Не стану скрывать, нравится, когда приходится иметь дело с акустикой не в виде очередного «конструктора» из однотипных стандартных комплектующих, а с плодом инженерного творчества. А Eton – один из тех производителей, что постоянно экспериментируют с материалами и технологиями. Шутка ли – собственный R&D. Как бы то ни было, это приносит свои плоды – акустика каждый раз получается примечательной.
Сегодня постараюсь разобрать в деталях двухполосный комплект Eton CSR 16. Сделан, как и вся акустика Eton средних и верхних линеек, в Ной-Ульме, в Германии. Интерес подогрели ещё и хвалебные отзывы немецкого издания hifitest.de, назвавшего эту акустику «лучшей в своём классе». Ок, давайте смотреть.
Для ориентира, цена Eton CSR 16 на момент теста – 44900 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но, как обычно, оценю акустику и с точки зрения использования в поканалке.
Первое знакомство, конструктивные особенности
НЧ/СЧ динамики собраны на добротных литых алюминиевых корзинах с достаточно открытым дизайном и хорошей вентиляцией как с тыльной стороны диффузора, так и пространства внутри мотора.
Диффузоры – одно из ноу-хау этой модели. Они неожиданно жёсткие на изгиб, материал представляет собой трёхслойный композит. Внутренняя часть – вспененный материал Rohacell. В своё время материал пришёл из аэрокосмической промышленности, он достаточно лёгкий, но за счёт объёмной структуры придаёт конусной части диффузора серьёзную конструктивную жёсткость.
Rohacell, к слову, активно использует один французский производитель акустики в своих верхних сериях, но в отличие от «французского пирога», «баварский пирог» имеет внешние слои из углеволокна и стекловолокна, а это придаёт диффузору совершенно иные свойства. Центральные колпачки – алюминиевые.
Центрирующие шайбы здесь тоже несколько необычны, для плетения используется два материала. Правда, каких именно, описание не указывает.
Моторы – средних размеров, диаметр ферритовых колец – 9 см. Жаль только, что внутреннюю геометрию подсмотреть не удалось.
Твитеры интересны, как минимум, материалом излучающих куполов – это алюмо-керамика (алюминиевая основа плюс керамическое покрытие). Их профиль – невысокий, и они достаточно открытые, не утоплены, как это иногда бывает. Посмотрим, что такая геометрия даст на деле.
Корпуса компактны: в диаметре – всего 40 мм, полная высота вместе с несъёмными сетками – меньше 22 мм.
Как обычно, в комплекте – куча монтажной мелочёвки, начиная от чашек для врезки с узкими или широкими фланцами и установки на поверхность.
Кроссоверы имеют классическое исполнение, тут пока ничего необычного. Второй порядок – в звене НЧ/СЧ и второй – в звене твитера.
Замечу, что на рынке есть версии, в одной из них можно выбрать порядок ФНЧ в звене НЧ/СЧ – первый или второй. Но конкретно в этом комплекте – только аттенюатор на три положения в звене твитера. Не думаю, что это так уж критично, учитывая, что в большинстве случаев акустика вообще будет использоваться с процессором.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Акустика достаточно сбалансирована по своим параметрам, так что выделить какие-то явные особенности в наборе параметров сложно. Разве что отмечу высокий пик на резонансной частоте твитеров – признак классической «сухой» конструкции. На фоне повального увлечения ферромагнитной жидкостью это обращает на себя внимание. Как по мне, такие высокочастотники, как правило, немного интересней с точки зрения передачи импульсных сигналов.
Измеренные параметры Eton CSR 16:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10 л
- Qms (механическая добротность) – 4,70
- Qes (электрическая добротность) – 0,59
- Qts (полная добротность) – 0,52
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,6 дБ
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. Хорошая амплитудная линейность в диапазоне примерно до 3 кГц, разве что в районе 1,5 кГц диффузор (скорей всего, в сочетании с верхним подвесом) допускает шалость. Этот локальный резонанс и на импедансной кривой чуточку заметен.
В районе 10 кГц выскочил ещё один резонансный пик – предположу, что это уже проделки алюминиевого центрального колпачка. Но он на самом деле тоже особой погоды не делает, поскольку лежит далеко за пределами частотного диапазона, в котором предстоит работать динамику.
По искажениям – никаких вопросов, с понижением частоты растут плавно, не скачком, так что каких-то особых проблем на НЧ не ожидается.
Анализ работы твитеров. Достаточно гладкая АЧХ, начиная уже с 3 кГц, и к тому же горизонтальна, если смотреть по оси. Впрочем, твитеры очень лояльно относятся к разворотам, и даже под углами отдача на ВЧ не падает резко до плинтуса, как это чаще всего бывает, АЧХ лишь приобретает небольшой наклон, но по-прежнему хорошо тянет вверх по диапазону. Резонансы материала (напомню, алюминий плюс керамика), если и есть, явно уведены выше 20 кГц.
С понижением частоты рост искажений относительно плавный, начинается ниже 2 кГц. Потом проверю на слух, ниже какой частоты лучше не опускаться в настройке ФВЧ.
Включение через пассивный кроссовер из комплекта. Полосы стыкуются относительно невысоко по частоте, твитерам отводится достаточно широкий частотный диапазон.
По оси АЧХ высокочастотного звена выглядит немного задиристой, но если твитеры расположить под углом, всё становится интересней. Так что предварительный вывод о лояльности твитеров к углам разворота пока подтверждается. Потом ещё при прослушивании проверю.
Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?
<b>Включение через пассивный кроссовер из комплекта</b>. Звучание достаточно ровное, без навязчивого «выскакивания» отдельных нот из общей звуковой картины – это хорошо. Тем не менее, по ходу прослушивания с кроссоверами не покидало ощущение, что динамики умеют звучать интересней, чем им позволяет кроссовер. Например, это выражается в некоторой отстранённости вокала в области верхней середины (в особенности, если динамики видны под значительными углами). Так что после первой оценки довольно быстро перешёл к поканалке.
Поканальное включение. Вот в этом варианте однозначно больше шансов раскрыть динамики, поэтому дальнейшие эксперименты проводил, играясь с разделом полос в процессоре.
Во-первых, твитеры. Должен констатировать, алюмокерамика у Eton однозначно удалась. Обладая детальностью, разрешением и «воздухом», свойственным металлическим высокочастотникам, твитеры в то же время лишены характерного жёсткого окраса. Нет, звучание не стало тёплым или мягким, оно, скорее, нейтральное. При этом развороты не приводят к значительным потерям лёгкости на самом верху.
Во-вторых, понравилось звучание на СЧ в области основных тонов. Отсутствие «абьюза» и излишнего нажима даже в таком ярком вокале как, например, у Hayley Westenra, сочетается с открытостью и лёгкостью – довольно показательно. Но тут важно не растерять это достоинство неудачной стыковкой полос – обертона тоже решают многое.
Третье – басовый диапазон. Вниз динамики забираются достаточно глубоко для 6,5-дюймового калибра, но бас не давит и не «заслоняет» собой остальные диапазоны. Хотя и сухим тоже не воспринимается. Контрабас в джазе достаточно весомый, правильный, хотя, признаюсь, порой хотелось чуть более выраженного ощущения упругости. Правда, плотный басовый ритм в электронной музыке вроде Vakabular или No Hopes динамики подают массивно, как и полагается.
Стыковка полос в поканалке. Давать конкретные рекомендации было бы некорректно, но если учесть возможности динамиков, в качестве отправной точки я бы начинал искать оптимум в районе 3-3,5 кГц. Описание допускает раздел полос и чуть ниже, но по ходу экспериментов сложилось впечатление, что ниже 3 кГц твитерам уже становится тяжеловато.
Причём по ходу дела пришёл к выводам, что можно не скромничать с порядками фильтров и использовать, например, крутизну 24 дБ/октава. Для твитеров это выведет дальше за пределы рабочего диапазона горбик в районе 1,5 кГц, в НЧ/СЧ динамиках сведёт на нет модальные особенности диффузора выше 3 кГц. Вот вам просто пример отправной точки для настройки поканалки:
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Напомню, немецкое издание hifitest.de назвало эту акустику «лучшей в своём классе», и это, пожалуй, недалеко от истины. Если совсем коротко, то Eton CSR 16 – жанрово универсальны, и, что не менее важно, хорошо адаптированы под характерные автомобильные условия работы.
Из чисто практических плюсов – твитеры можно спокойно ставить в штатные места, в том числе заглублённые и/или со значительными разворотами, не опасаясь, что звучание станет тусклым – не станет. Алюмокерамика даёт достаточно нейтральный характер звука на ВЧ – без холодной колкости, скорее, беспристрастный и с хорошей передачей микрособытий в этом диапазоне.
НЧ/СЧ динамики достаточно ровно показывают себя в СЧ диапазоне и уверенно себя чувствуют на НЧ, не накладывая каких-то особых ограничений на выбор саба.
Единственное, несмотря на наличие в комплекте кроссовера, я бы рассматривал эту акустику в первую очередь в процессорные системы. Хотя, если учесть, что в этом ценовом диапазоне подавляющее большинство систем всё равно будет строится, как минимум, с «процеусём», полагаю, это вряд ли можно считать таким уж существенным ограничением.
Плюсы:
- Высокое качество изготовления, собственные технологии
- Компактные твитеры – легко уместить в том числе в штатные места
- Лояльность твитеров к установке с разворотом и в глубокие штатные места
- Сбалансированное звучание, жанровая универсальность
Минусы:
- Пассивный кроссовер раскрывает возможности акустики не полностью