Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Итальянец в Варшаве" и другие комедии

Итальянец в Варшаве / Джузеппе в Варшаве / Giuseppe w Warszawie. Польша, 1964. Режиссер Станислав Ленартович. Сценарист Яцек Вейрох. Актеры: Эльжбета Чижевска, Антонио Чифарелло, Збигнев Цибульски, Кристина Борович, Ян Матыяшкевич, Войцех Семион и др. Прокат в СССР с 9 августа 1965: 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 2,4 млн. зрителей. Режиссер Станислав Ленартович (1921-2010) – один из любимцев советского кинопроката («Три старта», «Дневник пани Ганки», «Итальянец в Варшаве», «Полный вперед!», «Красное и золотое», «Это я убил») по причине того, что он часто снимал фильмы для массовой аудитории… Действие комедии «Итальянец в Варшаве» происходит в период, когда Польша была оккупирована нацистской Германией. Молодой солдат-итальянец оказывается в Варшаве, и здесь у него похищают оружие… Киновед, знаток польского кинематографа Ирина Рубанова (1933-2024) писала, что авторы «Итальянца в Варшаве» «обра­тились к богатому оккупационному фольклору: куплетам, песен­

Итальянец в Варшаве / Джузеппе в Варшаве / Giuseppe w Warszawie. Польша, 1964. Режиссер Станислав Ленартович. Сценарист Яцек Вейрох. Актеры: Эльжбета Чижевска, Антонио Чифарелло, Збигнев Цибульски, Кристина Борович, Ян Матыяшкевич, Войцех Семион и др. Прокат в СССР с 9 августа 1965: 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 2,4 млн. зрителей.

Режиссер Станислав Ленартович (1921-2010) – один из любимцев советского кинопроката («Три старта», «Дневник пани Ганки», «Итальянец в Варшаве», «Полный вперед!», «Красное и золотое», «Это я убил») по причине того, что он часто снимал фильмы для массовой аудитории…

Действие комедии «Итальянец в Варшаве» происходит в период, когда Польша была оккупирована нацистской Германией. Молодой солдат-итальянец оказывается в Варшаве, и здесь у него похищают оружие…

Киновед, знаток польского кинематографа Ирина Рубанова (1933-2024) писала, что авторы «Итальянца в Варшаве» «обра­тились к богатому оккупационному фольклору: куплетам, песен­кам, стишкам на листовках, анекдотам… авторы создали фильм, хотя и скромный, без формальных новшеств, но по существу новаторский и смелый, … почти документально точный фильм. В нем восстановлен дух времени: молодой задор борющейся Варшавы, ее дерзкие шутки, ее храбрая насмешливость. В нем похоже реконструирован и облик эпохи: почерневшие от обстрелов и бом­бежек варшавские улицы, переполненные поезда — солдаты, едущие на побывку, горожане, отправляющиеся в деревню в надежде обменять на еду нехитрые городские товары; подпольные универ­ситеты, в которых молодежь училась всему — философии, бота­нике, медицине, а также умению экономно стрелять по врагу; явки, акции. Всё это почти так же было доказано и в других, «серьезных» произведениях польского кино. Правда факта и правда настроения дают творческому содружеству Вейрох — Ленартович большую комедийную свободу. На их основе они смело строят ситуации невероятные, гротесковые, казалось бы, совер­шенно невозможные, а по сути очень даже реалистические» (Рубанова, 1966: 159-160).

Киновед Валентина Колодяжная (1911-2003) отметила,что в «Итальянце в Варшаве» «чрез­вычайно естественной, сделанной под документ была обстанов­ка действия, хотя аресты, притеснения, убийства, голод и само Сопротивление с явочными квартирами, конспирацией и стрель­бой борцов с нацистами не мешали героям успешно разрешать все свои задачи» (Колодяжная, 1974: 71).

Киновед Ромил Соболев (1926-1991) был более строг к этой комедии: «Перед нами фильм веселый, даже, можно сказать, озорной. Что же, время лечит раны, очевидно, и сегодня на прошлое можно уже смотреть по-разному, в том числе и с улыбкой. К сожалению, этот фильм далеко не безупречен по режиссуре, и лишь бесконечное обаяние З. Цибульского и Э. Чижевской, играющих брата и сестру, состоявших в одном отряде Сопротивления, но по-разному понимающих свои задачи, искупает недостатки картины. … Отметим попутно, что приглашенный на роль Джузеппе в фильме "Итальянец в Варшаве" известный итальянский актер Антонио Чифарьелло выглядит довольно бледно рядом с польскими актерами.

Для польской кинокомедии сегодня характерны легкость, изящество, мастерское использование достижений мировой комедии и специфических местных сюжетов, умение, наконец, найти среди молодежи и среди замечательных театральных актеров исполнителей на любые, даже самые сложные роли. Но польские мастера приучили зрителей требовать большего» (Соболев, 1967).

Зрители XXI века до сих пор вспоминают этот фильм с доброй улыбкой:

«Очень тонкий, остроумный и, как мне кажется, недооцененный фильм, в котором встретились наработки польских и итальянских кинематографистов. Актер Збигнев Цыбульски очень ярко показал здесь свой комический талант. А для итальянца Антонио Чифарело картина стала последней в жизни» (Анкокс).

Киновед Александр Федоров

Чудо в Ломбоше / Тухлая вода / Büdösvíz. Венгрия, 1966. Режиссёр Фригеш Бан. Сценарист Миклош Маркош. Актеры: Аттила Надь, Янош Кёрменди, Мари Семеш и др. Прокат в СССР – с марта 1968: 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 0,6 млн. зрителей.

Режиссер Фригеш Бан (1902-1969), начиная с 1930-х годов, поставил свыше трех десятков полнометражных игровых фильмов («Непроглядная ночь», «Последняя песня», «Кадетская любовь», «Где-то в России», «Девушка ночи», «Свидание у моря», «Ночная музыка», «Ударь меня по лицу», «Крещение огнем», «Винтовая лестница», «Зонтик Святого Петра», «Солнце на льду», «Тихая квартира» и др.). Наибольшим успехом в советском прокате пользовалась его костюмная романтико-приключенческая лента «Под черной маской», действие которой разворачивалось в эпоху Австро-Венгерской империи.

По ходу сюжета комедии «Чудо в Ломбоше» двое авантюристов решают развернуть аферу, связанную с источником минеральной воды в венгерской деревне…

Сегодня об этой незамысловатой ленте мало кто вспоминает…

Киновед Александр Федоров

Похождения красавца–драгуна / Удачная партия красавца–драгуна / Partie krásného dragouna. Чехословакия, 1970. Режиссёр Иржи Секвенс. Сценаристы: Иржи Марек, Иржи Секвенс. Актеры: Йозеф Абргам, Владимир Меншик, Хельга Чочкова, Яна Брейхова и др. Прокат в СССР – с мая 1974: 11,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Иржи Секвенс (1922-2008) снимал фильмы разных жанров, многие из которых побывали в советском кинопрокате и по ТВ («Загадка старой штольни», «Непобежденные», «Бегство из тени», «Покушение», «Сколько слов нужно для любви?», «Смерть на острове сахарного тростника», «Похождения красавца-драгуна», «Загадка черного короля», «Попытка убийства», «Тридцать случаев майора Земана», «Эта минута, этот миг»).

Детективная комедия «Похождения красавца-драгуна» рассказывает о неком соблазнителей молодых девушек, которого подозревают в убийстве…

К сожалению, эта красочная пародийная ретро-стилизация шла в советском прокате середины 1970-х в сокращенном варианте, что, быть может, несколько снизило кассовый потенциал ленты…

Киновед Александр Федоров

За супружество - тройка / Házasságból elégséges Венгрия, 1961. Режиссер Карой Видерман. Сценарист Марта Гергей. Актеры: Дьюла Бодроги, Мари Тёрёчик, Ференц Каллаи и др. Прокат в СССР – с 8 июля 1963: 11,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 2,1 млн. зрителей.

Режиссер Карой Видерман (1930-1997) поставил два десятка фильмов разных жанров, некоторые из которых побывали в советском кинопрокате.

В комедии «За супружество – тройка» рассказывается о семейных проблемах молодой супружеской пары: всё по известному принципу: «милые бранятся - только тешатся»…

В середине 1960-х эта незамысловатая комедия имела успех у советской аудитории, но потом оказалась забытой…

Не обманывай, дорогой / Nicht schummeln, Liebling. ГДР, 1973. Режиссер Йоахим Хаслер. Сценаристы: Хайнц Калау, Йоахим Хаслер. Актеры: Крис Доерк, Франк Шёбель, Дорит Гэблер и др. Прокат в СССР – с августа 1974: 11,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Йоахим Хаслер (1929-1994) ставил фильмы разных жанров, некоторые из которых шли в советском кинопрокате («Не обманывай, дорогой!», «Хроника одного убийства», «Мой нулевой час»).

В музкомедии «Не обманывай, дорогой!» директор техникума Барбара собирает женскую футбольную команду…

В год выхода этой комедии в советский кинопрокат киновед Виктор Демин (1937-1993) отметил, что «футболомания — распространенный мотив в музыкальной комедии. Но в такой форме, как у бургомистра, мы ее еще не видели. Этот человек решительно никому дает житья в своем маленьком городке Зоннентале, только бы милым его душе футболистам было бы хорошо и льготно. Город запущен, дворца культуры нет, коммуникации нуждаются в ремонте, газоны и скверы давно не чищены, зато все средства отпускаются на стадион, на тренировки команды, которая смогла в районе забить решающий мяч и теперь обещает сыграть еще лучше,— стало быть, Зонненталь сам собой попадает в орбиту внимания начальства. Бургомистр, как водится в музыкальной комедии, холостяк, и его, как водится в музыкальной комедии, осаждают свирепо настроенные одинокие женщины.

Но не волнуйтесь, несмотря на все довольно рискованные переделки, в которых ему предстоит побывать, он достанется в конце фильма изобретательной и энергичной директрисе техникума. Путь к сердцу мужчины, говорит старая немецкая пословица, идет через его желудок. Как бы не так! Все те, кто по старинке пробует прельстить его пампушечками и чашкой кофе, подаваемой в постель, потерпят вполне заслуженный крах. Директриса первая поняла, что надо действовать совсем иначе — и вот она создает женскую футбольную команду. Одиннадцать красоток в футбольных формах оказываются твердым орешком для мужчин-соперников. И, стало быть, все блага надо теперь делить поровну... Так это начинается. В финале же, как и следовало ожидать, понявший свою неправоту бургомистр просит прощенья у директрисы и открывает всю прелесть массового спорта, а заодно и прелесть чистых газонов в собственном городке. Добавьте к этому, довольно незамысловатому сюжетному костяку песни и пляски, шумные демонстрации и спортивные состязания, веселье бесконечных шуток, дуэты, квартеты, ссоры влюбленных и новые объяснения в любви — и вы получите представление о том, что такое музыкальная комедия «Не обманывай, дорогой!» (Демин, 1974: 18).

Киновед Александр Федоров

Свадьба с условием / Svatba s podmínkou. Чехословакия, 1965. Режиссёр и сценарист Павел Когоут. Актеры: Мария Драгокоупилова, Михаэль Юнашек, Радослав Брзобогаты и др. Прокат в СССР – с 15 февраля 1967: 11,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр и сценарист Павел Когоут получил широкую известность как писатель и драматург. Режиссерских работ в кино и на ТВ у него всего три.

Комедия «Свадьба с условием» рассказывает историю о том, как «девушка без твердых моральных и нравственных правил, ради того, чтобы прописаться в Праге и не уезжать после окончания института в провинцию, вступает в фиктивный брак с парнем… А он… влюбляется в нее не на шутку...» (Б. Галанов).

«Свадьба с условием» успела выйти в советский кинопрокат в 1967 году и собрала неплохую аудиторию (11,2 млн. зрителей). Однако после того как в связи с событиями «пражской весны» 1968 году Павел Когоут был надолго зачислен в диссиденты и во враги социализма, этот фильм в СССР был отправлен на «полку»…

В год выхода «Свадьбы с условием» в советский кинопрокат журналист, литературовед и кинокритик Борис Галанов (1914-2000) писал, что «автор сценария фильма и его режиссер Павел Когоут, уже зарекомендовавший себя в своих предыдущих работах, как чуткий к современности художник», направляет зрителей к выводу, что «любовь — слишком большое, чистое и благородное чувство. С любовью нельзя лукавить и лицемерить. Адресуя такой упрек своей молодой героине, автор фильма имел в виду не ее одну. Тут обсуждаются такие проблемы, над которыми полезно призадуматься каждому молодому человеку и девушке, сегодня вступающим в жизнь. Фильм о жизни современной чешской молодежи, о веселых и грустных событиях, которые произошли с его героями» (Галанов, 1967).

Киновед Александр Федоров

Беги, чтобы тебя поймали / Fuss, hogy utolérjenek! Венгрия, 1972. Режиссёр Мартон Келети. Сценарист Иштван Каллаи. Актеры: Шандор Печи, Дьёрдь Барди, Дьюла Бодроги, Шаролта Залатнаи и др. Прокат в СССР – с 4 февраля 1974. 11,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 1,9 млн. зрителей.

Режиссер Мартон Келети (1905-1973)был одним из любимцев советского кинопроката – многие его ленты с успехом демонстрировались на экранах СССР («Мишка-аристократ», «Дождливое воскресенье», «История моей глупости», «Этюд о женщинах», «Сто первый сенатор», «Рыцари «Золотой перчатки», «Ференц Лист. Грезы любви», «Герцог Боб», «Беги, чтобы тебя поймали» и др.).

В пародии «Беги, чтобы тебя поймали» некий бухгалтер музыкального театра оперетты оказывается случайно втянут в шпионскую историю…

В год выхода этого веселого фильмы в советский кинопрокат кинокритик Евгений Семенов предупреждал читателей:

«Не спешите с выводами — это не очередной детективный фильм, это изящное сатирическое ревю, высмеивающее моду на низкопробные детективы. В нем мастерски использованы все стандартные приемы такого рода произведений, и каждый из них на поверку оказывается пародией.

С удивительным чувством юмора ведут свои роли известные венгерские актеры Шандор Печи, Антал Пагер, Рудольф Шомодьвари и другие. Они не только с видимым удовольствием, весело и живо представляют нам молодого композитора, волей обстоятельств ставшего следователем, или озабоченного бухгалтера, в чью жизнь вдруг ворвалось немыслимое приключение, проницательного детектива или шпиона-неудачника. Они сами словно со стороны следят за действиями своих персонажей и смеются вместе с нами над их неловкостью.

И еще одно привлекает нас в этом фильме. Венгерский композитор Сабольч Фенеш создал для этой картины прекрасные, запоминающиеся мелодии, которые почти непрерывно сопровождают действие. Лучшие музыкальные куски относятся к репетициям и спектаклю мюзикла «Буря на палубе», исполненного подлинными мастерами песни и танца. Веселую музыкальную комедию написали и разыграли для нас венгерские кинематографисты...» (Семенов, 1974).

Киновед Александр Федоров

Младший сержант и другие / A Tizedes meg a többiek. Венгрия, 1965. Режиссёр Мартон Келети. Сценарист Имре Добози. Актеры: Имре Шинкович, Ласло Козак, Тамаш Майор и др. Прокат в СССР – с 14 февраля 1966: 11,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 3,4 млн. зрителей.

Режиссер Мартон Келети (1905-1973)был одним из любимцев советского кинопроката – многие его ленты с успехом демонстрировались на экранах СССР («Мишка-аристократ», «Дождливое воскресенье», «История моей глупости», «Этюд о женщинах», «Сто первый сенатор», «Рыцари «Золотой перчатки», «Ференц Лист. Грезы любви», «Герцог Боб», «Младший сержант и другие», «Беги, чтобы тебя поймали» и др.).

Комедия «Младший сержант и другие» рассказывает, как в конце второй мировой войны младший сержант венгерской армии дезертирует из своей части, захватив с собой полковую кассу...

В Венгрии этот фильм давно уже вошел в классический фонд, а фраза «Русские уже в кладовке!» стала народной прибауткой. Однако в СССР у этой комедии успех был скромнее, а кинопресса отнеслась к ней довольно прохладно.

Кинокритик Н. Басманов, например, считал, что «главное в этом фильме — реквизит. Тот самый, театральный, неожиданный и нелепый: гусарские ментики и фраки, монашеские балахоны и шотландские юбочки, просто костюмы и просто мундиры. В самом деле, не будь этого гардероба, способного украсить любой театр, героям картины было бы куда труднее переоблачиться, а значит — пуститься в очередные головоломные приключения. … Видимо, это не случайно — поток трагикомических вариаций на темы минувшей войны. Видимо, каждому народу, прошедшему эту войну, не обойтись без комедии, чтобы рассчитаться с ней не только всерьез, но и в шутку, а значит — окончательно. За примерами ходить не далеко: у итальянцев, скажем, военная трагикомедия стала подлинно национальным жанром. Пришел черед и венграм.

Но, странное дело, чем головоломнее закручивается сюжет, чем изобретательнее действуют младший сержант и другие, тем чаще кажется, что все это уже было. Жесты, остроты, мизансцены... И не только в кино...

Конечно же, все это известно давным-давно, со времен «Сильвы». Конечно же — венская оперетта, а если быть точным — оперетта будапештская. С непременной системой комических амплуа: простак, каскадная пара, герой-любовник — все эти прыгающие, порхающие и щебечущие персонажи. Они все здесь, исключая, пожалуй, только комическую старуху. К сожалению, это не преувеличение. Это буквально. …

Само по себе это сделано даже неплохо — Келети отлично знает свое ремесло еще со времен «Мишки-аристократа». Но весь этот устоявшийся и привычный опереточный мирок «взрывает» сам младший сержант, пришедший в фильм не из-за кулис Кальмана и Легара, а из копоти боев. Правда, он тоже ведет себя «в стиле»: гримасничает, откалывает антраша и прикидывается дурачком, но за всем этим такая подлинность характера, которая прямо-таки компрометирует замшелый антураж оперетты. Потому что родословная, которую ведет этот герой, из другой «оперы» — из сатиры, от Швейка Гашека, от Инноченци из «Все по домам» и Ожешко из польской комедии «Где, генерал?». И пусть сходство сюжетных положений картины Келети с этой традицией порой удручающе, пусть совпадают мельчайшие мотивировки и перипетии, вплоть до бравурного и ничем, в сущности, не оправданного финала, — это традиция, которая куда значительнее и благороднее. А главное — плодотворнее.

Быть может, поэтому картина, родившаяся на пересечении классической оперетты и военной трагикомедии, во многом разочаровывает. Быть может, чистота жанра — либо того, либо другого — принесла бы плоды более зрелые...» (Басманов, 1966: 90).

Впрочем, и сегодня у этой комедии есть поклонники:

«Блестящий актёрский состав, отличная режиссура и прекрасный сценарий. Очень иронично показан очередной непростой в венгерской истории период, когда страна оказалась меж двух огней… Поскольку перед нами ироничная комедия, то все кажущиеся безвыходными, опасными для жизни главных героев ситуации, разрешаются самым неожиданным образом» (Анастасия 90).

Киновед Александр Федоров