Найти в Дзене
Александр Новиков

Загадки Демидовской усадьбы в Демидовом переулке. 2025

Внутренний сад и садовый фасад Демидовской усадьбы, освобожденной от пристроек и гаражей в 2024-2025 годах. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года Всё растущий интерес к Демидовской усадьбе в Демидовом переулке в Санкт-Петербурге (переулок Гривцова, дом 1) не утихает и это отрадно. Количество публикаций об усадьбе растет, что, к сожалению, никак нельзя сказать об их качестве. В большинстве публикаций в интернете мы встречаем разного качества в основном повторяющегося набора фотографий и, как правило, очевидные ошибки или откровенное незнание темы в текстах авторов. Многократно выступая в различных аудиториях с лекциями и докладами об истории усадьбы, уже долгие годы собирая и проверяя весь доступный исторический материал, я решил в очередной раз рассказать о судьбе и перспективах этого выдающегося памятника архитектуры XVIII века. За основу этой публикации я взял свою статью, опубликованную в сборнике к XXVII-й Царскосельской научной конференции в 2021 году, на которой я выс
Внутренний сад и садовый фасад Демидовской усадьбы, освобожденной от пристроек и гаражей в 2024-2025 годах. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года
Внутренний сад и садовый фасад Демидовской усадьбы, освобожденной от пристроек и гаражей в 2024-2025 годах. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года

Всё растущий интерес к Демидовской усадьбе в Демидовом переулке в Санкт-Петербурге (переулок Гривцова, дом 1) не утихает и это отрадно. Количество публикаций об усадьбе растет, что, к сожалению, никак нельзя сказать об их качестве. В большинстве публикаций в интернете мы встречаем разного качества в основном повторяющегося набора фотографий и, как правило, очевидные ошибки или откровенное незнание темы в текстах авторов. Многократно выступая в различных аудиториях с лекциями и докладами об истории усадьбы, уже долгие годы собирая и проверяя весь доступный исторический материал, я решил в очередной раз рассказать о судьбе и перспективах этого выдающегося памятника архитектуры XVIII века. За основу этой публикации я взял свою статью, опубликованную в сборнике к XXVII-й Царскосельской научной конференции в 2021 году, на которой я выступал с докладом. Настоящая статья дополнена моими ремарками и замечаниями, которые накопились у меня за последние годы. Надеюсь, что я не обману ваши ожидания.

Атрибуция архитектурного памятника — одна из самых сложных искусствоведческих задач, особенно если этому памятнику несколько столетий, за которые у него появились многочисленные наслоения, пристройки и переделки, созданные различными архитекторами, художниками, скульпторами — представителями разных эпох и стилей. Кропотливый анализ, поиск новых и переоценка известных документов, догадки и предположения, сменяющие друг друга, создают захватывающий интеллектуальный поединок со Временем — иногда в жанре почти детективного романа. Помимо чисто научного интереса современная архитектурная атрибуция необходима для проведения качественной экспертизы при реставрации или реконструкции.

Одним из выдающихся и уникальных памятников архитектуры Санкт-Петербурга, требующим такого внимания, является усадьба Демидовых в Демидовом переулке, в самом центре города. К сожалению, несмотря на многочисленные публикации, усадьба слабо изучена и находится сейчас в плачевном состоянии. Атрибуция усадьбы в целом, ее декора, в частности, вызывает серьезные вопросы уже не одно столетие, а публикации не дают точных ответов на вопросы об авторстве и времени перестроек. Загадки Демидовской усадьбы все еще ждут своего решения.

Если с суетной Сенной площади пойти к Исаакиевскому собору и Адмиралтейству, то самый короткий и удобный путь будет по переулку имени Гривцова. Переулок так назван в честь Героя Советского Союза А. И . Гривцова (1914–1944), погибшего при форсировании крепости Нарва. До 1772 г. переулок, с которого начиналась дорога в Царское Село, назывался Малой Сарской улицей, затем Конным переулком, в 1778 г. часть его от канала Грибоедова (тогда речки Кривуши) до Мойки стали именовать Демидовым переулком, по фамилии владельцев самого большого участка. С 1887 и до 1952 г. обе части переулка объединили одним названием — Демидов. Сейчас топоним «Демидов» сохранил лишь мост, переброшенный через канал Грибоедова и разделяющий переулок на две неравные части.

Демидов мост. Фотография Александра Новикова. 2021
Демидов мост. Фотография Александра Новикова. 2021

От Казанской улицы до реки Мойки, в которую переулок и упирается, привлекают внимание справа изящное здание Русского географического общества (1907–1909, арх. Г. В. Барановский) и помпезное псевдобарочное сооружение бизнес-центра современного пивного короля.

Весь участок по движению слева с 1755 г. (по другим сведениям, с 1753) и до 1870‑х гг. принадлежал Г. А. Демидову (1715–1761) и его потомкам. Известно, что еще до строительства каменной усадьбы на этой территории существовал деревянный дом одного из представителей рода Пушкиных, во всяком случае, на академическом плане Санкт-Петербурга (М. И. Махаева — И. Ф. Трускотта) 1753 г. на этом участке уже обозначен ряд построек.

Академический план Трускотта 1753 года. Синий указатель показывает место будущей усадьбы Демидовых
Академический план Трускотта 1753 года. Синий указатель показывает место будущей усадьбы Демидовых

Внук основателя промышленной династии Демидовых — Григорий Акинфиевич, владел несколькими домами в Санкт-Петербурге, но до 1755 г. постоянно проживал в Соликамске (ныне Пермский край). Он славился своей разносторонней образованностью, свободно владел несколькими языками, переписывался с выдающимися европейскими учеными и промышленниками. Настоящей страстью его была ботаника, в Соликамске он создал первый в России частный ботанический сад с оранжереей, включавший несколько сотен видов растений.

Портрет неизвестного художника. Фотокопия подарена в экспозицию Тульского Музея «Некрополь Демидовых» Татьяной Демидовой-Сёгэн (Канада)
Портрет неизвестного художника. Фотокопия подарена в экспозицию Тульского Музея «Некрополь Демидовых» Татьяной Демидовой-Сёгэн (Канада)

В одном из петербургских домов Г. А. Демидова после пожара 1747 г. разместилась библиотека Академии наук и Кунсткамеры. Особое внимание Демидов уделял образованию своих детей — трех сыновей и семи (по другим сведениям, даже восьми) дочерей. Сыновья были отправлены на десять лет (иногда указывают на тринадцать лет) учиться за границу, получили образование в Германии, завершившееся путешествием по Италии, Франции, Англии и Швеции. До конца своих дней они тоже поддерживали отношения со многими учеными светилами Европы. Блестяще образованные дочери вышли замуж за знаменитых русских архитекторов А. Ф. Кокоринова (Пульхерия), И. Е. Старова (Наталья), а также дипломатов и придворных императрицы.

Обосновавшись в Санкт-Петербурге, Григорий Акинфиевич построил усадьбу, которая полностью отвечала его вкусам и пристрастиям: это был открытый для лучших людей своего времени дом с главным приемным «залом» — большим регулярным садом, окруженным оранжереями. На известном «Аксонометрическом плане Санкт-Петербурга 1765–1773 гг.» де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова, вышедшем уже после смерти Г. А. Демидова, хорошо видна планировка усадьбы.

Реконструкция плана Сен-Илера без сдвига. Произведена Александром Новиковым
Реконструкция плана Сен-Илера без сдвига. Произведена Александром Новиковым

Главный дом и четыре отдельно стоящих флигеля создают Н-образную композицию. Два Г-образных флигеля, выходящие на Мойку, симметрично замыкают курдонёр с небольшой решеткой у въезда с реки, на второй этаж правого флигеля ведет открытая лестница со двора. Главное здание усадьбы традиционно имеет П-образный план с трехэтажной центральной частью и двумя ризалитами, обращенными к саду. В бельэтаж можно было подняться по боковой лестнице со стороны двора, а две овальные барочные лестницы спускаются в сад, разбитый на шесть симметричных прямоугольных партеров (два ближайших к главному корпусу возможно являлись водными партерами, по образцу версальских). Их обрамляют вытянувшиеся вдоль границ участка длинные служебные корпуса, должно быть и служившие оранжереями.

Расчистка от перегородок XIX и XX веков в боковом служебном корпусе усадьбы, выходящем фасадом на переулок Гривцова. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года
Расчистка от перегородок XIX и XX веков в боковом служебном корпусе усадьбы, выходящем фасадом на переулок Гривцова. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года
Боковой служебный корпус усадьбы середины XVIII века  и трехэтажный корпус конца XVIII века выходящие на переулок Гривцова. Фотография Александра Новикова. 2021
Боковой служебный корпус усадьбы середины XVIII века и трехэтажный корпус конца XVIII века выходящие на переулок Гривцова. Фотография Александра Новикова. 2021

Авторство усадьбы большинство исследователей осторожно приписывают С. И . Чевакинскому (1709; по другим данным 1713 — между 1772 и 1780; по другим данным, после 1783)6. План Сент-Илера указывает, что новый владелец усадьбы, а именно старший сын А. Г. Демидов (1737–1803), скорее всего, достаточно долго не сильно изменял архитектурные замыслы отца. Но как выглядел главный фасад, остается загадкой. В паспорте 7 здания 1949 г. (с дополнениями 1954 г.) написано о его перестройках в 1770, 1780, 1810, 1822, 1830 гг. с изменением фасадов, павильонов, этажности. Авторство этих перестроек не называется. Первое достоверное изображение главного фасада со стороны Мойки датировано 1860‑ми гг. — это гравюра К. Р. Вейермана по рисунку В. С. Шпака, где мы видим мощный шестиколонный классический портик.

Гравюра с фасадом усадьбы, выходящем на реку Мойку. Из книги: Воспоминания. М.Л. Столетие С.Петербургского Английского собрания. СПб.1870
Гравюра с фасадом усадьбы, выходящем на реку Мойку. Из книги: Воспоминания. М.Л. Столетие С.Петербургского Английского собрания. СПб.1870

Сейчас этот портик лишь слегка прорисован довольно вялыми низкого рельефа пилястрами. А большой курдонёр усадьбы превратился в два двора-колодца с доходным домом, появившимся в 1863 г. на месте флигелей. Большая часть участка со стороны Казанской улицы и части переулка Гривцова также застроена доходными домами разных лет.Но искушенный взгляд сразу узнает в длинном двухэтажном корпусе, украшенном лишь карнизами под часто заложенными окнами, XVIII век — нежный и живой ранний классицизм. Корпус неожиданно замыкается более скупой по рисунку и однозначно более позднего времени (предположительно, 1810 г.) трехэтажной классической постройкой, ныне служащей входом в усадьбу.

Чтобы познакомиться с внутренним устройством усадьбы и дошедшем до нас в хорошем состоянии садовым фасадом, вековым садом с могучими тополями и старинными яблонями, нужно войти в низкий вестибюль этой части флигеля и подняться в бельэтаж, где когда‑то располагались парадные залы, теперь в большинстве своем разделенные на рабочие комнаты перегородками 1970‑х гг. Проникнуть туда могут немногие, с середины XX века усадьбу занимают закрытые учреждения.

Пусть читателей не смущает моё определение состояния садового фасада как хорошее. Дело в том, что владельцы и архитекторы усадьбы при создании декоративной отделки использовали новаторский для того времени материал - чугун, вместо уже привычной лепки. Чугунный декор сохранился, но, что естественно для современной экологии, стал очень сильно ржаветь. Просто закрасить его, как это было принято в XVIII и XIX веках - значит погубить окончательно. Методики качественной реставрации чугунных украшений фасадов пока не разработано, что мы видим и в украшениях в виде львиных масок Строгановского дворца на Невском проспекте, являющегося филиалом Государственного Русского музея. Этот вопрос ждет своего решения от специалистов по металлам.

Чугунный декор садового фасада усадьбы. Фотография Александра Новикова. 2021
Чугунный декор садового фасада усадьбы. Фотография Александра Новикова. 2021
Чугунный декор садового фасада усадьбы. Фотография Александра Новикова. 2021
Чугунный декор садового фасада усадьбы. Фотография Александра Новикова. 2021

О сохранявшейся еще в середине прошлого столетия планировке главного здания усадьбы можно судить по обмеру второго этажа, выполненному в 1940‑х гг.. Планировка не совсем обычна. Главная лестница, ведущая с переулка, явно создана при поздних перепланировках. С двух сторон лестница открывает вход в парадную анфиладу из пяти залов по главному фасаду усадьбы, а также в узкий коридор по центру здания, ведущий к служебной лестнице на третий этаж. Служебная лестница оформлена интересной формы чугунными балясинами с признаками золочения. Чугунное ограждение главной лестницы тоже необычно и очень напоминает решетку дворца К. Г. Разумовского на набережной реки Мойки (ныне главное здание Педагогического университета), достоверно построенного А. Ф. Кокориновым в соавторстве с Ж.‑Б.-М. Валлен-Деламотом.

Главная лестница. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года
Главная лестница. Фотография Александра Новикова. Август 2025 года

Ризалит главного здания со стороны переулка соответствует пространству главной лестницы и двух небольших проходных комнат, связанных со служебным корпусом и ведущих к еще одной служебной лестнице. Во всю ширину здания от симметричного второго садового ризалита до фасада, выходящего к реке, царствует главный зал, называемый теперь актовым. Сейчас пространство зала разбивает временный коридор по периметру ризалита, впрочем, не затрагивающий лепку и роспись (они как бы «висят» над служебным коридором внутри зала). Три зала, обращенные окнами к саду, также разделены на маленькие рабочие комнаты и недоступны, однако лепка под падугами в них не тронута. На плане Сент-Илера главное здание не соединяется с боковыми садовыми флигелями, очевидно это «неудобство» позднее было исправлено, и внутренний садовый флигель также вырос на ширину служебной лестницы и еще одного зала.

Обмер 1947–48 гг. Архив ГИО П СПб.
Обмер 1947–48 гг. Архив ГИО П СПб.

Мы не можем с достоверностью утверждать авторство А. Ф . Кокоринова в этих работах (о чем записано в паспорте здания), но ряд излюбленных приемов несомненно великого архитектора здесь прослеживается: сдвоенные ионические колонны на садовых фасадах «врезок», уже упоминавшийся рисунок ограждения главной лестницы, сводчатый вестибюль. Особо стоит остановиться на сохранившемся декоре — нам почти неизвестны интерьеры, выполненные архитектором, они не сохранились, но мотивы лепки во всех залах точно принадлежат к эпохе раннего классицизма. Логично предположить, что новый владелец усадьбы А. Г. Демидов не занимался ее радикальной архитектурной перестройкой, но осуществил поновление отделки интерьеров.

К кому было удобнее всего обратиться за помощью? Учитывая очень дружеские отношения в семье, — конечно к зятьям-архитекторам. Старов абсолютно достоверно был занят перестройкой загородных усадеб братьев Александра (Петра и Павла) в Тайцах и в Сиворицах под Гатчиной. Возможно, Кокоринов был автором проекта перестроек в городской усадьбе (хотя он умер в 1772 г.). Паспорт здания , подписанный исследователем его творчества А. Ф . Крашенинниковым в 1954 г., однозначно говорит о его (причем единоличном) авторстве. Позже в книге, посвященной творчеству архитектора, изданной уже после смерти Крашенинникова в 2017 г., историк не столь категоричен.

Проведенные в 2025 году работы по расчистке от поздних наслоений в боковом флигеле усадьбы уже позволяю констатировать, что перестройки и достройки там производились как минимум четыре раза, три из которых очевидно были еще XVIII - возможно начале XIX веков.

Но вернемся в сад, куда сегодня можно попасть только через служебные лестницы флигелей или через въездные ворота с переулка. Садовый фасад сразу поражает воображение мощной и чуть ли не единственной в своем роде верандой, протянувшейся во всю ширину главного корпуса от ризалита к ризалиту, с двумя симметричными лестницами сложной овальной формы. Эта чугунная лестница — всем лестницам лестница! Поддерживаемая ионическими чугунными колоннами, с ажурным плетением чугунных же ограждений в слегка «готическом» стиле — лестница и веранда — несомненный архитектурный шедевр. Однако не менее интересен и сам садовый фасад: барочное оформление, игривые рокайли и цельные раковины, маскароны с изящными женскими и бородатыми мужскими лицами — все это тоже сделано из чугуна. А из какого еще материала могли быть созданы украшения усадьбы «чугунных» королей России?! Рисунок декора фасада отчетливо напоминает другой петербургский дворец — Шереметевский (Фонтанный дом), где авторство С. И . Чевакинского документально подтверждено. Демидов в момент строительства своей усадьбы активно сотрудничал с архитектором Адмиралтейств-коллегии Чевакинским, поставлял чугунные детали для куполов Морского Николо-Богоявленского собора, который в эти же годы строил Савва Иванович. Как сказали бы сейчас, он был генеральным подрядчиком строительства. Применение чугуна в архитектуре тогда только входило «в моду» в России. Чугунные «лепные» украшения фасада усадьбы сегодня бы назвали успешным маркетинговым ходом. Ведь в усадьбе бывал весь город.

Садовый фасад усадьбы, ажурная лестница и веранда. Фотография Александра Новикова. 2021
Садовый фасад усадьбы, ажурная лестница и веранда. Фотография Александра Новикова. 2021

А кем и когда была выполнена уникальная лестница? Тут, вероятно, нас ждет разочарование и еще одна загадка. На аксонометрическом плане Исаакиевской площади (и окрестностей) 1796–1800 гг. лестницы нет. Ни «старых» двух лестниц с плана Сент-Илера, ни новой чудесной — никаких… Боковые садовые павильоны уже соединились с главным зданием, в курдонёре появились новые постройки, а лестницы, ведущей в сад, нет. Остается лишь догадываться, кто же спроектировал и построил эту уникальную лестницу и веранду.

Деталь Аксонометрического плана Исааакиевской площади 1796-1800 гг.
Деталь Аксонометрического плана Исааакиевской площади 1796-1800 гг.

Может быть, Старов? «Готический» рисунок ограждения не чужд этому титану русской архитектуры — есть примеры его неоготических построек в Тайцах и в Пелле. Лестница, возможно, «слишком изящна» для его лаконично-сурового творческого почерка, но ведь и задача была неординарная: создать наглядный пример устойчивости мощной чугунной конструкции при внешней легкости формы. Старов прожил долгую творческую жизнь (до 1808 г.) и всегда откликался на просьбы своей большой демидовской семьи. Но это лишь предположение.

В 1817–1822 г. на территории усадьбы по периметру переулка за садовым флигелем строится еще один дом в стиле классицизма. Туда переселяется владелец усадьбы А. Г. Демидов. Дела разросшегося семейства уже не так успешны, чугун и медь, которые производили Демидовы, постепенно в Европе, а затем и в России сменяются сталью. В 1830 г. главное здание усадьбы сдается в аренду Английскому клубу. Видимо, именно тогда в уже запущенном по новой моде саду строится одноэтажное здание первого кегельбана в России, впрочем, не представляющее архитектурного интереса. Скорее всего, именно в это время в главном зале усадьбы появляется несколько измельченная по рисунку, сохранившаяся до наших дней роспись. Во флигелях, обращенных на Мойку в 1862 г. открывается первая российская Консерватория, затем переехавшая на Театральную площадь.

После смерти последнего хозяина усадьбы композитора Г. А. Демидова (1837–1870) она распродается по частям и целиком застраивается доходными домами. Собственником дворца становится купец К. К орпус, здесь размещается Немецкий (Шустер-) клуб. Первые этажи доходных домов занимают лавки. Дед знаменитой актрисы А. Б . Фрейндлих был одним из владельцев такой лавки, даже в блокаду семья жила в доме, смотрящем фасадом на Мойку. В этом же доме в 1912–1918 гг. жил русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов композитор В. В. Андреев.

В годы революции и особенно Великой Отечественной войны серьезно пострадала знаменитая чугунная лестница. Реставрацию ее ажурного ограждения сумели выполнить только в 1980‑е гг. Сегодня она вновь нуждается во внимании реставраторов.

Для полноценной архитектурной атрибуции, помимо традиционной работы с историческими источниками, описаниями и чертежами, несомненно требуются физико-химические исследования (чугуна, кирпича, лепки, и т. д.), фотофиксация, рентгенограммы, и даже томограммы. Анализ этих огромных массивов данных уже немыслим без специальных методов компьютерной обработки, включая новые методики использования искусственного интеллекта. Кто и когда за это возьмется, найдутся ли средства? Это еще одна загадка усадьбы…

Проведенные за последние годы исследовательские работы в интерьерах главного здания усадьбы выявили большое количество живописи в отделке стен и потолков парадных залов, закрашенной известкой в XIX веке. Эта работа будет продолжена, автор располагает всеми материалами пробных расчисток, однако они еще требуют изучения и пока не готовы для публикации.

С 1950‑х гг. в усадьбе разместились закрытые учреждения, занимавшиеся проектированием уникальной корабельной техники. Здесь работал академик, советский и российский физик, президент АН СССР А. П. Александров (1903–1994) и многие другие, те, чьи имена до сих пор нельзя называть. Хочется верить, что нынешнее мощное развитие судостроения в стране даст толчок и средства для возрождения жизни в Демидовской усадьбе.

Понятно, что все исторические здания в Санкт-Петербурге не могут быть музеями. Они должны служить, а не ветшать. Как это было во времена промышленной революции XVIII в., во времена Демидовых, когда усадьба являлась центром научной, архитектурной, экономической жизни города и страны.

Статья была написана мной в 2021 году в память о моем отце Новикове Ю. А., ушедшим от нас 23 июня 2021 г., который работал здесь с 1960‑х гг. до пенсии, консультировал до последних дней. Благодаря ему я много узнал о Демидовской усадьбе. Ремарки 2025 года выделены мной наклонным шрифтом.

Исследование усадьбы, которым я занимаюсь уже долгие годы продолжается. Читайте больше и смотрите мои лекции и доклады по данной теме в подборке публикаций и видеоматериалов ДЕМИДОВЫ В ДЕМИДОВОМ ПЕРЕУЛКЕ.

Надеюсь, что Вам было интересно. Жду ваших откликов и вопросов. Полный вперед!