В России готовится важное изменение, которое затронет и бизнес, и потребителей: вводятся автоматические штрафы до 50 000 ₽ за торговлю маркированными товарами вне системы «Честный знак» и за продажу просроченных маркированных товаров.
Правительственная комиссия уже одобрила законопроект, он разработан по поручению президента и привязывает ответственность напрямую к данным государственных систем — это ГИС МТ «Честный знак» и информация от онлайн‑касс.
Эта тема звучит очень «по‑чиновничьи» и сложно, поэтому разберём всё по‑человечески:
что это за система, зачем она нужна, кого и как будут штрафовать, как это отразится на покупателях и что важно знать владельцам магазинов.
Что такое «Честный знак» простыми словами
«Честный знак» — это государственная система цифровой маркировки товаров.
Каждому товару из определённых категорий присваивается уникальный код, который размещается:
- на упаковке,
- на этикетке,
- или в виде QR‑кода / DataMatrix‑кода.
Этот код:
- однозначно идентифицирует товар (какой производитель, какая партия, какой конкретный экземпляр),
- позволяет отследить путь товара: от завода до полки в магазине.
Маркировка уже обязательна для многих категорий товаров (перечень постоянно расширяется), среди них:
- обувь,
- лекарства,
- табачные изделия,
- молочная продукция,
- БАДы (биологически активные добавки),
- пиво и слабоалкогольные напитки,
- одежда и некоторые текстильные изделия,
- парфюмерия,
- шины и покрышки,
- фототехника и др.
Идея государства — полностью видеть движение товара в стране:
- кто произвёл,
- кто ввез,
- кто закупил оптом,
- кто продал в розницу,
- не просрочен ли товар,
- не подделка ли это.
Зачем вообще нужна маркировка с точки зрения покупателя
Чаще всего люди воспринимают такие системы как «ещё один контроль над бизнесом». Но есть и потребительский смысл, который напрямую касается каждого:
- Борьба с подделками
Маркировка сильно усложняет жизнь тем, кто продаёт: фальшивые лекарства,
контрафактную одежду/обувь,
нелегальный алкоголь, табак и т.д.
Если товара нет в «Честном знаке», значит: он мог быть произведён «в гараже»,
ввезён в страну нелегально,
подменён по пути от завода до магазина. - Более прозрачная цепочка поставок
Если с товаром что-то не так (например, массовые отравления каким-то БАДом), можно: быстро найти всю партию,
отозвать товары из магазинов,
отследить, где именно и какой товар продавался. - Контроль сроков годности
Для части товаров (особенно продуктов, БАДов, напитков) важен срок годности.
Маркировка в связке с кассой и базами данных позволяет: автоматически выявлять продажу просрочки,
формировать статистику по нарушениям. - Приложения для потребителей
Существуют мобильные приложения (например, «Честный знак»), с помощью которых: можно отсканировать код на товаре,
увидеть информацию о нём,
понять, есть ли этот товар в официальной системе.
То есть маркировка — это не только «палка» для бизнеса, но и защищающий инструмент для покупателей. Другое дело, насколько эффективно и честно он используется — это уже вопрос к реализации.
Что меняется: автоштрафы «по аналогии с камерами ГИБДД»
Самое заметное нововведение, которое заложено в одобренном законопроекте:
Вводится отдельный штраф 50 000 ₽ за продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке, если продавец не зарегистрирован в системе «Честный знак», а через одну кассу за месяц продано более 10 единиц такой продукции.
Разберём по шагам.
1. Продавец не зарегистрирован в «Честном знаке»
Это значит:
- магазин, ИП или организация официально не числится в системе маркировки,
- но при этом продаёт товары, которые обязаны быть в ней учтены (например, обувь, БАДы, пиво и т.п.).
2. Продано более 10 единиц через одну кассу за месяц
Здесь важны сразу несколько деталей:
- Считается количество единиц товара, а не сумма. То есть можно продать 11 дешёвых бутылок пива — и формально это уже основание.
- Счёт идёт для каждой кассы отдельно: если в магазине три кассы, то по каждой будет вестись свой учёт.
- Порог в 10 единиц в месяц — это своего рода «минимальный фильтр», чтобы не наказывать за разовую ошибку,
случайную продажу единичного товара.
Но как только через конкретную кассу за месяц прошло более 10 единиц маркированных товаров при отсутствии регистрации в системе, — это считается систематической продажей «мимо» маркировки.
3. Штраф 50 000 ₽
Для такого нарушения вводится фиксированный административный штраф:
- 50 000 ₽ — сумма немаленькая, особенно для малого бизнеса,
- штраф будет применяться автоматически, без выездной проверки инспектора.
Как будут работать автоматические штрафы
Механика во многом напоминает штрафы с дорожных камер:
- Все продажи проходят через онлайн‑кассы (ККТ)
Уже несколько лет в России действует система: каждая операция по кассе передаётся в налоговую в режиме онлайн,
данные уходят оператору фискальных данных (ОФД), а затем в ФНС. - Касса знает, какой товар продаётся
Каждый товар: имеет свой штрихкод и/или маркировочный код (DataMatrix),
в базе кассы указано, к какой категории он относится. - «Честный знак» знает, кто имеет право продавать маркированный товар
В системе есть: регистрация каждой организации / ИП как участника оборота,
привязка кодов маркировки к этим участникам,
«цепочка жизни» каждой единицы товара. - Сопоставление данных
Автоштрафы предполагают, что: данные онлайн‑касс (что, где и сколько продано)
сопоставляются с данными «Честного знака» (кто зарегистрирован, какие коды есть, кому они принадлежат),
система автоматически выявляет несоответствия, без человеческого инспектора. - Если критерии нарушения соблюдены — формируется штраф
Пример: магазин не зарегистрирован в «Честном знаке»,
через одну из его касс в ноябре продано 15 упаковок БАДов, которые подлежат маркировке,
система это фиксирует,
автоматически формируется административное дело и штраф 50 000 ₽.
То есть инспектору не нужно:
- приезжать с проверкой,
- составлять акт вручную,
- проводить инвентаризацию.
Вся логика «привязана к цифрам», которые уже есть в государственных системах.
Просрочка: ещё один источник автоштрафов
Отдельный блок законопроекта — автоматические штрафы за продажу просроченных маркированных товаров.
Это особенно актуально для:
- продуктов питания,
- напитков,
- БАДов,
- некоторых категорий медицинских товаров и т.д.
Какие сроки введения
Законопроект предусматривает поэтапное введение:
- С 1 марта 2026 года — автоматические штрафы за продажу просрочки начнут применяться: к БАДам,
к пиву,
к слабоалкогольным напиткам. - С 1 июля 2026 года — система распространится: на все товары, подпадающие под обязательную маркировку.
То есть через несколько лет:
- продажа просроченного БАДА или напитка — это уже не «если проверка придёт»,
а практически гарантированный штраф, если данные в системе покажут факт такой продажи.
Как государство узнает, что товар просрочен
Чтобы автоматически штрафовать за просрочку, система должна знать сроки годности.
Как это может работать:
- Срок годности связан с конкретным кодом маркировки
Когда производитель наносит код на упаковку: он передаёт в «Честный знак» сведения о партии,
включая дату производства и срок годности / дату окончания годности. - При продаже касса «пробивает» именно этот код код считывается сканером,
данные о продаже уходят в ОФД и/или в государственную систему. - Система сверяет дату продажи и дату окончания годности если продажа произошла позже, чем разрешено (товар просрочен),
это фиксируется как нарушение. - И снова: штраф будет формироваться в автоматическом режиме
Как с камерами скорости: есть факт нарушения,
есть «цифровые следы»,
система выпускает штраф.
Почему государство всё это вводит
Официальная логика такова:
нужно перевести борьбу с теневым оборотом и нарушениями из «ручного режима» в автоматизированный.
Ранее:
- чтобы оштрафовать магазин за просрочку или за «серую» торговлю,
- нужно было проводить проверки (плановые, внеплановые, выездные),
- это занимало время и ресурсы,
- а многие нарушители оставались «за кадром», особенно если их никто не жалуется.
Сейчас, с развитием:
- онлайн‑касс,
- систем мониторинга,
- электронной отчётности,
у государства появилась возможность:
- не ходить по магазинам ногами,
- а собирать и анализировать данные в цифровом виде.
Цели, которые декларируются:
- уменьшить оборот: контрафактной продукции,
контрабандного товара,
«левых» партий, - усилить налоговую дисциплину,
- защитить потребителя от: подделок,
просрочки,
опасных товаров.
Чем это грозит малому бизнесу и магазинам
Для владельцев:
- небольших магазинов,
- палаток,
- киосков,
- аптек,
- точек у дома
это может быть очень чувствительной историей.
Основные риски
- Отсутствие регистрации в «Честном знаке»
Часто мелкие предприниматели: не до конца понимают, что именно они должны сделать,
не следят за изменениями в законодательстве,
работают «по старинке».
Если они продолжают продавать маркированные товары: без регистрации,
без корректного учёта кодов,
то с введением автоштрафов это станет практически невозможным без финансовых потерь. - Неправильная работа с кодами маркировки
Даже если бизнес зарегистрирован, важны нюансы: правильно ли сканируются коды на кассе,
корректно ли передаются данные по каждому товару,
не теряются ли коды на складе.
Ошибки могут привести к тому, что: система «не увидит» реальной продажи,
или посчитает товар «вне системы». - Просрочка на полке
В небольших магазинах: товар часто лежит «на глазок»,
не всегда есть автоматизированный учёт сроков,
сотрудники не всегда обучены списывать вовремя.
С 2026 года: оставленный на полке просроченный БАД или бутылка пива
будет означать не только риск для здоровья покупателя,
но и почти неизбежный автоштраф при продаже. - Сложность настройки касс и ПО
Чтобы: касса правильно передавала данные,
учитывала коды маркировки,
проверяла сроки годности,
может потребоваться: обновление программного обеспечения,
смена фискального накопителя,
консультации с интеграторами.
Для мелкого ИП это и затратно, и сложно организационно.
Что это значит для обычного покупателя
С точки зрения потребителя изменения двойственные.
Плюсы для покупателей
- Меньше подделок и «серого» товара
Чем жёстче контроль: тем сложнее продавать поддельные лекарства, спиртное, БАДы и т.п.,
тем выше шансы, что вы покупаете легальный товар. - Меньше просрочки на полках
Автоштрафы создают: экономическую мотивацию для магазинов,
лучше следить за сроками годности.
В идеале: по мере приближения 2026 года и далее,
доля просроченных товаров в рознице должна снижаться. - Больше прозрачности
Если системы будут нормально работать: вы сможете по коду маркировки узнавать больше о товаре,
меньше рисков «кота в мешке».
Возможные минусы
- Рост цен
Бизнесу придётся: вкладываться в системы учёта,
обновлять кассы,
обучать персонал,
платить штрафы, если не успеют адаптироваться.
В итоге часть затрат наверняка переложат на конечного покупателя. - Исчезновение мелких точек
Те, кто: не смогут/не захотят внедрять сложные цифровые системы,
предпочтут закрыться или работать «полуподпольно».
Это может привести к: сокращению числа маленьких магазинов «у дома»,
концентрации торговли у более крупных сетей,
снижению конкуренции и выборов для покупателей. - Переходный бардак
В первые месяцы/годы: возможны сбои в системах,
ошибки при маркировке,
ситуации, когда товар легальный, но система «ругается».
Это может выражаться в: отказах в продаже,
путанице на кассе,
конфликтных ситуациях.
Что бизнесу стоит сделать уже сейчас
Если вы:
- владелец магазина,
- ИП, который торгует маркированными товарами,
- руководитель аптеки, точки с БАДами, магазина с алкоголем и т.п.,
вам важно не ждать 2026 года, а заранее подготовиться.
1. Проверить регистрацию в «Честном знаке»
Необходимо:
- убедиться, что: ваша организация/ИП зарегистрированы в системе,
все юридические данные указаны корректно,
все точки продаж (магазины, аптеки, отделы) учтены.
Если регистрации нет:
- нужно пройти процедуру подключения,
- это включает: получение усиленной электронной подписи (часто),
регистрацию на сайте системы,
привязку касс и ПО.
2. Проверить корректность работы касс и софта
Важно:
- могут ли ваши кассы: считывать коды маркировки (2D‑сканеры),
передавать информацию в систему маркировки и налоговые органы, - правильно ли настроены: номенклатура,
коды товаров,
соответствие между товаром в базе и маркировочными кодами.
Имеет смысл:
- связаться с вашим поставщиком кассового ПО или системным интегратором,
- задать им конкретный вопрос:
«Готовы ли мы к автоматическим штрафам и корректной работе с маркировкой и сроками годности?»
3. Организовать контроль за сроками годности
С введением автоштрафов за просрочку ручной осмотр полок «на глаз» станет крайне рискованным.
Желательно:
- внедрить в учётной системе: учёт сроков годности по партиям,
уведомления о приближении окончания срока, - настроить регулярное: списание просроченного товара,
возвраты поставщикам (где возможно), - обучить персонал: как проверять сроки,
как работать с товарами «у границы» срока годности.
4. Настроить «блокировки» на кассе
Идеальная модель:
- касса не позволяет пробить товар, у которого истёк срок годности.
То есть:
- если кассир пытается продать просроченный БАД: система выдаёт предупреждение,
и блокирует операцию.
Это:
- защищает и покупателя,
- и бизнес от автоштрафа.
Почему государство «делает ставку» на автоматизацию нарушений
В основе — общая тенденция:
чем больше данных в электронном виде, тем меньше пространства для «серых зон».
Государству выгодно:
- не тратить ресурсы на массовые физические проверки,
- использовать мощность: больших данных,
аналитики,
цифровых платформ.
По аналогии с:
- системами Платон (для грузовиков),
- онлайн‑кассами (для налогового контроля),
- дорожными камерами (для штрафов за скорость и ПДД),
«Честный знак» и автоштрафы:
- превращают контроль оборота товаров в постоянный цифровой процесс.
Какие вопросы остаются открытыми
Не всё так однозначно и гладко. Есть важные нюансы и возможные проблемы.
- Ошибки систем и ответственность за них
Если: в системе «Честный знак» неверно указан срок годности,
или сбой при передаче данных с кассы,
кто будет:
доказывать свою правоту,
оспаривать штраф?
Для мелкого бизнеса это может быть серьёзной бюрократической нагрузкой. - Качество технической инфраструктуры
Для того чтобы всё работало: нужна стабильная связь,
корректная работа ОФД,
готовность всех игроков — от производителей до малых магазинов.
В небольших населённых пунктах, с плохим интернетом,
могут быть сложности. - Возможность злоупотреблений
Автоматизация снижает человеческий фактор, но он всё равно остаётся: можно ли будет «подправить» данные в чью-то пользу,
будет ли единый и прозрачный порядок оспаривания штрафов. - Готовность рынка
Крупные сети: уже давно работают с маркировкой,
имеют IT‑отделы, специалистов, бюджет.
Микробизнесу: с одним-двумя продавцами
весь этот цифровой «комбайн» даётся гораздо тяжелее.
Итоги: что нужно помнить потребителям и предпринимателям
Если вы покупатель
- Возможно, через несколько лет: станет меньше подделок и просрочки,
особенно среди маркированных товаров: БАДов, напитков, лекарств и т.д. - Но одновременно: часть мелких магазинов может закрыться,
цены на некоторые категории товаров могут вырасти из‑за новых затрат бизнеса.
Вы можете уже сейчас:
- чаще сканировать коды маркировки в приложениях,
- следить, чтобы: купленные товары были легальными,
срок годности не был превышен.
Если вы владелец бизнеса
- Игнорировать маркировку и «Честный знак» уже нельзя.
Автоштрафы сделают это слишком дорогим удовольствием. - Вам стоит: Проверить регистрацию в системе «Честный знак».
Убедиться, что кассы и софт корректно работают с маркировкой.
Организовать учёт и контроль сроков годности.
По возможности настроить блокировку продажи просрочки на кассе.
Обучить персонал: что такое маркировка,
как правильно пробивать товар,
как контролировать сроки.
Задавайте вопросы
Если у вас остались вопросы:
- как это отразится на вашем бизнесе,
- какие товары конкретно подлежат маркировке,
- как технически всё настраивать,
- или как, будучи обычным покупателем, защитить себя от подделок и просрочки,
обязательно пишите свои вопросы в комментариях.
Я буду рад подробно ответить на все вопросы и разобрать отдельные ситуации.
Спасибо, что дочитали до конца.
Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — это помогает мне делать ещё больше полезных разборов и объяснять сложные изменения в законах простым и понятным языком.