили День математика – праздник тех, кто открывает детям мир цифр, логики и гармонии. «Самое сложное в нашей профессии – научить ребенка мыслить нестандартно», – уверен Дмитрий Захаров, учитель математики школы №475 Выборгского района. За годы у классной доски он убедился, что именно творческий подход помогает школьникам в освоении «царицы наук».
– Дмитрий Михайлович, расскажите о вашем профессиональном пути. Что побудило вас стать учителем?
– Моя бабушка более 30 лет посвятила преподаванию немецкого языка. Возможно, это как-то повлияло. Но могу сказать, что меня привлекла возможность реализовать творческий потенциал. Если относиться к работе с душой, профессия учителя дает много возможностей для креатива. Более того, быть педагогом – значит заниматься важным делом. Это я понял еще в 16 лет, когда сам был школьником. В то время я устроился в детский лагерь сначала вожатым, а позже воспитателем. Через год поступил в Ивановский государственный химико-технологический университет и уже на первом курсе начал подрабатывать в школе.
Также я много лет увлекаюсь вокалом, музыкальную школу при хоровой капелле мальчиков и юношей города Иваново, под руководством заслуженного работника культуры Александра Михайловича Жуковского, поэтому сначала преподавал музыку в среднеобразовательной школе № 62, затем в гимназии №30 города Иваново. Помимо этого, выступал на музыкальных фестивалях. В 2018 году стал лауреатом I степени Всероссийского вокального конкурса «Большая перемена», который проходил в Ярославле и победил на городском фестивалеконкурсе военной песни «Был месяц май».
– Но как же пришли к желанию преподавать математику?
– В свое время я осознал, что мне «тесно» в музыке и хочется чего-то большего. Любовь же к предмету мне привили классный руководитель, учитель алгебры и геометрии, Маргарита Валерьевна Синицина и Татьяна Витальевна Бурова, с которой мы познакомились в период моей учебы в университете. По праву считаю их своими наставником. Мы до сих пор поддерживаем отношения, периодически созваниваемся, я даже консультируюсь у них по сложным вопросам.
– Кстати, может ли учитель признаться перед учениками в своих ошибках?
– Не только может, но и должен, я полагаю. Ведь общение с учениками строится не на строгости, а на доверии, и признание ошибки – один из способов наладить этот контакт. В своей практике я придерживаюсь именно такого подхода и горжусь этим. Одна из моих выпускниц сказала, что мой пример вдохновил ее на то, чтобы стать учителем. Сейчас она учится в педагогическом вузе.
– Среди прочего вы сказали о строгости. Как считаете, насколько она важна в учебе?
– Она необходима для поддержания дисциплины в классе. Каждому учителю стоит помнить, что после окончания школы дети войдут во взрослую жизнь. Они должны быть к ней готовы, а получить первичную закалку можно не только в семье, но и на уроке в общении с наставником, кем и является учитель. Поэтому строгость – неотъемлемая часть образовательного процесса. Но все не может держаться только на ней. – Расскажите о ваших профессиональных достижениях.
– В 2016 году я стал победителем конкурса классных руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также лауреатом II степени конкурса педагогических достижений Красногвардейского района. Но главная моя заслуга – это результаты детей. Все мои ученики с первого раза успешно сдают ЕГЭ. В прошлом выпуске у меня было две трети пятерок в классе, при этом каждый ученик поступил в тот колледж, который хотел.
– Что вы считаете важным в преподавании алгебры и геометрии?
– Самое важное – показать, что эти науки не живут в учебнике отдельно от нас. Они вокруг: от подсчета стоимости покупок в супермаркете, расчета бюджета семьи и оплаты счетов до планирования маршрута путешествия. Чтобы дети это почувствовали, я часто использую на уроках методику фасилитации. Если просто, это умение организовать работу в группе так, чтобы каждый мог высказаться, услышать других и вместе прийти к решению. Это помогает ребятам не просто получать готовые знания, а открывать их самостоятельно, учиться договариваться и искать разные пути к ответу.
– Что вы можете сказать о пользе математики с точки зрения умственного развития ребенка?
– Она развивает логическое мышление, способность анализировать большой поток информации, который в нашей жизни становится все более интенсивным. С точки зрения будущего трудоустройства стоит обратить внимание, что современные работодатели все чаще отдают предпочтение специалистам, которые могут создавать эффективные команды, мыслить творчески, широко и глубоко, но при этом концентрируясь в своей области. Математика как раз дает хорошую базу для развития этих качеств.
– Как вы считаете, что нравится ученикам в ваших уроках?
– Думаю, им нравится атмосфера сотрудничества и творческого поиска. Все-таки класс – это театр, а урок – спектакль, на котором и учитель, и ученики выступают действующими лицами. Я всегда призываю детей подходить к решению задач нестандартно, показываю им свои способы решения, но при этом поощряю, если у них получается добиться правильного ответа иначе.
– Дмитрий Михайлович, скажите, есть ли проверенные средства, как объяснить ребенку сложную тему?
– Главное средство – это создание поддерживающей атмосферы. Ребенок должен чувствовать, что его попытки понять что-то новое ценны сами по себе. Хвалите не за пятерку, а за вопрос, за найденное решение, за усидчивость. Когда фокус смещается с оценки на сам процесс познания, у ребенка просыпается внутренняя мотивация – то самое «хочу учиться». В этом и есть секрет.