Так в конце XIV века обзывали Ричарда II Бордоского (из династии Плантагенетов) - самого симпатичного короля Англии (1367–1399), имевшего таких же, как и он, симпатичных фаворитов.
Из-за которых, собственно, Ричард II корону и потерял, ибо консервативные чопорные лорды не смогли наблюдать, как двор превращается "во вторые Содом и Гоморру".
Это Уилтонский диптих и это Проторенессанс - прелюдия эпох Кватроченто и высокого Возрождения.
То время Петрарки, Джотто, Боккаччо.
И эпоха "авторского кино", где царит действие еще очень по-средневековому символическое, но уже как бы реально увиденное глазами конкретного художника: тут вот коленопреклоненный мессир Ричард II, окруженный своими патронами, - Иоанном Крестителем (в верблюжьей шкуре и с агнцем в руках), Эдуардом Исповедником (с кольцом, которое по легенде он отдал паломнику, оказавшемуся Иоанном Евангелистом) и Эдмундом Мучеником (со стрелой, которая его погубила); а там, в символической синеве, приунывшая андрогинная массовка; и все они отмечены уже чертами совсем не средневековой индивидуальности (физиономии, жесты, эмоции - не Джотто, конечно, но все равно вполне очаровательно).
Это история про ту самую реальность, в которую со всей неистовой страстью неофита смотрит любой художник новой гуманистической эпохи, - лес, сад и вездесущие эмблемы "Короля-кокетки" (страшного в гневе, ведь, впадая в ярость, он легко мог начать швыряться мечами в людей… и начинал слегка заикаться).
Скорее всего, диптих этот заказал художнику Х сам Ричард II, так как хотел доказать всем (и себе), что он истинный самодержавный монарх Англии - милостью Божьей.
Поэтому вся массовка и сам монарх (вышивка на его роскошных одеждах) отмечены личной эмблемой Ричарда - белым оленем. Вообще, это было обычным делом для Средневековья - носить сподвижникам монарха (лорда, барона и далее по списку) королевскую эмблематику.
Не без намека на социалочку - ливрейные значки рассматривались как социальная угроза, поскольку использовались для обозначения небольших частных армий, главной миссией которых было навязывание воли мессира. Именно Ричард II создал личную военную свиту, большую, чем у любого английского короля до него, и наградил их ливрейными значками со своим белым оленем.
Такое дело. Ричард II стал королем в 10 (или 11) лет, показав себя слабым и в то же время деспотичным правителем. Стрессонеустойчивость, расточительность и потворство фаворитам сыграли с ним злую шутку - в 1388 году (Ричарду на тот момент был 21 год) пуритански настроенные лорды с помощью Парламента ограничили самодержавие монарха, фактически узурпировав власть в Англии (потому как от срамных замашек молодого короля кровоточили глаза его "паствы").
Главных лордов-апеллянтов насчитывалось пятеро: Томас Вудсток (герцог Глостер, один из сыновей короля Эдуарда III и дядя Ричарда II), Ричард Фицалан (11-й граф Арундел и 9-й граф Суррей), Томас де Бошан (12-й граф Уорик), Генри Болинброк (граф Дерби, позже - король Англии под именем ГенрихIV) и Томас де Моубрей (1-й граф Ноттингем и 1-й герцог Норфолк).
Однако желания править за монарха всю жизнь у них никакого не было (по крайней мере, не у всех). Поэтому, когда через год, в 1389-м, Ричард явился в Совет и сообщил, мол, он все понял, ошибок молодости более не повторит и готов править страной самостоятельно, пятерка "авторитетов" позволила обрести королю некоторую независимость, при условии, что Ричарду все равно придется управлять страной исключительно через Совет.
Нуждаясь в поддержке, 22-летний миловидный помазанник божий попросил о помощи своего дядю Джона Гонта, который жил в Гаскони (несмотря на то, что его старший сын был одним из лордов-апеллянтов, - Генри Болинброк). Джон Гонт тотчас прибыл в Англию и стал правой рукой короля.
Только в 1397 году Ричарду II удалось полностью восстановить права короны - он благополучно расправился с лордами, отомстив за казнь своих фаворитов: Томас Вудсток, Ричард Фицалан и Томас де Бошан были обвинены в государственной измене и канули в лету по приказу монарха. Томас де Моубрей (который за время недоправления Ричарда II примирился с ним и даже участвовал в расправе над тремя лордами-апеллянтами) и Генри Болинброк (вступивший с королем в союз в 1388 году) были добросердечно и навсегда в 1398 году изгнаны Ричардом II из Англии (они рассорились между собой, а молодой монарх этим воспользовался).
Радовался, однако, самодержавию король недолго - в 1399-м произошли два значимых события.
Первое - умер правая рука Ричарда II, Джон Гонт, владевший третью Англии (имущество дяди оказалось, само собой, успешно захвачено племянником).
Второе - против воли короля Болинброк спешно возвратился в Англию. Нет, не папеньку хоронить, а мятеж поднять (шутка ли, Ричард его наследства лишил!) и свергнуть своего родственничка с трона. Что, собственно, и произошло.
Согласно легенде, Ричард II после подписания отречения от престола положил корону на пол в знак того, что возвращает ее богу, поскольку всю жизнь он мыслил себя благословенным свыше королем. Не красоты ради ангелы и сама Царица Небесная броши с его эмблемами нацепили - то решительное доказательство его богоизбранности и та самая реальность, которая так изысканно, по всем правилам приличия и хорошего тона, звучит в каждом "авторском кино" эпохи раннего Возрождения.
Ричард II же был заключен в замок Понтефракт, убит или сгинул от голода в начале 1400 года, пребывая в возрасте Христа - в 33 года, хотя остаются вопросы относительно его окончательной судьбы.
Болинброк, времени зря не теряя, занял вакантный престол под именем Генриха IV.
Собственно, удивительно, насколько художник Х предвосхитил судьбу короля - в нимб младенца уже вписан терновый венец (традиция вписывать терновый венец и гвозди креста в нимб Иисуса хоть и существовала уже в то время, но не являлась канонической).
Занавес.
Акт второй.
Как уже говорилось выше, Ричард сей диптих заказал доказательства ради - в качестве программы по утверждению своей власти (то дело ясное, ибо еще в юности на его корону покушались сначала крестьянские восстания, а затем лорды-апеллянты).
Так вот. Ричард II - первый из английских королей, кто сам изображался на картинах, то есть старался максимально культивировать свой самодержавный монарший имидж.
Из многих до нас дошли только две работы: диптих Уилтона (1395–1399) и портрет в Вестминстерском аббатстве в натуральную величину (ок. 1390).
Важно: доказывать свою истинную самодержавность Ричард желал не только другим, но и себе - его руки не в традиционном молитвенном жесте, а словно вопрошают у Мадонны, младенца Христа и ангелов скорейшего и безапелляционного подтверждения своей богоизбранности.
Сам король, надо сказать, времени тоже даром не тратил - именно с эпохи правления Ричарда II появилась новая форма обращения к монарху - "королевское величество" или "высокое величество", вместо простого "высочество".
Кроме того, поговаривают, что на торжественных празднествах Ричард часами сидел на своем роскошном троне, не произнося ни слова, и каждый, на кого падал его высокосветский богоизбранный взгляд, должен был преклонять перед ним колени.
Тщеславные мирские причуды содомных дел монарха - думают два скучающих андрогина прямо за спиной Мадонны. Еще мгновение, и они зевнут от скуки, но покинуть сей праздник не могут - личная свита-армия короля.
Поскольку то сказ про Проторенессанс, то прелюбопытнейших подробностей и деталей здесь будет масса. Например, хитросплетенная история примет личной жизни короля: на ангелах и Мадонне надеты ожерелья в форме сдвоенных дроковых стручков и цветов - эмблема второй супруги Ричарда Изабеллы Валуа. На золотой парче монарха, помимо оленя, узор из ветвей розмарина - эмблема его первой супруги Анны Чешской, умершей в 1394 году. На драгоценной монаршей шее - золотое колье с семенами дрока ("проросшие" на шеях массовки) - считается, что его Ричарду подарил Карл VI, когда акт помолвки с Изабеллой произошел. Юной барышне было тогда 6 лет (политика-с - после этого события Англия и Франция заключили перемирие во время Столетней войны).
Кроме того, ветка дрока - planta genista на латыни - созвучно династии Плантагенетов. Да и вообще, имел Ричард такой грешок - тратить неприлично много денег на всякие ювелирные изделия и роскошный текстиль.
В закрытом состоянии диптих изображает: с одной стороны эмблему Ричарда - белого оленя с золотой короной на шее и цепью, лежащего на папоротнике и розмарине (символах Анны Чешской, где на заднем плане видны ирисы - символы Изабеллы Валуа); с другой - гербовый щит, ассоциирующийся с Эдуардом Исповедником (последним английским королем Уэссекской династии, половину своей жизни бывшим в изгнании; около 1395 года у "самого красивого короля Англии" появился свой собственный герб, украшенный мифическим гербом Исповедника).
Кстати, почему ангелов 11 - вопрос спорный до сих пор, так как в средневековой иконографии число 11 имеет крайне негативную символику. Но поскольку ереси здесь никакой быть не могло, многие исследователи связывают сей образ со вторым сном молодого Иосифа (Быт. 37:9 - поскольку только в нем число 11 несет положительное значение), в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются Иосифу - Иисус (солнце), Дева Мария (Луна) и 11 андрогинов (звезд) поклоняются Ричарду. Что, в общем-то, выглядит весьма правдоподобно, исходя из установок "Короля-кокетки", ибо диптих создавался для поддержки самодержавного монаршего имиджа.
Ну а флаг в руках массовки - крест Святого Георгия, одного из покровителей Англии.