Коллеги, приветствую! Я — учитель русского как иностранного не только для малышей, но и для детишек постарше. Сегодня разберём фрагмент урока с 8-леткой РКИ, где я ввожу новое грамматическое понятие.
От правила к упражнению или от упражнения к правилу?
От правила к упражнению: учитель объясняет правило — "ОНА - это слова, где в конце -а/-я, без гласного звука — ОН". Дети повторяют правило за учителем, читают это правило в табличке, делают упражнения. Структурировано - да. Быстро - да. Разложено по полочкам - да. Ребёнок запоминает формулу, как теорему, что плохого?
От упражнения к правилу: никаких правил заранее! Показываем примеры — карточки, картинки, читаем, наблюдаем. Ребёнок сам "додумывает" закономерность. Ребенок принимает на себя роль исследователя, включает мозг, волю и амбиции, любопытство в конце концов. Дети учатся как в жизни: Ребёнок не анализирует грамматику на родном языке — он её чувствует. Индукция имитирует это: через повторяющиеся примеры мозг сам находит паттерн. Дедукция перегружает — правило в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Нет нудных объяснений, где сверху учитель со своими нравоучениями — только игра - так и решается проблема мотивации у младших школьников.
Ребёнок в ситуации успеха, он ликует: "Я сам понял!"
Пример из моей практики: вводим род существительных.
Возьмём урок для 8-летней девочки из США. Тема: он/она.
Никаких таблиц, а только карточки и два квадратика - синий квадратик со словом ОН, красный квадратик со словом - ОНА. Квадратики можно заменить мячами, которые можно бросать друг другу.
Шаг 1: Карточки с изображениями и словами, я читаю слова, делаю акценты голосом и интонацией на окончания. Прошу ученицу выбрать квадратик.
Шаг 2: Ребёнок выбирает квадратик. "он/она". Сразу исправляю, если случайный выбор ребёнка пал на неправильный квадратик. Сначала путается: "Почему?!" Не объясняю — просто следующая карточка: кукла (она), рука (она), слон (он). Естественно она ошибается, она ещё вообще не понимает, чего я от неё хочу. Эти ошибки нам и нужны.
Видео фрагмента урока можно посмотреть здесь, зайдите ко мне на страницу https://dzen.ru/video/watch/6937fe60a0045572470b402f?share_to=link
Шаг 3: Через 15-20 карточек - это примерно 2-3 минуты — озарение! "ОНА — если звучит А! ОН — ничего!" Сама формулирует правило. Затем играем, рисуем, применяем на игрушках, выполняем любые упражнения из учебника.
Схема "от упражнения к правилу" идеальна для РКИ: дети-инофоны нуждаются в наглядности, играх и многократном повторении.
А таблички малоэффективны на этапе ввода нового материала, даже если они очень красочные и привлекательные.
Набор этих карточек можно скачать у меня бесплатно в моих социальных сетях, найти можно меня по имени Sasha Withers.
Пожалуйста, напишите в комментариях, с какими трудностями вы сталкиваетесь на уроках при введении понятия рода и какие методы считаете наиболее эффективными.
Ссылки на источники:
edu-time.ru: Индуктивный и дедуктивный подходы
moluch.ru: Дедуктивный подход
englishformula.ru: Подходы к обучению
cyberleninka.ru: Индуктивный подход в РКИ