Где находится этот дом? В чём его странность? Как выглядел первоначальный проект? Почему эскиз не утвердили? К чему придирались коллеги архитекторов, которые создавали это здание? А также - почему найти вход в подъезд тут не так просто? Какие здесь квартиры? И как живётся в таком доме сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Неудачная попытка
На первый взгляд, может показаться, что серый дом №43/24 на Авиамоторной улице вообще является панельным. Начиная с 4 этажа, стены имеют своеобразный декор. Он сильно напоминает швы между плитами, которые так характерны для жилья, в первую очередь, хрущёвского периода. Только вот построили здание намного раньше - в 1939 году. Изначально внешний вид у дома планировался совсем другой. А заселить туда хотели работников нынешней ТЭЦ-11. Она располагается чуть дальше по шоссе Энтузиастов в сторону области.
Первый проект дома создавали архитекторы Фёдор Михайловский и Адольф Ульбрих. Они предлагали жилое здание в стиле постконструктивизма. То есть уже с некоторыми украшениями. Но в целом сдержанное и с характерной геометричностью форм. Их вариант проверяющей комиссии совсем не понравился. Поэтому пришлось заказать новый проект. Им занимались уже другие архитекторы: И.И. Комаров и Ф.Н. Крестин. Вариант этих зодчих чиновникам пришёлся по душе. Его в итоге и воплотили в жизнь.
Здание получилось угловым и разной этажности. В основном их 9, но в части дома, которая ближе к железной дороге Казанского направления, имеется маленькая башенка. Благодаря ей, тут получается аж 11 этажей. В специальной литературе того периода столь оригинальное решение называли нелепым. А также удивлялись, почему дом не построили длиннее. То есть не довели поближе к железнодорожным путям.
Похвалить не за что
Вообще коллеги в конце 1930-х годов не скупились на достаточно обидные эпитеты в адрес творения Комарова и Крестина. Дом из-за своеобразных пропорций даже называли деревом, которое выросло корнями вверх. Если присмотреться, то станет понятно, главный фасад со стороны шоссе Энтузиастов, можно визуально разделить на три разные части. По мнению специалистов того времени, между собой они сочетались плохо. Первая (до 4 этажа) имеет огромные витрины магазинов и полукруглые маленькие балконы. Декор стен выполнили в технологии рустовки. Такая отделка имитирует натуральный камень. Ко всему прочему, эта часть дома выступает вперёд. При этом тут нет никакого внушительного карниза или фриза, который бы подчёркивал это.
Вторая часть, которая начинается с 4 этажа, имеет совсем другую отделку фасада. Она и правда чем-то напоминает панели типовых зданий более позднего периода. Форма балконов уже совсем другая. Единственное, что осталось неизменным, это приличный размер окон. И то, на самом верху проёмы значительно меньше. Всё потому, что этот этаж - аттиковый. То есть он меньшей высоты, чем основные. Здесь его от остальной конструкции разделяет еле различимый тонкий карниз.
Третья часть - та, где находится башенка. Декор фасада здесь повторяет первые три этажа. То есть его выполнили в технологии рустовки. Не совсем понятно, какая идея крылась в таком необычном расположении балконов. Их размер отличается от всех остальных на главном фасаде. После 10 этажа имеется массивный карниз с лепными украшениями. Чуть выше - маленькие окна 11 этажа. Он тоже аттиковый.
Также существует фасад, который выходит на Авиамоторную улицу. Он выглядит несколько проще, чем парадный. В специальной литературе даже писали, что он "носит скорее дворовый характер и никак не украшает улицу". Из интересного на нём всё-таки можно отметить массивную подъездную дверь. Сейчас она не используется, насколько я понял. Также здесь любопытные окна подъездной галереи разного размера. Видимо, чтобы разбавить серую цветовую гамму фасада, архитекторы дополнили окна всех фасадов белым декоративным элементом. Это наличники, которые обрамляют проёмы.
Странные квартиры
Со стороны двора украшения как таковые отсутствуют. Здесь лишь виднеется часть лепного карниза башенки. Окна тут уже не такие большие. Но в основном парные. Также с этой стороны намного больше балконов. Интересно, что цвет стен здесь светло-бежевый. Получается сильный контраст, по сравнению с парадными фасадами. Не знаю, было ли так задумано изначально. Или цвет появился в более позднее время. Всего в доме находится 4 подъезда. Однако заметить эти двери очень сложно. Оформлены они довольно странно. На первый взгляд, кажется, что это вход в какое-то подсобное помещение. Двери маленькие. Даже не на всех есть домофон.
Всего в доме 65 квартир. От 2 до 4 жилых комнат. Однушек, насколько я понял, здесь нет. Кроме сомнительных предложений по аренде на 1 этаже. Похоже, это что-то вроде апартаментов. Изначально в квартирах имелась комната для прислуги площадью 6 м². В каждой кухне установили газовые плиты, а также сделали мусоропровод. Много претензий на момент сдачи дома в эксплуатацию вызывала отделка. В первую очередь, отмечали её небрежность. Во вторую, неуместное использование дорогих материалов. Например, в ванных комнатах стены отделали розовой мраморной плиткой. Одним словом, коллеги архитекторов, отмечали расточительность и неоднородную организацию как жилого, так и всего пространства квартир в целом.
Действительно, квартиры здесь очень разные. Есть варианты с исключительно раздельной планировкой, просторными комнатами и хорошей площадью кухни почти 10 м². А есть - полностью смежные. С не самыми большими жилыми комнатами и крохотной кухней. В целом, средняя площадь двушки в этом доме составляет 60 м² с копейками; трёшки - от 70 до 80 м², а четырёхкомнатной - около 86 м². Хотя есть объявления, где указывают 100 м². Честно говоря, там столько перепланировок сделано, что трудно сказать, как было изначально. К сожалению, в специальной литературе не давали планов типового этажа. Если вы живёте или жили здесь, можете поделиться информацией в комментариях.
Стоимость квартир в этом доме, можно сказать, не такая уж и высокая. Сейчас продаётся упомянутая ранее четырёхкомнатная площадью 100 м² на 2 этаже всего за 30 млн рублей. Трёшка 80 м² в прошлом году стоила около 25 млн. Если говорить о расположении дома, то, с одной стороны, оно удачное. Тут прекрасная транспортная доступность. Буквально в двух шагах станции метро "Авиамоторная" Калининской и Большой Кольцевой линий. Рядом пролегает множество маршрутов трамваев и автобусов/электробусов. Совсем близко находится платформа Авиамоторная МЦД-3. С другой стороны, здесь очень шумно. Как от шоссе Энтузиастов, так и Авиамоторной улицы. Как следствие - пыль, загазованность и грязь. От этого и без того тёмный фасад здания выглядит ещё мрачнее.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!