Найти в Дзене
Кино под углом

«Полицейская академия» - смешно, или нет?

Это культовый фильм, по сути... Когда-то, давным-давно, я увидел афишу фильма «Лыжный патруль». На ней был изображён какой-то небольшой пистолет, и надпись о том, что «Весь мир смеётся над сериалом «Полицейская академия»». Сам фильм я почти не помню, но, кажется, это была комедия, которая никакого отношения к «Полицейской академии» не имела. Но, именно так я узнал о том, что есть такие фильмы. Несколько лет спустя, товарищ, у которого видеоплеер появился раньше, чем у меня, пригласил меня на фильм «Место назначения – Майами-бич», пятый (если мне не изменяет память) фильм серии «Полицейская академия». Ну что сказать – мы тогда чуть животы не надорвали от смеха. Но, все фильмы я посмотрел, спустя ещё несколько лет… И да, это было очень смешно. "Вольное переьтолмачивание" сюжета... Понятное дело, что я пишу эту статью, по большому счёту, ради того, чтобы всё же, разобрать на примерах, что «Полицейская академия» и «Полицейский с Рублёвки» - это совершенно разные произведения. Если в «Полиц
Это культовый фильм, по сути...
Это культовый фильм, по сути...

Когда-то, давным-давно, я увидел афишу фильма «Лыжный патруль». На ней был изображён какой-то небольшой пистолет, и надпись о том, что «Весь мир смеётся над сериалом «Полицейская академия»». Сам фильм я почти не помню, но, кажется, это была комедия, которая никакого отношения к «Полицейской академии» не имела. Но, именно так я узнал о том, что есть такие фильмы. Несколько лет спустя, товарищ, у которого видеоплеер появился раньше, чем у меня, пригласил меня на фильм «Место назначения – Майами-бич», пятый (если мне не изменяет память) фильм серии «Полицейская академия». Ну что сказать – мы тогда чуть животы не надорвали от смеха. Но, все фильмы я посмотрел, спустя ещё несколько лет… И да, это было очень смешно.

"Вольное переьтолмачивание" сюжета...
"Вольное переьтолмачивание" сюжета...

Понятное дело, что я пишу эту статью, по большому счёту, ради того, чтобы всё же, разобрать на примерах, что «Полицейская академия» и «Полицейский с Рублёвки» - это совершенно разные произведения. Если в «Полицейской академии» и есть пошлые шутки (а они там есть, и это не это момент с трибуной), то в «Полицейском с Рублёвки» - их чуть более, чем весь сериал. И да, есть такое дело, о котором, может быть, знают не все, но – была такая книга, «Полицейская академия», за авторством некоего Стивена Гуттенберга. Насколько я понимаю, к актёру, что играл роль Кэрри Махони, она не имеет никакого отношения (но это только моё мнения, я могу ошибаться). Просто, в те годы, на книжный рынок России «хлынуло» очень много книг, которые зачастую писались отечественными авторами, выдававшими себя за американских писателей. Качество «плавало» от вполне себе неплохих новеллизаций (Корецкий неплохо так написал по «Хищнику»!), до такого лютого трэша, который было просто невозможно читать. И вот «Полицейская академия» - как раз из последнего. Например, помимо моментов, которые были в фильме (и считались по тем меркам просто люто ужасными – вспомним, какие на тот момент законы были о разных вещах, типа «обнажёнки), есть и моменты, явно добавленные… просто для «остроты». И, что-то подсказывает мне, что теперь эта «книга» не прошла бы в России, по той простой причине, что там много… запрещённых законом вещей. Собственно, как подсказала мне Сеть, никакого отношения к «Полицейской академии», эта «книга» не имеет. Просто на волне популярности, два «автора», решили «подзаработать денег». Не вижу в этом ничего плохого – но и приводить мне эту книгу в пример, не надо.

Итак, «Полицейская академия». Знаете, я прочитал историю создания фильма – и она была немного похожа на историю первого фильма про жандармов. Только здесь у создателя фильма никто ничего не крал – просто он увидел в Сан-Франциско группу курсантов-полицейских, которые выглядели… максимально странно. Уверен, что на их фоне даже я смотрелся бы… нормально, несмотря на мой лишний вес и остальные проблемы. Хотя, в своё оправдание, я могу сказать, что стреляю я, например, не хуже, чем Тэклбери, а что касается физической силы… Ну, конечно, не Хайтауэр, но кое-что могу. Но, не суть…

Итак, о чём же этот фильм? Конечно, его смотрели все, но расскажу, что называется, в общих чертах. Мэр некоего городка, Мэри Сью Бил (кстати, имя специально так придумали, или просто совпало с «Мэри Сью»?) приказывает брать в полицейскую академию, что называется, всех подряд, даже тех, кто не подходит ни по каким критериям. То есть, рост, вес, физических характеристики и тому подобное – больше не учитываются. Как, собственно, и психологические качества. Уверен, что по этой причине, Юджин Тэклбери и работал охранником – больше никуда не брали. И вот, все эти, порой, на самом деле, странные личности, попадают в академию. Понятное дело, что руководство в шоке, и им надо что-то делать, чтобы разобраться с такими вот «рекрутами». Собственно, комичным моментам, которых просто не может не быть, при попадании таких людей на учёбу, фильм и посвящён.

Сейчас Джонс покажет, за что его взяли...
Сейчас Джонс покажет, за что его взяли...

И вот главный вопрос – смешно ли это всё? О, да, при правильной подаче материала. Вот, например, первый эпизод с участием Джонса (который мог любые звуки издавать). Полицейский участок, Джонс, значит, сидит и делает вид, что играет на губной гармонике. Махони спрашивает его, за что взяли, тот показывает – и на весь участок раздаётся автоматная очередь. Что-то подсказывает мне, что это – самое то, чтобы показать юмор. Потому что полицейские отреагировали именно так, как и должны были – залегли и приготовились к бою. Ну, кроме дежурного, который рявкнул на Джонса, чтобы тот прекратил. Смешно? Да. Показано на самом деле, хорошо и грамотно.

И, на самом деле, все остальные «приколы», тоже показаны, что называется, «в тему». Это и одержимость оружием Тэклбери, и любвеобильность Мартина – и то, как он потом попадает в «цепкие лапы» Каллахан. Кстати – это на самом деле, было смешно. Он приходил в женское общежитие, и спокойно оттуда уходил, но после общения с Каллахан… он оттуда просто уполз. Как говорится, почувствуйте разницу… То есть, авторы фильма умели шутить «на грани». И тот же момент с трибуной – это тоже шутка «на грани». И опять же, я не знаю как, но Лассард ведь узнал и про ту девицу, и смог договорить с ней о том, чтобы устроить «алаверды» Махони. То есть – Лассард-то человек очень и очень неглупый! Смог довольно быстро разобраться в ситуации – после того, что с ним было в том эпизоде и словах о том, что «Махони сотворил ужасную вещь!». Или – знаменитый бар «Голубая устрица». Нет, я на самом деле, могу поверить в то, что там были только танцы – в самом деле, почему нет? Но – это тоже «шутка на грани». И, кстати говоря, что-то подсказывает мне, что, когда потом в тот же бар попадает голый Проктор (не помню, в каком фильме), вот там, с ним были уже не только танцы.

То есть, перед нами добротно сделанная комедия. Причём, комедия, понятная всем людям, во всех странах. Шутки на самом деле смешные и понятные. Пошлости нет. Оскорблений и тому подобных вещей – нет. Мата – нет. Приколы? Ну, можно вспомнить, как в первом же фильме, когда Харрис очень активно пользовался мегафоном, Махони ему этот мегафон гуталином коричневым намазал. Думаю, что не надо объяснять, как это потом выглядело, верно? Опять же – шутка «на грани», но смешная. Не пошлая и не грубая. То есть, аналогия всем понятна, но без натуралистичности и прочих вещей.

А теперь давайте сравним с «отечественным продуктом» про Рублёвку. Знаете, я не буду говорить о том, что «там весь юмор пошлый и вульгарный». Нет, смешные моменты без пошлости и прочих вещей там есть, не вопрос. Только вот, по какой-то странной причине, большая часть «типичных зрителей», считает, что «самые убойные шутки» - это когда Яковлев пучит глаза, матерится на Измайлова, принимает вещества, напивается, ведёт себя максимально глупо и мерзко, и, самое главное, рассказывает, как его, такого красивого, будут крутить, как вентилятор! О, как же это смешно! На самом деле, понятно, что нет. И тому есть две причины. Знаете, «протащить» дурачка-начальника можно. Один раз. На второй раз это уже делается не смешно. Помните «Такси»? Жибер в первом фильме был смешным, но он не был дурачком. Просто… начальник, недалёкий, но «службу тянул», отдел работал. Потом, с каждым фильмом, его делали всё глупее и глупее. Апофеозом для меня было то, как он упал (в четвёртом, кажется, фильме) лицом в «белый порошок», и начал палить с двух пулемётов. На персонажа просто стало неинтересно смотреть… Вот так же и Яковлев. Придумали недалёкого начальника отделения? Хорошо. Может, даже реальные прототипы были. Но, может, стоит придумывать для него новые «гэги» и шутки, а не повторять одно и то же? Потому что, этот «прикол» про вентилятор, лично мне не понравился сразу, так его почти из серии в серию повторяли. Или то, что Яковлев выпить любит – хватило бы и одного раза, так нет, очень часто – одно и то же. И всё остальное – из серии в серию. И эффект получается – не такой, как должен быть, а именно, что смотреть противно, знаете ли…