Снежная фантазия / Белая фантазия / Der weiße Traum. Германия-Австрия, 1943. Режиссер и сценарист Геза фон Шифра. Актеры: Вольф Альбах-Ретти, Оскар Сима, Лотте Ланг и др. Прокат в СССР с 1949: 9,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер и сценарист Геза фон Шифра (1900-1989) ставил свои фильмы в основном в Германии и Австрии. Среди них были и музкомедии, к которым относится и «Снежная фантазия».
Девушку, несмотря на ее явный талант, не берут в театральную труппу, но ее добрый дядя владеет ледовым катком, и она становится звездой ледового ревю…
Музкомедия «Снежная фантазия» была одним из самых успешных коммерческих лент нацистской Германии, однако в советском кинопрокате (где он шел в рамках показов «трофейного кино») она не стала супер-фаворитом публики. Её в 1949 году оставили далеко позади такие фильмы, как «Встреча на Эльбе» Г. Александрова (24,3 млн. зрителей), «Сталинградская битва» (21,6 млн. зрителей), «Константин Заслонов» (17,9 млн. зрителей) и др.
Киновед Александр Федоров
Подходим ли мы друг другу, дорогой? / Hodíme se k sobě, miláčku...? Чехословакия, 1975. Режиссёр и сценарист Пётр Шульхоф. Актеры: Яна Брейхова, Властимил Бродский, Ива Янжурова и др. Прокат в СССР – с 4 октября 1976: 9,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Чехословакии: 0,7 млн. зрителей.
Режиссёр Петр Шульхоф (1922-1986) снимал фильмы разных жанров, но получил известность в основном детективами («Страх», «Убийца прячем лицо», «Диагноз смерти», «По кровавым следам»).
В комедии «Подходим ли мы друг другу, дорогой?» главные герои давно женаты, но теперь они решают изменить свою жизнь…
Кинокритик Валерий Туровский (1949-1998) писал об этой развлекательной картине так:
«Эта проклятая кибернетика»...— скажет в сердцах кто-то. Но кибернетика здесь ни при чем. Она только бесстрастно, с её точки зрения, выдает оптимальные варианты: какой мужчина идеально подходит к такой-то женщине. Или — наоборот. Вот жили они, Виктор и Марта, почти что душа в душу, и вдруг их будто нечистый попутал: а что, если воспользоваться услугами этой самой кибернетической машины? Ответ машины был суров, не ответ, а приговор: Виктор и Марта друг другу совсем не подходят, но зато Виктора вполне устроит некая доктор Тухлова, а Марта, наверняка, будет счастлива с композитором.
Боже, что здесь началось!.. Сначала супруги решили не обращать на эту информацию никакого внимания: что, дескать, смыслят эти глупые машины в любви. Потом — каждый по отдельности, разумеется,— они решили познакомиться со своими оптимальными спутниками жизни.
И как водится в комедии положения, к которым можно причислить фильм режиссера Петра Шульгофа они знакомятся вроде бы с ними, а на самом деле совсем с другими, потом знакомятся с теми, с кем надо знакомиться, потом ссорятся с теми, с кем поссориться, по мнению кибернетики, они никак не могли, потом происходит вообще что-то странное, непонятное, но очень веселое, а в конце...
Не хотелось бы лишать вас удовольствия самим разобраться — хотя это будет нелегко — во всех перипетиях этого забавного фильма. Просто в конце вам станет ясно, что кибернетика — штука совсем не «проклятая», но вот что касается любви и решения вопроса, кто кому подходит или не подходит, то ей, кибернетике, уж лучше было бы побезмолвствовать» (Туровский, 1976).
Многим зрителям эта комедия нравится и сегодня:
Преприятнейшая комедия, с солнечной атмосферой. Сюжет разыгран с моцартовской легкостью. Никакого драматизма, все довольно условно, но улыбка не сходила с моего лица весь фильм. Хотя чешские киношники, по своему обыкновению, закрутили, в общем-то, простую историю, до сюрреалистической путаницы. Все актеры молодцы, но особенно понравились – очаровательная красавица Яна Брейхова, и яркая комедийная Ива Янжурова, в роли ее подруги. И конечно, непременный Владимир Меншик в эпизоде, и непременная жизнерадостная музыка Карела Свободы. И пусть идеальных браков не существует, но «ведь жизнь в сущности коротка и надо научиться получать удовольствие от каждой мелочи»!» (М. Королева).
Киновед Александр Федоров
Первый бал / Первая любовь / First Love. США, 1939. Режиссер Генри Костер. Сценаристы: Брюс Мэннинг, Лайонел Хаузер, Стефен Морхауз Эйвери. Актеры: Дина Дурбин, Роберт Стэк, Юджин Паллет и др. Прокат в СССР с декабря 1948: 9,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Генри Костер (1905-1988) получил известность в Европе, поставив знаменитые развлекательные фильмы «Петер» (1934) и «Маленькая мама» (1935), а затем сделал весьма успешную карьеру в Голливуде («Сто мужчин и одна девушка», «Жена епископа», «Побег» и др.).
Музкомедия «Первая любовь» попала на советские экраны в числе иных «трофейных фильмов» в конце 1940-х. Дина Дурбин играла здесь очередную «золушку», которая живет у богатых тети и дяди и мечтает о своем принце…
«Первая любовь», конечно, не столь популярна у публики, как «Сестра его дворецкого» (где Дина Дурбин пела по-русски), но зрители XXI века всё еще вспоминают эту непритязательную ленту:
«Шедевр музыкальной комедии! Очень поднимает настроение! Очаровательная Дина Дурбин!» (М. Фея).
«Поскольку это мюзикл - песням дана на откуп примерно половина экранного времени. Дурбин поёт вполне хорошо, хотя индивидуальности в её голосе не чувствуется. Поскольку это комедия - шутки в сценарии присутствуют. Смешных - не так много, как хотелось бы. Даже не смотря на то, что старушка-преподавательница напомнила мне незабвенную Фаину Георгиевну Раневскую. … Что до самого фильма - он не самый увлекательный, не самый смешной, песни его ничем не выделяются на фоне себе подобных» (АСК).
Киновед Александр Федоров
Отелло в Дюлахазе / Othello Gyulaházán. Венгрия, 1966. Режиссёр Эва Журж. (по роману Бела Гадора). Актеры: Лайош Башти, Мари Тёрёчик, Камилл Фелеки и др. Прокат в СССР – с 1 апреля 1968: 9,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ева Журж (1925-1997) начала свою карьеру в кино и на ТВ во второй половине 1950-х. За тридцать с лишним лет она поставила около шести десятков лент, часто они были экранизациями известных литературных произведений. Наибольшую известность получили ее фильмы «Женщина в казарме» (1960), «Лорды и люди» (1961), «Браки заключаются на земле» (1962), «Электра» (1962), «Солнце всегда светит над облаками» (1962), «Жениться запрещено» (1963), «Отелло в Дюлахазе» (1966), «Варвары» (1966), «Веселое воскресенье» (1966), «Завещание турецкого аги» (1967), «Желтая роза» (1968), «Ревизор» (1969), «Стеклянная клетка» (1970), «Осенние скачки» (1975), «Эбигейл» (1978), «Философ» (1981), «Глория» (1982), «Ромео, Джульетта и тьма» (1985), «Крейцерова соната» (1987) и др.
Провинциальный театр. Новый режиссер, новые веяния. Интриги, зависть актеров. И всё это в комедии «Отелло в Дюлахазе»…
Литературоведу и кинокритику Нине Толченовой (1912-1993?)эта комедия понравилась:
«Хотите посмеяться?! А ведь такую счастливую возможность вовсе не так уж часто предоставляет нам кино. Зато, ручаюсь, глядя фильм «Отелло в Дюлахазе» вы будете хохотать, забывая о тех, кто сидит рядом. Венгерская картина «Отелло в Дюлахазе» — очень самобытна, национальна, но чем-то — по манере своей — она напоминает английские комедии, где вас почти всегда смешат не столько ситуации, сколько сами характеры. Молодой режиссер, поклонник Станиславского, как говорят о нем злые языки, решает поставить на сцене провинциального городка Дюлахаза — «Отелло» вместо привычной «Марицы». Чтобы «расшевелить» актеров, он начинает откровенно ухаживать за молоденькой женой будущего Отелло — старого уже актера, — получившей роль Дездемоны вместо «примы» — капризной и завистливой. …
Нет, нельзя смешно рассказывать о смешном! Не получается... Секрет смешного в венгерском фильме заключается в том, что его авторы отнюдь не собираются никого смешить своим рассказом. Они переживают все происходящее всерьез, с несколько старомодной даже тяжеловесностью. И в то же самое время остро, ядовито высмеивают ревнивого мужа и злую, самовлюбленную «приму», и застой провинциального городка, и неумного «представителя» министерства, да и многое другое, что невозможно здесь перечислить, — посмотрите комедию сами» (Толченова, 1968).
Зрители XXI века иногда вспоминают эту картину:
«Самобытная венгерская комедия о провинциальном театре… Сложные взаимоотношения ведущего театрального актера в годах и его третьей молодой жены, второстепенной актрисы. В общем, классический «террариум единомышленников», который можно обнаружить в любом коллективе. Очевидный плюс истории – она рассказана серьезным тоном, без клоунады. И, конечно, финал, пусть и предсказуемый, но единственно правильный» (Анкокс).
Киновед Александр Федоров