Найти в Дзене

«Идиоты», малая сцена МХТ им

«Идиоты», малая сцена МХТ им.Чехова. Премьера. Режисер, автор инсценировки, исполнитель главной роли князя Мышкина - Сергей Волков. На сцене Полина Романова, Аня Чиповская, Даниил Стеклов и смысловые осколки Ю. Бутусова. Начать повествование стоит с историзма хронологии: Сергей Волков. 32 года. Актер МХТ им.Чехова, ученик Юрия Бутусова. Сыгравший более 20 ролей, и поставивший 2 спектакля и оба по Достоевскому. Между первой и второй режиссурой - 12 лет. Сергею всего лишь 32 и сегодня он совершил не только оммаж своему мастеру (который в 2022 году выпускал, да не выпустил «Идиота» в театре Вахтангова); но и исцелил публику в своем божественном прочтении Достоевского и в духовной морали, которой так не хватает в рутинной истории каждого из ныне живущих Нас. Первое - спектакль бесподобен по форме. Декорации похожи на старую комнату с настенными рисунками небесно-голубого цвета (в христианстве цвет невинности и Христа); с картиной Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в гробу»; со жда

«Идиоты», малая сцена МХТ им.Чехова. Премьера. Режисер, автор инсценировки, исполнитель главной роли князя Мышкина - Сергей Волков. На сцене Полина Романова, Аня Чиповская, Даниил Стеклов и смысловые осколки Ю. Бутусова.

Начать повествование стоит с историзма хронологии: Сергей Волков. 32 года. Актер МХТ им.Чехова, ученик Юрия Бутусова. Сыгравший более 20 ролей, и поставивший 2 спектакля и оба по Достоевскому. Между первой и второй режиссурой - 12 лет. Сергею всего лишь 32 и сегодня он совершил не только оммаж своему мастеру (который в 2022 году выпускал, да не выпустил «Идиота» в театре Вахтангова); но и исцелил публику в своем божественном прочтении Достоевского и в духовной морали, которой так не хватает в рутинной истории каждого из ныне живущих Нас.

Первое - спектакль бесподобен по форме. Декорации похожи на старую комнату с настенными рисунками небесно-голубого цвета (в христианстве цвет невинности и Христа); с картиной Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в гробу»; со ждановской жидкостью (тоже голубого цвета), которая убивает трупный запах; с лестницей «ввысь», которая как-бы намекает на иной, возвышенный мир..

Второе - постановка перенасыщена смыслами. Тот случай, когда содержание в стократ главенствует над формой. Именно этого добился Андрей Михайлович Прикотенко в своих последних работах, где сцена настолько пуста, что вынуждает зрителя сконцентрироваться на одиночестве персонажей. Такой же прием использует СВ. Он концентрирует каждый философский тезис в конкретного персонажа без лишних и добавочных средств сценографии. Тезисы об одиночестве, о жертвенности, о красоте, о любви, о стыде и всепрощении. О святости. 4 потрясающих молодых актера с одной стороны проповедуют истину, и в тоже время исповедуются сами перед лицом своих почитателей. Это вызывает невероятное потрясение и страх за то, что реальность не имеет подобных Героев.

Третье - Сергей Волков, Полина Романова, Даниил Стеклов - безусловные, свободные, добившиеся «правды переживаний» или того, что завещал Станиславский. Эти молодые люди так жадно играют. Они поглощают каждый дюйм зрительского внимания - обезоруживая кураж зрителя и оставляя его самим с собой. Это именно та работа, в которой как после причастия - легко, но горько одновременно. От собственной человеческой немощности, банальности и глобальной несправедливости. (О работе Анны Чиповской не пишу принципиально, так как это вовсе «не моя» актриса, а находившийся в зале Николай Максимович Цискаридзе или Максим Николаев и вовсе заснул на ее монологе)…

Четвертое - воспроизвести роман «Идиот» на сцене крайне сложно. Но Сергей Волков доказал что это возможно. Инсценировка Волкова называется «Идиоты», и поверьте, мир был бы восхитительно прекрасен, если бы все были Идиотами. Но он был бы несчастно болен, если бы все были ТАКИМИ Идиотами. Вообще, люди в большинстве своем бесконечно одиноки и несчастны, а потому злы и не до конца любимы.

Итог: самый честный разговор со зрителем на горизонте театральной конъюнктуры в 2020 годах. Самый прогрессивный спектакль по роману Достоевского 2020 годов. Мудрый. Тонкий. Больной. Патриотичный. Родной.

Браво!

P.S. постановка противопоказана снобам, атеистам, ханжам.