Залог успеха / Врач страховой кассы (Il Medico della mutua). Италия, 1968. Режиссёр Луиджи Дзампа. Сценаристы: Альберто Сорди, Луиджи Дзампа, Серджо Амидеи. Актеры: Альберто Сорди, Лучана Паоли, Барбара Эррера и др. Прокат в СССР – с сентября 1970. 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 9,9 млн. зрителей.
Режиссер Луиджи Дзампа (1905-1991) начинал снимать фильмы еще при Муссолини, а после окончания второй мировой войны довольно быстро вошел в число ведущих мастеров итальянского киноискусства. Для советского кинопроката отбирались, разумеется, его социально-критические картины: «Судья», «Уличный регулировщик», «Ревущие годы» («Инспектор-инкогнито»), «Уважаемые люди», «Вопрос чести», «Залог успеха»… Некоторые из этих картин были драмами, другие – сатирическими комедиями.
Комедия «Залог успеха» высмеивает изъяны медицинского обслуживания, коих в любой стране мира, увы, немало…
Историк и киновед Кирилл Юдин напомнил читателям, что в Италии конца 1960-х вызвала заметный общественный резонанс картина «Залог успеха», «снятая в стиле остро сатирических фельетонов М.М. Зощенко, резко критикующая часть итальянской интеллигенции «среднего звена» – врачей – за бездушность и формализм по отношению к пациентам, грубое нарушение профессиональной этики, цинизм по отношению к человеческим проблемам, тревогам, переживаниям за свое здоровье» (Юдин, 2017: 120).
И это, в самом деле, так. Из-за жгучей актуальности тематики эту комедию в итальянском кинопрокате посмотрели без малого 10 млн. зрителей. В советском кинопрокате у этой картины аудитория была практически такая же. Но это при том, что в Италии в 1968 году население составляло 53,2 млн. человек, а в СССР - 237,2 млн.
Зрители XXI века до сих пор вспоминают этот фильм с яркой комедийной ролью Альберто Сорди (1920-2003):
«Комедия на острую для Италии конца 1960-х тему – «бесплатная медицина», построенная на стяжательстве, блате и коррупции. Поэтому, в международном прокате фильм вышел под названием, которое можно перевести «Будь болен... это бесплатно». Государство решило взять на себя медицинские расходы населения, привязав зарплату врачей к количеству их пациентов. А уж за пациентов каждый сражается в меру своих не столько профессиональных способностей, сколько используя связи, знакомства и даже откровенный подкуп. Этим положением врачей порой пользуются и потенциальные пациенты: хочешь, чтобы я, моя жена и все наши десять детей обслуживались у тебя – возьми меня в долю.
Альберто Сорди играет молодого врача Гвидо Терсилли, который пытается урвать свой кусок пирога. Он готов идти на любые сделки, лишь бы нарастить количество пациентов. Для этого он устраивается в больницу, пытается подружиться с женой всеми уважаемого доктора, с помощью матери ведет не слишком честную рекламную компанию. Он готов отказаться от невесты: всё приносится в жертву карьере. Как только взята новая ступенька, тут же забываются люди, помогавшие Гвидо сделать этот шаг. Быть «бесплатным больным», с одной стороны, выгодно: ходи к врачу хоть каждый день! С другой стороны, врач из-за обилия пациентов сокращает время приема, превращается в работника конвейера. История, актуальная не только для итальянской медицины, и не только 1960-х. Однако со всеми проблемами, которые традиционно присущи сатире на злобу дня» (Анкокс).
Киновед Александр Федоров
Игра в карты по-научному / Lo scopone scientific. Италия, 1972. Режиссер Луиджи Коменчини. Сценарист Родольфо Сонего. Актеры: Альберто Сорди, Сильвана Мангано, Бетт Дэвис, Марио Каротенуто, Джозеф Коттен, Доменико Модуньо, Далила Ди Лаззаро и др. Прокат в СССР: 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 4,1 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,4 млн. зрителей.
Режиссёр Луиджи Коменчини (1916-2007) – один из самых именитых итальянских мастеров экрана. Он снимал фильмы самых разных жанров – от комедий («Хлеб, любовь и фантазия», «Игра в карты по-научному») до психологических драм («Невеста Бубе», «Преступление во имя любви») и сказок («Приключения Пиноккио»).
… Богатая старуха каждый год приезжает в Неаполь из Америки, чтобы сыграть в карты, и каждый раз бедняки надеются ее обыграть…
Зрители XXI века относятся к этой комедии неоднозначно:
«Хороший фильм с такими талантливыми актерами как Бетт Дэвис и Альберто Сордо. Смотришь то на игру одного, то другого и чувствуешь эмоциональный заряд чувств героя. Как Бетт Девис держит внимание зрителя, она всегда на первом плане» (Алефтина).
«Прекрасная трагикомедия с чудесной музыкой… Какая игра глазами у супругов (Мангано – Сорди), у старухи миллиардерши - да она просто мифический персонаж - вечное зло и жажда золота (власти)» (Кинолюбитель 13).
«Традиционная итальянская комедия о том, что сытый бедному – не товарищ. И такое положение вещей вряд ли когда-нибудь изменится, хотя попытки и даже временные успехи будут. … Очень поучительная грустная история о силе и опасности соблазна, разыгранная прекрасным актерским составом. Развитие событий предсказуемо, но разве в жизни иначе?» (Анкокс).
«Стандартная итальянская комедия… Фильм показался мне тяжеловатым для просмотра - все предсказуемо и скучновато. … Единственное преимущество - высококлассные актеры: Бэтт Дэвис, Альберто Сорди, Сильвана Мангано, Джозеф Коттен. Однако, занимающий центральное место Альберто Сорди, на мой вкус, здорово переигрывает. Не особо напрягается и Мангано - хотя, актриса была высококлассная. В этом всем однообразии здорово выделяется лишь Бэтт Дэвис. Она настолько точно и ярко исполнила образ старухи, помешанной на игре, что ее роль нельзя не отметить самыми положительными эпитетами» (Киберло).
Киновед Александр Федоров
Привет, артист! / Salut l’artiste. Франция–Италия, 1973. Режиссёр Ив Робер. Сценаристы: Ив Робер, Жан-Лу Дабади. Актеры: Марчелло Мастроянни, Франсуаз Фабиан, Жан Рошфор, Карла Гравина и др. Прокат в СССР – с 28 июля 1975: 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.
Известный французский режиссер Ив Робер (1920-2002) запомнился зрителям, прежде всего, по пародийной дилогии о похождениях Высокого блондина, хотя на его счету и такая психологически тонкая драматическая комедия, как «Привет, артист!», рассказываются о нелегкой профессии актеров, не относящихся к категории звезд…
В год выхода этой комедии в советский кинопрокат писатель и журналист Анатолий Макаров писал, что «режиссер Ив Робер почти всегда ставит комедии, его юмор ненавязчив, тонок, естествен. В этом юморе постоянно растворена нешуточная житейская грусть. По сути дела, вся эта суматошная комическая история почти трагична. Речь идет о жизни, упущенной как вода сквозь пальцы: так и не сыграна ни одна сколько-нибудь приличная роль, в постоянных мышиных бегах утрачены друзья, даже личная жизнь, не то чтобы счастливая прежде, но во всяком случае вполне налаженная, дала трещину, а если уж быть более откровенным, то просто окончилась крахом.
Что же остается нашему герою — еще одно переодевание в полупустом кабаре, в промежутке между фокусником и стриптизом, еще одно дурацкое падение в воду во время не менее дурацких съемок, еще одна Глупая мечта об участии в телевизионной рекламе?
Есть некая ирония в том, что Марчелло Мастроянни, признанная «суперзвезда» мирового кино, с необычайным трудолюбием изображает и воссоздает унизительные мытарства кинематографического поденщика. И впрямь хочется думать о превратностях судьбы и славы, ведь нелепый бедолага перед съемочной камерой ничем как будто бы не отличается от своего великолепного создателя. Мастроянни словно бы и не играет ничего, всегда оставаясь самим собой, и тем не менее между исполнителем и его героем постоянно ощутим едва заметный зазор. То самое пресловутое «чуть-чуть», которое возводит кусочек заурядной действительности в «перл создания» (Макаров, 1975).
Зрители XXI века до сих пор тепло вспоминают эту грустную комедию:
«Очень хороший фильм с замечательным Мастроянни. Так сыграть статиста может только великий актёр. То же самое могу сказать о Рошфоре. Одно удовольствие наблюдать за ними, особенно если они в паре: на озвучке мультика или в театре, когда во время спектакля лежат "убитые" на сцене и говорят о своих проблемах. Понравилась Карла Гравина в роли бывшей жены героя Мастроянни, матери его детей. Такая красивая женщина, доброжелательная, без комплексов…» (Тамара).
Киновед Александр Федоров
Золотая лихорадка / The Gold Rush. США, 1925. Режиссёр и сценарист Чарльз Чаплин. Актеры: Чарли Чаплин, Макк Суэйн, Том Мюррэй, Генри Бергман, Малкольм Вейт, Джорджия Хейл и др. Прокат в СССР – с 4 апреля 1977: 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр, актер и сценарист Чарльз Чаплин (1889-1977) – признанный классик Комедии. К сожалению, его гениальная комедия «Золотая лихорадка» попала в советский кинопрокат с рекордным опозданием, но даже в 1977 году он сумел собрать в СССР 10,6 млн. зрителей…
О творчестве Чаплина и о его шедевре - комедии «Золотая лихорадка» написаны уже десятки томов и тысячи статей, поэтому позволю себе здесь привести только несколько мнений зрителей XXI века:
«Для меня Чаплин начался именно с этого фильма. Для меня это самый лучший фильм великого немого комика. Я никогда не перестану смотреть его великие творения, потому что от искусства невозможно отказаться!» (Витас).
«Это не просто шедевр! Это гениальная работа всего творческого коллектива!» (Я. Поморов).
«Неповторимый режиссер своей кинолентой «Золотая лихорадка» доказал, что нет ничего невозможного, что при стремлении, упорстве и известном везении, можно достичь любых вершин. В своем письме Ч. Чаплину, Альберт Эйнштейн писал: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком». Ответ звучал так: «Я вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком». Выдающийся ученый в своем прорицании оказался прав. Сэр Чарльз Спенсер Чаплин – бесподобный мастер своего дела, который по сей день дает нам уроки жизни через свои комедийные киноленты. За что честь ему и звала» (Мерай).
Киновед Александр Федоров