Лёгкий разведывательный танк Т-60 был спроектирован и разработан для замены устаревшей серии лёгких разведывательных танков-амфибий Т-38 и в целом считался равным немецкому танку Panzer II. Кроме того, этот тип танка был спроектирован с учётом того, что его можно будет относительно легко производить в больших количествах на советских заводах, которые были плохо приспособлены для выпуска боевых танков более крупных классов, необходимых Красной армии.
Первые этапы войны также показали, что имевшиеся на вооружении Красной армии лёгкие танки не подходили для будущих действий советских сухопутных войск, особенно в плане поддержки пехоты. Кроме того, их конструкция оказалась совершенно не приспособленной для массового производства, необходимого в условиях войны.
В 1938 году, ознакомившись с неприглядными фактами Иосиф Сталин лично распорядился разработать и выпустить 10 000 лёгких танков нового типа, чтобы заполнить растущий пробел. Эти новые системы должны были быть оснащены более мощной 20-мм пушкой с магазинным заряжанием вместо обычного пулемётного вооружения существующих лёгких танков. По крайней мере, это позволило бы наступающей советской пехоте наносить мощные удары, бросаясь в самое пекло боя.
Производством должны были заниматься как государственные, так и частные предприятия. Первый прототип — Т30А — был готов. Его разработкой занимались Николай Астров и его команда на заводе № 37. 20-миллиметровая пушка была установлена на поворотной башне, которая обеспечивала широкий сектор обстрела. Броня была наклонной, но не особо толстой, что соответствовало категории «лёгких» танков. Для защиты в состав вооружения был добавлен спаренный пулемёт. Второй прототип — T30B — был оснащён другой версией 20-мм основного орудия — 20-мм пушкой Л/82.4, изначально предназначавшейся для установки на самолёты.
Новое орудие расширило выбор боеприпасов для перспективного проекта лёгкого танка. Броня второго прототипа была усилена в критических зонах, а технология производства была улучшена по сравнению с прототипом T30A. Оба прототипа были выбраны для производства, и T30A поступил на вооружение как лёгкий плавающий танк Т-40 образца 1940 года, а T30B стал лёгким разведывательным танком Т-60 образца 1941 года.
Производство Т-60 было налажено, и, несмотря на то, что оно продолжалось с 1941 по 1942 год, в итоге было выпущено 6292 экземпляра. Производство было разделено между московским заводом № 37, кировским заводом № 38 и Горьковским автомобильным заводом. Эта серия использовалась вплоть до конца войны в 1945 году, что свидетельствует о надёжности конструкции, простоте производства и доступности в больших количествах.
После принятия на вооружение Т-60 стал соответствовать потребностям СССР того времени. Он был способен преодолевать грязь и снег, характерные для советских и европейских зим, а также мог передвигаться по болотистой местности. Конструкция Т-60 обеспечивала лучшую защиту экипажа, чем у его немецкого современника Panzer II, но в долгосрочной перспективе оказалась менее надёжной и не имела критически важного радиооборудования, которое было у немецкой модели. Однако Т-60 компенсировал свои недостатки большей дальностью хода и проходимостью.
Отлаженные методы производства также позволяли выпускать Т-60 на заводах в большем количестве, чем его немецкого противника. Теперь, когда производство было налажено, число выпущенных Т-60 росло, и он стал привычным явлением на поле боя..
Отдельные заводы достигли месячного максимума производства, чтобы удовлетворить потребности Красной армии. У Т-60 было по четыре опорных катка с резиновыми шинами с каждой стороны гусеницы. Гусеницы располагались по обеим сторонам сварного корпуса и поддерживались тремя опорными катками с каждой стороны. Подвеска была торсионной, а каждая гусеница была закрыта тонким бронированным «колпаком». Лоб корпуса был хорошо скошен и слегка приподнят, что обеспечивало естественную защиту от снарядов, огня стрелкового оружия и артиллерийского «распыления». Корпус переходил в невысокую надстройку с наклонной передней частью и гладкими бортами. Восьмигранная поворотная башня с обзором на 360 градусов была установлена в верхней части надстройки и обеспечивала беспрепятственный обзор поля боя, а также имела наклонные борта для самозащиты. Конструкция башни также оказалась более простой в массовом производстве, чем у предыдущих моделей лёгких танков. По бокам башни, а также в передней части надстройки были предусмотрены смотровые щели.
Двигатель располагался в кормовом отсеке и приводил в движение ведущие звёздочки, а натяжные колёса находились в задней части корпуса. Броневая защита экипажа и критически важных систем варьировалась от 7 до 35 мм в критических местах. Экипаж Т-60 состоял из двух человек. Машина приводилась в движение одним 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-202 мощностью 70–76 лошадиных сил. Это позволяло танку развивать максимальную скорость до 44 км/ч и преодолевать расстояние от 350 до 435 км на 320-литровом внутреннем топливном баке. Вооружение состояло из двух типов орудий: основное вооружение — 1 × 20-мм пушка ТНШ, вспомогательное вооружение — 1 × 7,62-мм пулемёт общего назначения ДТ в соосной башне. На борту находилось от 750 до 780 20-мм снарядов и 945 7,62-мм патронов.
По мере того как роль Т-60 на поле боя становилась всё более определённой и устоявшейся, на его базе было создано несколько примечательных модификаций. Т-60-1 был оснащён двигателем серии ЗИС-60 мощностью до 110 лошадиных сил для повышения производительности. Т-60А был оснащён цельнолитыми опорными катками и усиленной бронёй.
Было предложено установить 23- миллиметровую пушку серии ВЯ вместо базовой 20-миллиметровой, чтобы получить «модернизированный» Т-60. Эта идея провалилась, когда выяснилось, что отдача орудия приводит к заклиниванию башни Т-60. В рамках аналогичных проектов на башню Т-60 устанавливалась проверенная 37-мм пушка ЗИС-19, но боеприпасы для этих орудий требовались для других целей, которые были в приоритете у Советской армии. Также рассматривалась возможность установки 45-мм пушек серии ЗИС, но эта программа так и не была реализована. Шасси Т-60 послужило основой для создания зенитного танка Т-90, от которого впоследствии отказались. Один интересный проект Т-60, реализованный в 1942 году, предполагал переоборудование танка в аэродинамический «планер» — к облегчённому шасси Т-60 крепились крылья и хвостовая часть — для доставки бомбардировщиками ТБ-3 лёгких подразделений на передовую. Этот проект был неизбежно закрыт, поскольку в Советском Союзе не было бомбардировщиков, способных успешно доставить танк в таком виде.
Захваченные румынской армией советские танки были переоборудованы в истребители танков TACAM T-60 для использования против Красной армии. Около 34 танков Т-60 были захвачены румынской армией и использовались в этом качестве до тех пор, пока их, в свою очередь, не захватили советские войска. К этому времени Румыния в августе 1944 года отказалась от сотрудничества со странами Оси и перешла на сторону союзников.
Характеристики
Боевая масса — 5,8–6,4 тонны.
Размеры: длина корпуса — 4100 мм, ширина — 2392 мм, высота — 1750 мм, клиренс — 300 мм.
Вооружение: 20-мм нарезная автоматическая пушка ТНШ, боекомплект — 750 выстрелов унитарного заряжания, размещённых в ленты. С орудием был спарен 7,62-мм пулемёт ДТ.
Двигатель: ГАЗ-202, мощность — 70 л. с..
Скорость по шоссе: 42 км/ч, по пересечённой местности — 20–25 км/ч.
Запас хода по шоссе: 410–450 км.