Найти в Дзене

Готов ли ваш ребёнок к первому классу? Проверьте по чек-листу!

Если ребёнок умеет читать и считать, он готов к школе? Расскажем, почему ответ на этот вопрос сложнее, чем кажется. И какие навыки действительно помогут будущему первокласснику. Когда же отдавать ребёнка в школу и что должен знать и уметь будущий первоклассник, расскажет Анна Мельникова — педагог-психолог, сказкотерапевт, автор «Букваря» и «Первой книги для чтения после букваря», мама двоих детей. Психологическая готовность ребёнка к школе Когда отдавать ребёнка в школу? Ответ прост. Когда он психологически готов. Как понять, что ребёнок готов? А вот тут начинаются сложности. Одни дети умеют читать, но при этом совершенно не готовы находиться за партой. Другие совершенно не знают букв, но чувствуют себя комфортно в роли первоклассника. Третьи дружат с букварём и быстро адаптируются к школьным будням. Перечислять можно долго. Совершенно точно можно сказать две вещи. Все дети индивидуальны. И готовность к школе не зависит от навыков чтения и письма. От чего же она зависит? Давайте по пу
Оглавление

Если ребёнок умеет читать и считать, он готов к школе? Расскажем, почему ответ на этот вопрос сложнее, чем кажется. И какие навыки действительно помогут будущему первокласснику.

Когда же отдавать ребёнка в школу и что должен знать и уметь будущий первоклассник, расскажет Анна Мельникова — педагог-психолог, сказкотерапевт, автор «Букваря» и «Первой книги для чтения после букваря», мама двоих детей.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Когда отдавать ребёнка в школу? Ответ прост. Когда он психологически готов.

Как понять, что ребёнок готов? А вот тут начинаются сложности. Одни дети умеют читать, но при этом совершенно не готовы находиться за партой. Другие совершенно не знают букв, но чувствуют себя комфортно в роли первоклассника. Третьи дружат с букварём и быстро адаптируются к школьным будням. Перечислять можно долго.

Совершенно точно можно сказать две вещи. Все дети индивидуальны. И готовность к школе не зависит от навыков чтения и письма. От чего же она зависит? Давайте по пунктам.

Ребёнок готов к школе, если:

1. Умеет следовать простым правилам и инструкциям.

«Покажи букву, нарисуй два синих треугольника, найди лишнюю фигуру и зачеркни её.» Учитель говорит, что делать – ребёнок должен понять это и воплотить.

2. Умеет выполнять задания по образцу.

Может перенести в тетрадь узор, который нарисован на доске. Правильно копирует числа, буквы, рисунки. Может запомнить и повторить предложение.

3. Свободно ориентируется в пространстве.

Легко отличает право, лево, верх и низ. Ребёнок должен ориентироваться на тетрадном листе и знать, где начинается строка и в каком направлении писать буквы. Должен понимать, что значат предлоги «на», «над», «под», «за», «перед» и т.д.

4. Имеет достаточно развитую мелкую моторику.

Уверенно владеет карандашом и ножницами, не устаёт писать в течение десяти минут.

5. Понимает простые логические цепочки.

Легко находит сходства и различия предметов, объединяет их в группы по признакам.

6. Умеет контролировать своё поведение.

Может усидеть за столом 20 минут, не «стекая» по стулу. Не вскакивает с места без разрешения взрослого, не выбегает из кабинета, когда чем-то расстроен.

7. Может выполнять скучные задания.

Выводить одинаковые крючки до конца строки – не интересно. Но в школах не делают только то, что интересно и нравится детям. Обучение – это много рутинных и повторяющихся действий. Поэтому если ребёнок понимает, что слово «надо» важнее «хочу», – это однозначно говорит о его готовности к школе.

8. Умеет общаться со сверстниками.

Умеет находить друзей и дружить, ждать очереди, слышать других, следовать правилам игр и поведения.

9. Самостоятелен.

Может переобуть сменную обувь, переодеться на физкультуру и после неё, поесть и убрать тарелку, сходить в туалет и т.п.

10. Есть интерес к школе.

Если ребёнку нравится узнавать новое, он понимает почётность слова «школьник», чувствует свою важность и даже деловитость – это однозначный признак готовности к обучению.

-2

Когда начинать подготовку?

Ответ на этот вопрос обычно знает сам родитель. Кто-то готовит ребёнка с трёх-четырёх-пяти лет, другие считают, что хватит одного лета. Для меня правда где-то посередине. Начать примерно за год до первого школьного звонка – вполне комфортные условия. Раньше – может быть неэффективно. Позже – поздновато. Но конечно, вы сами решаете, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.

Чему важно научить ребёнка до школы?

Как мы уже выяснили – тому, что поможет подготовиться в первую очередь психологически.

1. Играть по правилам

Спортивные и настольные игры учат принимать условия и следовать инструкциям, ждать очереди хода и, самое сложное, переживать проигрыш.

2. Ездить на велосипеде.

Ребёнок развивает вестибулярный аппарат, внимательность, скорость реакции, умение лучше ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. А развитая крупная моторика влияет на речь и письмо не меньше, чем мелкая.

3. Знать дату своего рождения.

Это поможет ориентироваться во времени – порах года, месяцах и числах.

4. Знать право и лево.

Даже чтение начинается с этих понятий. Ребёнок должен знать, куда «смотрят» буквы и с какой стороны начинать читать.

5. Задавать вопросы.

Любопытство – путь к знаниям. Умение задавать вопросы без страха и стеснения – путь к успеху не только в школе, но и жизни.

6. Уметь читать.

Да, этому научат в школе. И да, это необязательно уметь делать заранее. Вот только чтение – это не просто механический навык. Чтение развивает речь, мышление, воображение, улучшает концентрацию и память, тренирует усидчивость, учит работать с символами и узнавать их, даже если они написаны другим цветом, шрифтом и т.п.

Про навык чтения

Увы, взрослому недостаточно уметь читать самому, чтобы передать этот навык младшему поколению. Например, я часто вижу такую ошибку – обучение начинают с алфавита. А это не просто не нужно, но даже вредно.

Буквы в алфавите идут в строго неизменном порядке и обязательно с призвуками – А, БЭ, ВЭ и тэ дэ. Ребёнок учит ЭМ и ПЭ, а родители недоумевают, почему он не может составить из них слова «мама» и «папа». Потому что эм-а-эм-а – вот что выходит из такого обучения. И поверьте, переучить потом сложнее, чем сразу научить правильно.

-3

Поэтому откладывайте подальше все азбуки – бумажные, электронные, музыкальные в телефончиках. Всё это дико неполезно. И доставайте букварь.

Букварь – книга для обучения чтению. В отличие от алфавита, здесь совсем другой порядок букв. И учит их ребёнок как звуки – не ЭМ, а [М], не ПЭ, а [П].

Сложность для взрослого в том, что всё равно нужно знать достаточно много. Например, чем отличается звук от буквы. Потому что буква Я есть, а звука нет. И чтобы ребёнок мог легко прочитать эту или другую йотированную букву, поможет понимание мягкости согласного. Но знает ли родитель, какие звуки твёрдые, а какие мягкие? И какие буквы всегда мягкие или наоборот всегда твёрдые? А ведь именно здесь кроется ответ на вопрос, почему слоги «ча» и «ши» читаются не так, как написаны. Кстати, как объяснить слияние слога?

"Букварь", Анна и Валентина Мельниковы
"Букварь", Анна и Валентина Мельниковы

Когда мы с Валентиной Мельниковой, опытным педагогом и по совместительству моей мамой, разрабатывали свою методику обучения чтению, преследовали следующие цели:

Обучение должно быть современным.

Мы ввели много новшеств. Например, отказались от чёр-то-чек. Слова не должны быть разделены на слоги боль ши ми про бе ла ми, де-фи-са-ми или длин|ны|ми вер|ти|каль|ны|ми ли|ни|я|ми. Всё это визуально очень трудно для ребёнка.

Вместо этого мы ввели подстрочные знаки – дуги и точки. Так ребёнок видит и слоги, и слово целиком. А рядом разместили картинки. Потому что на начальных этапах ребёнку недостаточно правильно прочитать звуки, чтобы узнать слово.

"Букварь", Анна и Валентина Мельниковы
"Букварь", Анна и Валентина Мельниковы

Кроме этого, разделили буквы по цвету. И именно это помогает легко побеждать слоги с той самой непростой буквой Я и её йотированными подружками. А ещё это звуко-буквенный анализ, который ребёнок позже изучает в первом классе. И изучает зачастую с трудом. «Наши» же дети уже с четырёх лет определяет «цвет» букв играючи и не задумываясь.

Конечно, это далеко не единственные приёмы, которые мы внедрили.

Обучение должно быть эффективным.

А самая эффективная форма обучения детей – это игра. Букварь – книга, которая должна понравится в первую очередь ребёнку, и только потом родителю. Поэтому мы долго разрабатывали наполнение, добавляли яркие картинки, знакомые и понятные современному дошкольнику сюжеты для чтения. Создали собственных мультяшных персонажей, которые ведут ученика по миру чтения. И конечно, добавили множество игровых заданий. Собственно, каждый урок – и есть игра с различными заданиями.

-6

Обучение должно быть лёгким и приятным для всех участников.

А родитель – это, без сомнения, участник учебного процесса. Мы не стали грузить взрослого теорией. Вместо этого дали на каждой странице инструкции, которые достаточно просто читать.

Представьте, вы приходите домой после рабочего дня, уставшие, а ребёнок просит почитать с ним. Он берёт яркий букварь, который ему нравится, и приносит вам. И все усилия с вашей стороны – лишь читать мелкий шрифт внизу страницы и следить, чтобы ребёнок правильно пел, хлопал в ладоши и соединял звуки. И это занимает не больше 20-ти минут. Ну красота же. Букварь от родителя родителю.

"Первая книга для чтения после букваря", Анна и Валентина Мельниковы
"Первая книга для чтения после букваря", Анна и Валентина Мельниковы

Всё это – результат нашего совместного и долгого педагогического труда, который мы тестировали и совершенствовали годами. И главное, что за десятилетия практики я вижу неизменно – с таким подходом дети значительно быстрее и эффективнее осваивают чтение сложных слов и переходят к беглому чтению. А такой навык в школе будет огромным преимуществом ребёнка.

А если не готовить ребёнка к школе?

Небеса не разверзнутся, мир не рухнет. Да, скорее всего, школьная жизнь начнётся не так гладко, как могла бы, и любви к школьным стенам будет поменьше. Но так же, как и сверстники, ребёнок научится читать, писать и сидеть за партой нужное количество времени.

Вообще, когда звучит вопрос, нужно ли готовить ребёнка к школе, родители обычно делятся на два типа:

● Мы уже научили детку читать, писать и программировать на Phyton.

● Нужно чему-то учить? А школа зачем?

Мой ответ как психолога и педагога начальных классов – если вы хотите, чтобы адаптация ребёнка прошла легко, а школьная жизнь началась без страха, лучше на берегу подстелить соломку и подготовить фундамент. И тогда первый звонок непременно будет радостным и долгожданным событием для ребёнка и спокойным для нервной системы его родителей.

Заказывайте книги Анны и Валентины Мельниковых «Букварь» и «Первая книга для чтения после букваря» – с ними обучение чтению и подготовка ребёнка к школе станет лёгкой и увлекательной!