Найти в Дзене
Кино наоборот

«Без хейта не обойдется!»: новая экранизация повести Стругацких

«Чародеи» (коллаж, фото из свободных источников)
«Чародеи» (коллаж, фото из свободных источников)

Эх, чертовски не везло Стругацким с экранизациями! Ни «Чародеи», ни «Сталкер», ни «Трудно быть богом» (в двух версиях), ни «Гадкие лебеди», ни «Отель "У погибшего альпиниста"» или «Обитаемый остров»* не удовлетворили поклонников. Сами авторы, кстати, практически ко всем фильмам тоже относились прохладно: «Чародеи» им не импонировали (лишь через пару десятилетий Борис Стругацкий признался, что «мюзикл получился недурной»), «Трудно быть богом» образца 1989 года категорически не нравился, «Сталкер» Тарковского они приняли, но как же далек этот фильм от повести «Пикник на обочине» и первоначального варианта сценария!

Лишь «Искушение Б.» режиссера Аркадия Сиренко Борис Стругацкий считал удачной работой. Фильм, безусловно, интересный, но... это все же перестроечное кино со своей спецификой. На мой взгляд, самыми удачными экранизациями произведений братьев Стругацких являются «Обитаемый остров» (несмотря на гламурного блондина на розовом танке) и, пожалуй, «Отель "У погибшего альпиниста"». Правда, оба не дотягивают до книг.

Кадр из фильма «Обитаемый остров» (источник: www.kinopoisk.ru/)
Кадр из фильма «Обитаемый остров» (источник: www.kinopoisk.ru/)

Особенно «Отель». Впрочем, у эстонского фильма есть два больших плюса, которые отсутствуют у картины Федора Бондарчука: атмосфера и музыка. К тому же он снят с приемами, характерными для нуара, что скрашивает явный недостаток бюджета и визуальную бедность. Единственное, что его портит – это неравномерная динамика и неудачная концовка, которая, мало того, что подкачала в техническом плане, еще и скомкана. Тем не менее фильм заслуживает внимания, но опять-таки поклонники не довольны и ругают его за отсутствие юмора и «крайнюю отдаленность от оригинала» (с чем сложно не согласиться).

Кадр из фильма «Отель "У погибшего альпиниста"» (источник: www.kinopoisk.ru/)
Кадр из фильма «Отель "У погибшего альпиниста"» (источник: www.kinopoisk.ru/)

Однако больше всего хейта от фанатов Стругацких досталось «Чародеям» и «Трудно быть богом» Алексея Германа. Если о «Чародеях» обычно говорят, что «смотреть можно», но как отдельную историю, ибо это даже «близко не лежало к повести "Понедельник начинается в субботу"», то «Трудно быть богом» просто облили грязью:

  • «Если кто-то вдруг, по простоте душевной, думает, что фильм является экранизацией романа Стругацких – забудьте об этом. Как бы ни измывались над литературным материалом братьев-фантастов Тарковский или Бондарчук, оказалось, что до настоящего Мастера им очень далеко»;
  • «Сюжет отсутствует. На протяжении всего фильма перед объективом с чавканьем проходят грязные люди, которые под нос о чём-то переговариваются между собой».
  • «Жалею о потраченном времени. Фильм нарочито выпячивает (...) грязь, уродство, тупое насилие, кишки и жопы. Делается это намеренно и настойчиво».

Критики тоже не отставали:

«Нам дарят мир по колено в навозе: смачный, воняющий, булькающий, – возмущался после премьеры Василий Степанов. – Мир, не понимающий своей грязи и упивающийся ею. Здесь то и дело принюхиваются, отплевываются, страдают от вшей и клопов. Здесь топят в нужниках. И обязательно головой вниз. Если вешают, то так, чтобы налетевшие с моря чайки выклевывали глаза».
Леонид Ярмольник в роли дона Руматы (фото из свободных источников)
Леонид Ярмольник в роли дона Руматы (фото из свободных источников)
«"История арканарской резни" (язык не повернется называть ее "Трудно быть богом"), писал главный редактор журнала «Мир фантастики» Александр Гагинский, – это наглядное пособие, как убивать хорошую историю – методично, по-мясницки. Выматывающей монотонностью действия убили сопереживание героям».

Короче говоря, фильм неоднозначный и на его фоне разговоры о том, что в 2026 году выходит новая экранизация этой повести, вселяют надежду на достойное кино (если быть точной, речь идет о мини-сериале). Тем не менее во время презентации на выставке Non/fiction сценарист фильма Андрей Золотарев сразу предупредил:

«Когда берешься экранизировать великие произведения, нет никакой опции, вообще, никакой возможности у людей, которые делают кино, угодить тем, кто любит книгу (...) Мы не хотим делать никому больно, но мы это сделаем! Так что без хейта не обойдется».
Кадр из фильма «Трудно быть богом» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «Трудно быть богом» (фото из свободных источников)

Взыскательным поклонникам действительно сложно угодить: у каждого в голове своя картинка, поэтому критике может подвергнуться любой момент, который «не близко к тексту» или, не дай бог, вообще не упоминался в любимой книге. Одним не нравится, что в фильм не вошел тот или иной эпизод, другие недовольны внешностью главного героя... Хрестоматийный пример – «Гарри Поттер», съемочная группа которого сделала невозможное: в условиях, когда не было известно о развитии сюжета (первый фильм вышел, когда была опубликована только третья книга), ей удалось воссоздать и перенести на экран вселенную, придуманную Джоан Роулинг (я подробно пишу об этих фильмах в книге «Гарри Поттер и тайны подсознания. Психологический разбор любимых героев»). Это дорого стоит, но разве ярые фанаты оценят?!

Уверена, примерно то же самое будет и с новым «Трудно быть богом». Тем более, что в фильме будут не только заимствования из других произведений Стругацких, но и «новодел»! К примеру, Федор Бондарчук сыграет дона Куба, которого нет в повести. Тем не менее Андрей Золотарев уверяет, что постарался сохранить как можно больше авторского материала и «блестящие диалоги Стругацких в том виде, в котором они были, и там, где это возможно».

Кастинг был долгий, но, говорят, очень удачный. На роль дона Руматы пригласили мало кому известного сербского актера Александара Радойичича, также в фильме сыграли Сергей Безруков (дон Кондор), Виктория Исакова (дона Окана) и Никита Кологривый (барон Пампа).

Кадр из фильма «Трудно быть богом» (источник: www.film.ru)
Кадр из фильма «Трудно быть богом» (источник: www.film.ru)

В целом, мне понравился 5-минутный отрывок, который показали на Non/fiction. Не обошлось без любимой нашими режиссерами помпезности, но размах впечатляет. Также обещают красивые натурные съемки: часть фильма снимали в Иране, решив, что это будет уместнее, чем компьютерная графика:

«У нас было много разных вариантов, где это снимать, – рассказывает Андрей Золотарев. – Мы ездили в скаут-экспедиции, смотрели разные локации и в итоге остановились на иранских пустошах. Это вправду очень круто. Наверно, другого такого места на планете нет. Воссоздать это можно было бы только графикой (...) но делать все это на "зеленке" [снимать на зеленом фоне] очень не хотелось, и мы снимали в живую в невероятно крутом месте, где какой-то жизни не предусмотрено. Вторую часть фильма снимали в Подмосковье, в Москино. Застроили там гигантскую декорацию – город, в котором можно человека оставить, и он просто потеряется».

Что ж, посмотрим. Премьеру сериала обещают в 2026 году.

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим.

Текст запрещен к копированию.

Фэнтези
6588 интересуются