Найти в Дзене
Литерамания

Обзор книги "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти" (Ялом): помогает или нет?

Накануне Нового года многие люди подводят итоги и… задумываются о том, сколько еще праздников выпадет на их долю. Несмотря на мишуру, гирлянды и вездесущие восклицательные знаки, многие из нас не могут заглушить внутреннюю тревогу: сколько лет прошло? сколько осталось? так ли прошел этот год? так ли проходит моя жизнь в целом? Если есть ощущение, что "не так", если есть страхи и мысли о быстротечности жизни, эта книга станет прекрасным подарком самому себе. «Вглядываясь в солнце» — это ни учебник, ни просто книга по самопомощи. Она философична, но никогда не суха теоретически. Ее живые главы населены пациентами, чью сырую тоску Ялом превращает в зарисовки, всегда поучительные и часто весьма трогательные. «У смерти длинная рука, — пишет он, — и ее воздействие часто скрыто». Он называет тревогу о смерти матерью религии, но говорит, что его собственная работа «укоренена в светском, экзистенциальном мировоззрении, отвергающем сверхъестественные верования». С убедительными примерами он утве
Оглавление

Накануне Нового года многие люди подводят итоги и… задумываются о том, сколько еще праздников выпадет на их долю. Несмотря на мишуру, гирлянды и вездесущие восклицательные знаки, многие из нас не могут заглушить внутреннюю тревогу: сколько лет прошло? сколько осталось? так ли прошел этот год? так ли проходит моя жизнь в целом? Если есть ощущение, что "не так", если есть страхи и мысли о быстротечности жизни, эта книга станет прекрасным подарком самому себе. «Вглядываясь в солнце» — это ни учебник, ни просто книга по самопомощи. Она философична, но никогда не суха теоретически. Ее живые главы населены пациентами, чью сырую тоску Ялом превращает в зарисовки, всегда поучительные и часто весьма трогательные. «У смерти длинная рука, — пишет он, — и ее воздействие часто скрыто». Он называет тревогу о смерти матерью религии, но говорит, что его собственная работа «укоренена в светском, экзистенциальном мировоззрении, отвергающем сверхъестественные верования». С убедительными примерами он утверждает, что осознание смертности «может служить пробуждающим опытом, глубоко полезным катализатором серьезных жизненных перемен».

О чем книга?

Психиатр Ялом (заслуженный профессор Медицинской школы Стэнфордского университета) известен своими рассказами («Лечение от любви»), романами («Когда Ницше плакал») и работами по групповой и экзистенциальной психотерапии. Как единственные существа, предвидящие собственную смерть — то, что Ялом называет «матерью всех религий», — мы, люди, должны найти или создать смысл в пределах нашего существования. Ялом использует примеры из терапевтических сеансов, снов, собственных столкновений со смертью, своих бесед и опыта с наставниками и учителями, чтобы вовлечь читателя в захватывающий разговор на равных.

Названия глав — «Сила идей», «Пробуждающий опыт», «Преодоление ужаса смерти через связь с другими» и «Советы терапевтам» — указывают на его подход: созерцание тени смерти может спасти нас от отчаяния без утешения религии. В 75 лет Ялом доказал, что находится в расцвете сил как терапевт, писатель и… мужчина (в 2024 году, когда ему было 93 года, он вновь женился).

Итак, что делать с ужасом перед смертью? Ялом не предлагает никакой эзотерической магии. Его ключевые рецепты — это подлинная связь с другими, ощущение, что ты хорошо прожил жизнь, и "волновой эффект" — когда позитивное влияние и память о тебе продолжают жить в других после твоей смерти. Эти обманчиво очевидные цели, разумеется, нелегко достичь: какой мыслящий и чувствующий человек действительно проживает жизнь без сожалений? Но они, несомненно, стоят того.

-2

Плюсы и минусы

Философ Мартин Хайдеггер как-то заметил, что мы можем жить интенсивно, только если будем смотреть смерти в лицо каждое мгновение нашей жизни... Опираясь на литературу и кино, а также на беседы со своими пациентами, Ялом показывает, как страх перед уходом на пенсию, беспокойство по поводу смены работы или переезда в другой город или изменения семейного статуса (например, синдром опустевшего гнезда) укоренены в нашем глубочайшем, наиболее неотвратимом страхе: страхе смерти. И все же, говорит он, эта тревога может стать толчком к пробуждению для жизни и помочь нам осознать наши связи с другими и наше влияние на окружающих. Через такой опыт мы можем преодолеть чувство «конечности и бренности» и жить здесь и сейчас. Но поможет ли эта книга в достижении цели?

Из плюсов можно отметить:

  • Авторитетность. Пишет специалист, основываясь на своей личной практике.
  • Доходчивость. Стиль не научный, легко читается.
  • Многослойный материал: это и выдержки из философских произведений, и обзор подходов для решения задач, и примеры из практики, и личный опыт автора.
  • Вовлеченность автора. Ялом не просто рассуждает о том, что видит на приемах, но и делится своим личным отношением к смерти.
  • Краткость. Книга не растянута, не займет много времени, все идеи высказаны емко.

Минусы в книге тоже есть, но они все-таки более субъективные:

  • Отчужденность от наших реалий и проблем. Для русскоязычного читателя из стран СНГ примеры не будут убедительны, так как речь идет о другом обществе, другой экономике, других условиях жизни. Герои (в большинстве своем) имеют большой капитал или стабильное положение в жизни, поэтому могут бесконечно ходить к дорогому психотерапевту и жаловаться на то, что нашего человека волнует в последнюю очередь. Мы все-таки более вовлечены в материальные проблемы угасания: нет денег, нет доступа к медицине и т.д.
  • Анализ снов. Автор приводит трактовку снов своих клиентов. Во многих случаях она кажется натянутой и надуманной, а сами сны - какими-то выдуманными и чересчур подробными, как будто люди специально напрягли фантазию, дабы дать материал психотерапевту. Их проблемы подводятся к готовому шаблону, готовой теме, хотя запрос изначально совсем другой. Кажется, будто психотерапевт сам решает, что у человека болит и где, а пациент принимает это вынужденно (раз уж заплатил…).
  • Философская начинка не удивит того, кто прошел базовый курс в институте. Эпикур, Ницше, примеры из прозы Достоевского и Толстого - мы все это знаем, возможно, поэтому так успешно противостоим страху смерти.
  • Восприятие психотерапии. У того, кто не ходил на такие приемы, может сложиться странное мнение о методике и процессе. Мне вот лично запомнилась фраза одной клиентки, которая честно признала: ничего не поняла, но сеанс увлек ее на 15 минут. Дороговато для тик-тока получается…
-3

Смысл книги

«Чем больше непрожитая жизнь, тем сильнее тревога смерти», — утверждает Ялом. Таким образом, посыл заключается в том, чтобы ловить день, что бы это ни влекло за собой; Ялом просит пациентов и читателей задать себе вопрос: «Как я могу жить сейчас, не создавая новых сожалений?» Отрицание страха никогда по-настоящему не работает и приводит к «замаскированным проявлениям», таким как «чрезмерная религиозность, всепоглощающая погоня за богатством и слепое стремление к власти и почестям, которые предлагают суррогат бессмертия».

-4

Отрицание смерти может быть опасным, но опасна и зацикленность на ней. «Это как пытаться смотреть прямо на солнце: выдержать можно лишь некоторое время», — признает Ялом. На самом деле, этот взгляд быстро ослепит, поэтому большинство из нас отводит глаза. Его относительно краткая книга в сочетании со старением населения и известностью Ялома как проницательного, блестящего и сострадательного автора может стать поучительной проверкой того, сколько читателей готово смело взглянуть на это приближающееся личное «солнце».

А каково ваше мнение о книге? Делитесь им в комментариях и, конечно же, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что читаете)