Найти в Дзене

В СССР это решали в 4-м классе. Ученик (9 класс) исписал два листа и сдался: "Формула не работает!". Я молча постучал пальцем по лбу

Короче, разгребал я тут на выходных старые полки у родителей. Пыль, запах старой бумаги, все дела. И наткнулся на "Арифметику" за 1956 год. Четвертый, кажется, класс. Открыл и залип. Слушайте, это же песня, а не учебник. Никакой воды, никаких тебе "компетенций" и "универсальных учебных действий". Просто логика. Железобетонная, понятная логика. И решил я ради эксперимента подсунуть одну задачку оттуда своему ученику. Парень не глупый, девятый класс, ОГЭ на носу, на твердую четверку идет. Задача - классика про поезда. "Из двух городов, расстояние между которыми 420 км, выехали одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого 60 км/ч, скорость второго 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся?" И знаете, что он делает? Он тяжело вздыхает, берет ручку и пишет: "Пусть х - это время...". Потом начинает составлять систему уравнений. Рисует какие-то таблицы. Пытается вспомнить формулу дискриминанта, хотя она тут вообще не пришей кобыле хвост. Я сижу, смотрю на это и мне реальн

Короче, разгребал я тут на выходных старые полки у родителей. Пыль, запах старой бумаги, все дела. И наткнулся на "Арифметику" за 1956 год. Четвертый, кажется, класс. Открыл и залип.

Слушайте, это же песня, а не учебник. Никакой воды, никаких тебе "компетенций" и "универсальных учебных действий". Просто логика. Железобетонная, понятная логика. И решил я ради эксперимента подсунуть одну задачку оттуда своему ученику.

Парень не глупый, девятый класс, ОГЭ на носу, на твердую четверку идет. Задача - классика про поезда.

"Из двух городов, расстояние между которыми 420 км, выехали одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого 60 км/ч, скорость второго 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся?"

И знаете, что он делает?

Он тяжело вздыхает, берет ручку и пишет: "Пусть х - это время...". Потом начинает составлять систему уравнений. Рисует какие-то таблицы. Пытается вспомнить формулу дискриминанта, хотя она тут вообще не пришей кобыле хвост. Я сижу, смотрю на это и мне реально страшно становится.

Торможу его. Говорю - убери иксы. Убери формулы. Просто представь картинку. Вот поле, вот рельсы. Два поезда летят друг другу в лоб.

- Ну? - спрашиваю.
- Что ну? - он на меня смотрит как на идиота. - Формула же нужна, S равно V умножить на t.

В этом и есть главная беда современной программы. Мы надрессировали детей на шаблоны. Видишь задачу на движение - лепи таблицу, вводи переменную, решай уравнение. Шаг влево, шаг вправо - паника. Мозг отключается, работает только механическая память.

В том советском учебнике детей учили понимать суть процесса. Физику явления, если хотите.

Смотри, говорю, они сближаются. Один летит 60, второй 80. С какой скоростью сокращается расстояние между ними? Вместе они сколько за час проезжают?

Он завис секунд на пять. Потом глаза прояснились:

- 140?
- Ну конечно! 60 плюс 80. Они каждый час "съедают" 140 километров пути. А всего у них 420 километров. Сколько раз по 140 укладывается в 420?
- Три... - говорит он неуверенно.

Всё! Задача решена. Два действия. 60+80=140. 420/140=3. Никаких иксов, никаких систем, никакой нервотрепки. Это задачка для устного счета, а он хотел на нее полстраницы расписаний потратить и еще бы ошибся где-нибудь в знаках.

Обидно, честно говоря. Мы учим их решать типовые номера из сборников Ященко, но мы разучили их думать. Если завтра в ЕГЭ чуть-чуть поменяют формулировку, эти "натасканные" отличники просто посыплются. Потому что шаблона нет, а голова включаться не привыкла.

А вы бы решили без уравнения? Или рука тоже потянулась за иксом? Пишите в комменты, интересно, сколько нас тут из "старой школы".

Подписывайтесь, чтобы включать мозг!