Найти в Дзене

Баварский пирог. Тест автомобильной акустики Eton CSR 16

Не стану скрывать, нравится, когда приходится иметь дело с акустикой не в виде очередного «конструктора» из однотипных стандартных комплектующих, а с плодом инженерного творчества. А Eton – один из тех производителей, что постоянно экспериментируют с материалами и технологиями. Шутка ли – собственный R&D. Как бы то ни было, это приносит свои плоды – акустика каждый раз получается примечательной. Сегодня постараюсь разобрать в деталях двухполосный комплект Eton CSR 16. Сделан, как и вся акустика Eton средних и верхних линеек, в Ной-Ульме, в Германии. Интерес подогрели ещё и хвалебные отзывы немецкого издания hifitest.de, назвавшего эту акустику «лучшей в своём классе». Ок, давайте смотреть. Для ориентира, цена Eton CSR 16 на момент теста – 44900 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но, как обычно, оценю акустику и с точки зрения использования в поканалке. Первое знакомство, конструктивные особенности НЧ/СЧ динамики собраны на добротных литых алюминиевых корзинах с достаточно
Оглавление

Не стану скрывать, нравится, когда приходится иметь дело с акустикой не в виде очередного «конструктора» из однотипных стандартных комплектующих, а с плодом инженерного творчества. А Eton – один из тех производителей, что постоянно экспериментируют с материалами и технологиями. Шутка ли – собственный R&D. Как бы то ни было, это приносит свои плоды – акустика каждый раз получается примечательной.

Сегодня постараюсь разобрать в деталях двухполосный комплект Eton CSR 16. Сделан, как и вся акустика Eton средних и верхних линеек, в Ной-Ульме, в Германии. Интерес подогрели ещё и хвалебные отзывы немецкого издания hifitest.de, назвавшего эту акустику «лучшей в своём классе». Ок, давайте смотреть.

Для ориентира, цена Eton CSR 16 на момент теста – 44900 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но, как обычно, оценю акустику и с точки зрения использования в поканалке.

Первое знакомство, конструктивные особенности

НЧ/СЧ динамики собраны на добротных литых алюминиевых корзинах с достаточно открытым дизайном и хорошей вентиляцией как с тыльной стороны диффузора, так и пространства внутри мотора.

-2
-3

Диффузоры – одно из ноу-хау этой модели. Они неожиданно жёсткие на изгиб, материал представляет собой трёхслойный композит. Внутренняя часть – вспененный материал Rohacell. В своё время материал пришёл из аэрокосмической промышленности, он достаточно лёгкий, но за счёт объёмной структуры придаёт конусной части диффузора серьёзную конструктивную жёсткость.

Rohacell, к слову, активно использует один французский производитель акустики в своих верхних сериях, но в отличие от «французского пирога», «баварский пирог» имеет внешние слои из углеволокна и стекловолокна, а это придаёт диффузору совершенно иные свойства. Центральные колпачки – алюминиевые.

-4
-5

Центрирующие шайбы здесь тоже несколько необычны, для плетения используется два материала. Правда, каких именно, описание не указывает.

-6

Моторы – средних размеров, диаметр ферритовых колец – 9 см. Жаль только, что внутреннюю геометрию подсмотреть не удалось.

-7

Твитеры интересны, как минимум, материалом излучающих куполов – это алюмо-керамика (алюминиевая основа плюс керамическое покрытие). Их профиль – невысокий, и они достаточно открытые, не утоплены, как это иногда бывает. Посмотрим, что такая геометрия даст на деле.

-8

Корпуса компактны: в диаметре – всего 40 мм, полная высота вместе с несъёмными сетками – меньше 22 мм.

-9

Как обычно, в комплекте – куча монтажной мелочёвки, начиная от чашек для врезки с узкими или широкими фланцами и установки на поверхность.

-10

Кроссоверы имеют классическое исполнение, тут пока ничего необычного. Второй порядок – в звене НЧ/СЧ и второй – в звене твитера.

-11
-12

Замечу, что на рынке есть версии, в одной из них можно выбрать порядок ФНЧ в звене НЧ/СЧ – первый или второй. Но конкретно в этом комплекте – только аттенюатор на три положения в звене твитера. Не думаю, что это так уж критично, учитывая, что в большинстве случаев акустика вообще будет использоваться с процессором.

-13

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Акустика достаточно сбалансирована по своим параметрам, так что выделить какие-то явные особенности в наборе параметров сложно. Разве что отмечу высокий пик на резонансной частоте твитеров – признак классической «сухой» конструкции. На фоне повального увлечения ферромагнитной жидкостью это обращает на себя внимание. Как по мне, такие высокочастотники, как правило, немного интересней с точки зрения передачи импульсных сигналов.

-14

Измеренные параметры Eton CSR 16:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59
  • Qts (полная добротность) – 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,6 дБ

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков. Хорошая амплитудная линейность в диапазоне примерно до 3 кГц, разве что в районе 1,5 кГц диффузор (скорей всего, в сочетании с верхним подвесом) допускает шалость. Этот локальный резонанс и на импедансной кривой чуточку заметен.

В районе 10 кГц выскочил ещё один резонансный пик – предположу, что это уже проделки алюминиевого центрального колпачка. Но он на самом деле тоже особой погоды не делает, поскольку лежит далеко за пределами частотного диапазона, в котором предстоит работать динамику.

-15
-16

По искажениям – никаких вопросов, с понижением частоты растут плавно, не скачком, так что каких-то особых проблем на НЧ не ожидается.

-17

Анализ работы твитеров. Достаточно гладкая АЧХ, начиная уже с 3 кГц, и к тому же горизонтальна, если смотреть по оси. Впрочем, твитеры очень лояльно относятся к разворотам, и даже под углами отдача на ВЧ не падает резко до плинтуса, как это чаще всего бывает, АЧХ лишь приобретает небольшой наклон, но по-прежнему хорошо тянет вверх по диапазону. Резонансы материала (напомню, алюминий плюс керамика), если и есть, явно уведены выше 20 кГц.

-18

С понижением частоты рост искажений относительно плавный, начинается ниже 2 кГц. Потом проверю на слух, ниже какой частоты лучше не опускаться в настройке ФВЧ.

-19

Включение через пассивный кроссовер из комплекта. Полосы стыкуются относительно невысоко по частоте, твитерам отводится достаточно широкий частотный диапазон.

-20

По оси АЧХ высокочастотного звена выглядит немного задиристой, но если твитеры расположить под углом, всё становится интересней. Так что предварительный вывод о лояльности твитеров к углам разворота пока подтверждается. Потом ещё при прослушивании проверю.

-21

Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?

<b>Включение через пассивный кроссовер из комплекта</b>. Звучание достаточно ровное, без навязчивого «выскакивания» отдельных нот из общей звуковой картины – это хорошо. Тем не менее, по ходу прослушивания с кроссоверами не покидало ощущение, что динамики умеют звучать интересней, чем им позволяет кроссовер. Например, это выражается в некоторой отстранённости вокала в области верхней середины (в особенности, если динамики видны под значительными углами). Так что после первой оценки довольно быстро перешёл к поканалке.

Поканальное включение. Вот в этом варианте однозначно больше шансов раскрыть динамики, поэтому дальнейшие эксперименты проводил, играясь с разделом полос в процессоре.

Во-первых, твитеры. Должен констатировать, алюмокерамика у Eton однозначно удалась. Обладая детальностью, разрешением и «воздухом», свойственным металлическим высокочастотникам, твитеры в то же время лишены характерного жёсткого окраса. Нет, звучание не стало тёплым или мягким, оно, скорее, нейтральное. При этом развороты не приводят к значительным потерям лёгкости на самом верху.

Во-вторых, понравилось звучание на СЧ в области основных тонов. Отсутствие «абьюза» и излишнего нажима даже в таком ярком вокале как, например, у Hayley Westenra, сочетается с открытостью и лёгкостью – довольно показательно. Но тут важно не растерять это достоинство неудачной стыковкой полос – обертона тоже решают многое.

Третье – басовый диапазон. Вниз динамики забираются достаточно глубоко для 6,5-дюймового калибра, но бас не давит и не «заслоняет» собой остальные диапазоны. Хотя и сухим тоже не воспринимается. Контрабас в джазе достаточно весомый, правильный, хотя, признаюсь, порой хотелось чуть более выраженного ощущения упругости. Правда, плотный басовый ритм в электронной музыке вроде Vakabular или No Hopes динамики подают массивно, как и полагается.

Стыковка полос в поканалке. Давать конкретные рекомендации было бы некорректно, но если учесть возможности динамиков, в качестве отправной точки я бы начинал искать оптимум в районе 3-3,5 кГц. Описание допускает раздел полос и чуть ниже, но по ходу экспериментов сложилось впечатление, что ниже 3 кГц твитерам уже становится тяжеловато.

Причём по ходу дела пришёл к выводам, что можно не скромничать с порядками фильтров и использовать, например, крутизну 24 дБ/октава. Для твитеров это выведет дальше за пределы рабочего диапазона горбик в районе 1,5 кГц, в НЧ/СЧ динамиках сведёт на нет модальные особенности диффузора выше 3 кГц. Вот вам просто пример отправной точки для настройки поканалки:

-22

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Напомню, немецкое издание hifitest.de назвало эту акустику «лучшей в своём классе», и это, пожалуй, недалеко от истины. Если совсем коротко, то Eton CSR 16 – жанрово универсальны, и, что не менее важно, хорошо адаптированы под характерные автомобильные условия работы.

Из чисто практических плюсов – твитеры можно спокойно ставить в штатные места, в том числе заглублённые и/или со значительными разворотами, не опасаясь, что звучание станет тусклым – не станет. Алюмокерамика даёт достаточно нейтральный характер звука на ВЧ – без холодной колкости, скорее, беспристрастный и с хорошей передачей микрособытий в этом диапазоне.

НЧ/СЧ динамики достаточно ровно показывают себя в СЧ диапазоне и уверенно себя чувствуют на НЧ, не накладывая каких-то особых ограничений на выбор саба.

Единственное, несмотря на наличие в комплекте кроссовера, я бы рассматривал эту акустику в первую очередь в процессорные системы. Хотя, если учесть, что в этом ценовом диапазоне подавляющее большинство систем всё равно будет строится, как минимум, с «процеусём», полагаю, это вряд ли можно считать таким уж существенным ограничением.

Плюсы:

  • Высокое качество изготовления, собственные технологии
  • Компактные твитеры – легко уместить в том числе в штатные места
  • Лояльность твитеров к установке с разворотом и в глубокие штатные места
  • Сбалансированное звучание, жанровая универсальность

Минусы:

  • Пассивный кроссовер раскрывает возможности акустики не полностью