Найти в Дзене

Судьба одной семьи: как жили, любили и выживали оренбургские казаки

История целой страны часто лучше всего читается не по учебникам, а по пожелтевшим метрическим книгам и семейным архивам. Сегодня — история семьи оренбургского казака Анания Медведкова. Это рассказ о верности, тяжком труде, страшных потерях и удивительной силе жизни, которая пробивается сквозь все невзгоды. Основатель рода: Ананий Степанович Всё началось в казачьем посёлке Константиновском Верхнеуральского уезда. Здесь, в 1875 году, в семье казака Степана Кирилловича и Марфы Тимофеевны родился сын Ананий. Он продолжил семейную линию, став казаком Николаевского отряда Оренбургского казачьего войска. Его взрослая жизнь началась с крепкого союза. 2 января 1893 года, в морозный зимний день, в Свято-Троицкой церкви родного посёлка Ананий обвенчался с Марией Васильевной Кузнецовой из соседнего Сыртинского посёлка. Так два казачьих рода соединились. Их брак был типичным для того времени: многодетным и трагичным. У них родилось семеро детей: Пелагея, Варвара, Филипп, Александр, Николай, Василий
Оглавление

История целой страны часто лучше всего читается не по учебникам, а по пожелтевшим метрическим книгам и семейным архивам. Сегодня — история семьи оренбургского казака Анания Медведкова. Это рассказ о верности, тяжком труде, страшных потерях и удивительной силе жизни, которая пробивается сквозь все невзгоды.

Основатель рода: Ананий Степанович

Всё началось в казачьем посёлке Константиновском Верхнеуральского уезда. Здесь, в 1875 году, в семье казака Степана Кирилловича и Марфы Тимофеевны родился сын Ананий. Он продолжил семейную линию, став казаком Николаевского отряда Оренбургского казачьего войска.

Его взрослая жизнь началась с крепкого союза. 2 января 1893 года, в морозный зимний день, в Свято-Троицкой церкви родного посёлка Ананий обвенчался с Марией Васильевной Кузнецовой из соседнего Сыртинского посёлка. Так два казачьих рода соединились.

Их брак был типичным для того времени: многодетным и трагичным. У них родилось семеро детей: Пелагея, Варвара, Филипп, Александр, Николай, Василий и Фекла. Но рубеж XIX и XX веков был беспощаден к детям. Младенческая смерть косила семьи без разбора: трое детей — Филипп, Николай и маленькая Фекла — умерли, не прожив и года. А в 1910 году семью настиг новый удар: за две недели октября от болезни умерли 7-летняя Варвара и 2-летняя Фекла.

А в 1911 году болезнь забрала и главу семьи. Ананий Степанович скончался в возрасте 36 лет, оставив вдову Марию с тремя выжившими детьми: Пелагеей, Александром и Василием. Он был похоронен в родной Константиновке, на земле, которую защищал и которую обрабатывал.

Испытания XX века: дети казака

На плечи сыновей, Александра и Василия, выпали все катаклизмы нового, страшного века.

Александр Ананьевич в 17,5 лет повторил путь отца: в 1917 году, накануне революции, он обвенчался в той же Свято-Троицкой церкви с 16-летней Пелагеей Шмелёвой. Его жизнь — прямое отражение истории страны. В 1941 году, уже немолодым человеком, он был призван в Красную Армию Полтавским РВК Челябинской области. Война для него оказалась жестокой: в 1942 году под Смоленском он попал в плен. Прошёл через этот ад и был освобождён в 1945 году. А после освобождения, в апреле 45-го, он… продолжил службу в 147-й отдельной роте НКВД. Это ли не пример судьбы казака, верного присяге, какой бы она ни была?

Медведков Василий Ананьевич
Медведков Василий Ананьевич

Василий Ананьевич выбрал другую, но тоже типичную для советской эпохи дорогу — освоение новых земель. В 1951 году он с женой Александрой Александровной и детьми Михаилом, Иваном и Зоей покинул родовой посёлок Константиновка и переехал на постоянное жительство в посёлок Георгиевку. Это был акт внутренней миграции, формировавший новые сообщества на Урале. Здесь он и нашёл свой последний приют. Василий и Александра похоронены на местном кладбище, рядом с ними — их дети Иван и Зоя. Новая ветвь рода пустила корни на новой земле.

Медведкова Александра Александровна
Медведкова Александра Александровна

Что остаётся?

От бурной жизни Анания Степановича и его потомков сегодня остались строчки в метриках, даты на военных документах, да память о месте, где они лежат. Но в этой истории — весь срез русской истории: крепкая патриархальная семья, безжалостная к детям эпоха, крушение старого мира, война, плен, трудное послевоенное время и поиск нового дома.

Семья Медведковых не совершала громких подвигов, не была знаменита. Они просто жили, выживали и продолжали род на суровой уральской земле. А это, пожалуй, и есть главный подвиг — тихий, непрерывный и вечный.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые человеческие истории. Они — самое честное лицо эпохи.