Найти в Дзене

Технологии и эмоции. Тест автомобильной акустики Eton RSC 165

Инженерный гений Eton продолжает радовать. Совсем недавно я изучал крайне интересную акустику Eton CSR 16 c высокотехнологичными слоёными диффузорами, чуть ранее – «графеновые» Graphite и непростую реинкарнацию топовых Hexacone. Сегодня – акустика с не менее интересными технологиями. Внешне Eton RSC 165 немного и напоминают знакомые Eton Onyx, но на деле не имеют ничего общего ни с одной из существующих моделей Eton. Да и среди других брендов сходу назвать что-то похожее оказалось затруднительно. Как и прочие модели Eton среднего и верхнего уровня, акустика сделана на родине бренда, в Ной-Ульме, Германия. Российская официальная цена двухполосного комплекта на момент теста – 59900 рублей. Первое знакомство, конструктивные особенности Динамики построены на тех же литых корзинах, что и упомянутые Eton CSR 16 и собраны очень аккуратно – держать в руках просто приятно. Диффузоры действительно напоминают оные в серии Onyx, но лишь наличием рёбер и цветом, в остальном – абсолютно иные. Есл
Оглавление

Инженерный гений Eton продолжает радовать. Совсем недавно я изучал крайне интересную акустику Eton CSR 16 c высокотехнологичными слоёными диффузорами, чуть ранее – «графеновые» Graphite и непростую реинкарнацию топовых Hexacone. Сегодня – акустика с не менее интересными технологиями.

Внешне Eton RSC 165 немного и напоминают знакомые Eton Onyx, но на деле не имеют ничего общего ни с одной из существующих моделей Eton. Да и среди других брендов сходу назвать что-то похожее оказалось затруднительно.

Как и прочие модели Eton среднего и верхнего уровня, акустика сделана на родине бренда, в Ной-Ульме, Германия. Российская официальная цена двухполосного комплекта на момент теста – 59900 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности

Динамики построены на тех же литых корзинах, что и упомянутые Eton CSR 16 и собраны очень аккуратно – держать в руках просто приятно.

-2
-3

Диффузоры действительно напоминают оные в серии Onyx, но лишь наличием рёбер и цветом, в остальном – абсолютно иные. Если там – целлюлоза (пусть и с очень непростым составом пульпы), то здесь они многослойные. Обратите внимание, характерные рёбра имеет только фронтальная часть, тыльная же – чисто коническая.

-4
-5

Сэндвич состоит из трёх слоёв. Тыльный – действительно целлюлоза. Фронтальный слой – сложный материал на основе арамидных волокон. Причём не плетёный, в описании он указан как Aramid Fiber Fleece. Между ними – вспененная жёсткая масса Rohacell. Как результат – необычайная жёсткость, диффузоры даже на изгиб пальцами практически не поддаются.

Центрирующие шайбы – с плетением из двух видов волокон. Но их состав производитель не раскрывает.

-6

Звуковые катушки – увеличенного калибра, их диаметр – 32 мм. Моторы – средних размеров, диаметр ферритовых колец – 9 см.

-7

Твитеры внешне очень похожи на те, что используются всё в том же недавно протестированном комплекте Eton CSR 16, но у них другой модельный индекс – RSC 25.

Их главная фича – излучающие купола. Основа – относительно мягкий алюминий плюс жёсткое керамическое покрытие. Как ведут себя – покажут измерения. Ну и, конечно же, попробую оценить на слух. Но, забегая вперёд, отмечу, твитеры – действительно очень удачные.

-8
-9

Размеры небольшие, так что с размещением проблем возникнуть не должно: диаметр – 40 мм, высота вместе с сетками – 22 мм. Плюс много монтажной мелочёвки в комплекте.

-10

Понятно, что в этой ценовой категории система с большой вероятностью будет строиться с процессором, но в комплекте идут фильтры для подключения твитеров, так что построить пассивную систему тоже можно. Короче, как говорится, не поканалкой единой…

-11
-12

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Итак, имеем достаточно тяжёленькие диффузоры (видали и тяжелее, но всё же Mms немного выше среднестатистического для 6,5-дюймового калибра). Подвесы не чрезмерно мягкие, но резонансная частота всё равно получилась невысокой – ниже 60 Гц. Впрочем, моторы неслабые, и такая подвижка им посильна. Единственное, это накладывает определённые требования к способностям усилителя контролировать нагрузку, это важно учитывать при подборе состава системы.

-13

Измеренные параметры Eton RSC 165:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,62
  • Qes (электрическая добротность) – 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,8 дБ

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. Если не брать во внимание локальный резонанс в подвижке в районе 1,5 кГц, динамики имеют очень неплохую линейность примерно до 3 кГц. Собственно, описание тоже рекомендует для поканалки ограничивать НЧ/СЧ звено сверху на 2-3 кГц фильтром с крутизной 6 или 12 дБ/октава, что хорошо согласуется с возможностями динамиков.

-14
-15

Внизу обошлось без резкого роста искажений с понижением частоты, в этой части диапазона проблем не ожидается. Да и вообще, как показало потом прослушивание, внизу динамики чувствуют себя довольно уверенно.

-16

Анализ работы твитеров. Алюмокерамические твитеры показали не просто гладкую АЧХ, но и хорошую работу под углами – без резкой потери отдачи на самом верху.

-17

Рост искажений с понижением частоты плавный, похоже, что твитеры действительно допускают относительно невысокую частоту среза ФВЧ. Описание в качестве возможного варианта указывает настройку на 3-4 кГц с крутизной 12 дБ/октава, что пока выглядит обоснованным. Чуть дальше проверю.

-18

Включение через пассивный кроссовер. Навскидку, если смотреть излучение по оси, картинка не выглядит оптимальной – уж слишком АЧХ твитеров идёт в горку с повышением частоты.

-19

Но если вспомнить, что в машине твитеры вряд ли будут смотреть «в лоб», то под углом получается гораздо ровнее. Но не спешите делать выводы, есть же ещё и поканалка – о ней чуть дальше.

-20

Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?

Включение через пассивный кроссовер из комплекта. Сразу отмечу, несмотря на достаточно непривычные АЧХ, включение через пасскроссы показало субъективно интересное звучание. Для акустики характерна хорошая основательность и наполненность в мидбасовом диапазоне, практически «бесшовная» стыковка полос и слитное звучание ВЧ, не отрывающееся от остального диапазона. Сами верха лёгкие, «прозрачные». Но при этом в информативном диапазоне не оттягивают внимание на себя сверх меры, так что общий характер саунда всё равно остаётся спокойным, основательным и каким-то неожиданно комфортным. Признаюсь, такое сочетание даже зацепило.

Важная особенность – твитеры достаточно лояльны к разворотам. Они не теряют лёгкости на самом верху, даже когда видны под значительными углами. По факту это означает, что их можно ставить даже в «неудобные» штатные места – звучание не потеряет тот самый «воздух» и ту самую «парящую паутинку» на самом верху, которые многие так любят.

Ещё одно наблюдение по ходу прослушивания – НЧ/СЧ звено действительно не требует радикальной подрезки сверху. Вполне можно обойтись ФНЧ невысоких порядков, а то и вовсе распустить в полную полосу (собственно, как и сделал производитель, сведя пассивный кроссовер лишь к лаконичным фильтрам для твитеров).

А вот мидбасовый диапазон отмечу особо. Не скрою, зашёл. Без размазни, собранно, точно и, где это нужно, – упруго. Без гудения. Контрабас в джазе – это действительно контрабас с крупным жёстким корпусом, а не спущенная шина от старого трактора. А уж если Godsmack шарашит в бас-бочку, то она плотно толкает в грудь, не превращаясь в рыхлую подушку или пластиковый тазик и не смешиваясь в гудящую массу с бас-гитарой. Я бы сказал, «вкусно» и как-то эмоционально что ли, хотя это, пожалуй, уже слишком субъективно.

Правда, как и предположил на этапе измерения параметров, динамики наглядно показывают потенциал усилителя в плане контроля нагрузки – и это как раз проявляется в первую очередь в НЧ диапазоне. Как ни крути, а немалая масса подвижки и сильные моторы об этом как бы намекали – усилитель должен уметь усмирять нехилую противоЭДС, «прилетающую» от динамиков.

Стыковка полос в поканальной системе. На самом деле здесь тот самый случай, когда понять возможности акустики оказалось возможным уже по включению с пассивными фильтрами из комплекта. Экспериментами с поканалкой лишь подтвердил некоторые вышеизложенные догадки.

Нижнюю границу настройки ФВЧ я бы не опускал ниже 3 кГц при крутизне 12 дБ/октава. Можно немного выше – и частоту и крутизну. А вот выбирать высокую крутизну при подрезке НЧ/СЧ сверху – действительно не обязательно. Просто пример стыковки полос, который можно смело брать за отправную точку при настройке системы:

-21

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Классная двухполоска без каких-либо очевидных ограничений по применению. Во-первых, полная всеядность в жанровом плане – от ядрёного скоростного металла до ненавязчивого инструментала, от сложного и богатого живыми нюансами джаза до напористой ритмичной электроники с плотной басовой основой.

Во-вторых, акустика универсальна ещё и в плане инсталляции, и в первую очередь благодаря особенностям твитеров. Они даже из глубоких штатных мест могут нормально играть, и это при том, что в открытой установке тоже ни разу не «жестят» – у них вообще очень нейтральный характер саунда. Да чего уж там, это уже вторая протестированная модель от Eton, в которой алюмокерамика получилась весьма примечательной.

Плюсом отмечу достаточно ровную тоналку в СЧ диапазоне и, я бы сказал, «вкусный» и эмоциональный мидбасовый диапазон – насыщенный, плотный, с хорошей проработкой фактуры. Правда, цена этого – требовательность к способности усилителя контролировать работу динамиков. Но это вполне закономерно: хорошей акустике – хороший усилитель.

Плюсы:

  • Высокое качество изготовления, собственные технологии
  • Компактные твитеры – легко уместить в том числе в штатные места
  • Лояльность твитеров к установке с разворотом и в глубокие штатные места
  • Сбалансированное звучание, жанровая универсальность

Минусы:

  • Пассивный кроссовер раскрывает возможности акустики не полностью