Найти в Дзене

Моя проблема — это шопоголизм

Знаете, что самое забавное? Я долго не понимала, что у меня проблема. Ну правда, какая проблема? Я же не пью, не курю, на работу хожу исправно, детей кормлю-одеваю. Просто иногда покупаю вещи. Ну, может, чуть чаще, чем нужно. И немного больше, чем планировала. А когда муж в очередной раз обнаруживал дома пакеты с покупками и округлял глаза, я искренне недоумевала: «Что не так? Это же со скидкой было!» Сейчас, спустя, я могу честно сказать: да, у меня был шопоголизм. И нет, это не просто любовь к шопингу, как я себя убеждала. Это самая настоящая зависимость, только вместо бутылки — кредитная карта, вместо бара — торговый центр. Когда «просто зашла посмотреть» превращается в образ жизни Помню, как всё начиналось. После рождения второго ребенка я чувствовала себя уставшей, измотанной, совершенно потерявшейся. Дом, работа, дети, готовка, уборка — бесконечный круговорот, где я перестала быть собой и превратилась в функцию. Знаете это ощущение? И вот однажды, гуляя с коляской мимо магазина,
Оглавление

Знаете, что самое забавное? Я долго не понимала, что у меня проблема. Ну правда, какая проблема? Я же не пью, не курю, на работу хожу исправно, детей кормлю-одеваю. Просто иногда покупаю вещи. Ну, может, чуть чаще, чем нужно. И немного больше, чем планировала. А когда муж в очередной раз обнаруживал дома пакеты с покупками и округлял глаза, я искренне недоумевала: «Что не так? Это же со скидкой было!»

Сейчас, спустя, я могу честно сказать: да, у меня был шопоголизм. И нет, это не просто любовь к шопингу, как я себя убеждала. Это самая настоящая зависимость, только вместо бутылки — кредитная карта, вместо бара — торговый центр.

Когда «просто зашла посмотреть» превращается в образ жизни

Помню, как всё начиналось. После рождения второго ребенка я чувствовала себя уставшей, измотанной, совершенно потерявшейся. Дом, работа, дети, готовка, уборка — бесконечный круговорот, где я перестала быть собой и превратилась в функцию. Знаете это ощущение?

И вот однажды, гуляя с коляской мимо магазина, я зашла «просто посмотреть». Купила себе блузку. Красивую, нежно-голубую, которая мне очень шла. И когда я её примерила, в зеркале на секунду отразилась не замученная мамаша в растянутой футболке, а я. Настоящая. Та, которую я помнила.

Это чувство оказалось наркотиком покруче любой химии.

Дальше всё развивалось по накатанной. Плохой день на работе? Надо зайти в магазин, поднять себе настроение. Поссорилась с мужем? Куплю себе что-нибудь красивое, пусть хоть так порадуюсь. Дети довели? Срочно нужна терапия шопингом. У меня на каждую эмоцию был свой магазин-антидепрессант.

Самое ехидное в этой ситуации — я продолжала считать себя абсолютно нормальной. Более того, рациональной! Ведь я покупала только со скидками, только на распродажах, только то, что «обязательно пригодится». У меня были целые речи наготове для мужа: «Это инвестиция!», «Зато качественное!», «Смотри, какая выгода!»

Чужие истории, знакомые до боли

Моя подруга Лена работает успешным менеджером, зарабатывает хорошо, живет одна. Казалось бы, какие проблемы? Может покупать себе что хочет, никому не отчитываясь.

Так вот, когда я призналась ей в своей проблеме, она сначала посмеялась. А потом вдруг замолчала и говорит: «Знаешь, у меня дома девять пар черных туфель. Девять, понимаешь? Я их все достала как-то и разложила. Три пары я ни разу не надевала, ценники висят. Еще четыре — по одному разу. И я каждый раз покупаю их, потому что чувствую себя одинокой и никому не нужной. А новые туфли... они как будто обещают, что в них я встречу того самого человека».

Мы проговорили тогда до трех ночи. Оказалось, что Лена тратит почти половину зарплаты на одежду и обувь, которую практически не носит. У нее в шкафу висят вещи с бирками, купленные два года назад. Она каждый раз даёт себе обещание остановиться, но проходит мимо витрины — и всё, понеслось.

Другая знакомая, Марина, мама троих детей, рассказывала мне свою историю со слезами. Она покупала вещи для дома. Бесконечные наборы посуды, полотенец, постельного белья, декоративных подушек, ковриков — всего, что «может пригодиться». Муж даже не знал масштабов катастрофы, пока не пришло уведомление о задолженности по кредитной карте.

«Я брала кредиты, чтобы закрыть кредиты, — говорила Марина. — Врала мужу, что это старые вещи, что подарили, что на распродаже за копейки купила. Я же покупала для семьи! Для детей! Как это может быть плохо? А когда муж увидел сумму долга, мы едва не развелись. И знаешь, что самое страшное? Даже тогда, в этот ужасный момент, я думала: надо бы зайти в магазин, купить себе что-то, чтобы успокоиться».

Когда доходит

Мой момент прозрения случился довольно банально. Младшая дочка попросила записать ее в художественную школу. Я начала считать, хватит ли денег, и вдруг поняла: в этом месяце я потратила на очередные «нужные» покупки сумму, равную трем месяцам оплаты за школу.

Три месяца детских занятий против туфель, которые я надену раз в год, свитера, похожего на пять других моих свитеров, и набора сковородок, хотя старые еще вполне рабочие.

Я сидела с калькулятором и чувствовала, как внутри всё холодеет. Потому что впервые увидела реальность без прикрас: я не контролирую ситуацию. Это не я управляю покупками — покупки управляют мной.

Знаете, как называется тот момент, когда алкоголик признаёт, что у него проблема? Первый шаг. Вот у меня тогда случился мой первый шаг. И, скажу честно, он оказался чертовски страшным.

Потому что за этим признанием стоял вопрос: а что же я на самом деле пытаюсь купить? Точно не десятую сумку и не седьмые джинсы. Я покупала ощущение контроля над жизнью, иллюзию заботы о себе, минутную радость, которая заполняла пустоту внутри.

-2

Что дальше

Я не стану сейчас рассказывать про чудесное исцеление, потому что его не было. Я до сих пор иногда ловлю себя на желании зайти в магазин, когда чувствую тревогу или усталость. Разница в том, что теперь я это осознаю.

Я научилась спрашивать себя: «Что я сейчас на самом деле хочу купить? Эту блузку или решение проблемы?» Чаще всего ответ — второе. И тогда я не иду в магазин, а разбираюсь с тем, что меня действительно беспокоит.

Мы с Леной созваниваемся иногда и идем гулять. Специально мимо магазинов, но не заходим. Просто болтаем, пьем кофе, смеемся. Оказывается, можно получать удовольствие и без покупок — странно, да?

Марина записалась к психологу, призналась мужу во всём, они вместе составили план выплаты долгов. Сейчас она ведет таблицу расходов и говорит, что это помогает не терять контроль.

Шопоголизм — штука коварная. Общество даже поощряет эту зависимость: купи себе что-нибудь, побалуй себя, ты это заслужила! И на первый взгляд в этом нет ничего плохого. Проблема начинается тогда, когда ты покупаешь не потому, что тебе нужна вещь, а потому что тебе нужно купить. Когда шопинг из удовольствия превращается в необходимость, а вещи перестают радовать уже через час после покупки.

Если вы узнали в моей истории себя — не бойтесь это признать. Первый шаг — самый трудный, но он же и самый важный. Потому что жить хочется по-настоящему, а не в иллюзии, купленной в рассрочку.