Найти в Дзене
Мгновения жизни

Прекрасные советские девушки в работах лучших художников 30-х-40-х годов

Александр Дейнека "Спортсменка", Владимир Лебедев "Девушка с кувшином" Они воспевали необычную красоту советских женщин и в их живописных полотнах они бежали, купались, скромно сидели на краешке стула или стояли в проеме дверей с цветами и улыбались. Все знают замечательную картину Юрия Ивановича Пименова "Новая Москва" 1937 года, где светло русая девушка едет в машине, а вокруг новые дома, дороги, машины, только что прошел дождь и выглянуло солнце. Невероятная работа, полное ощущение, что ты тоже едешь в этой машине и видишь всё то новое, и красивое, что встретилось этой девушке на пути. Художник рассказывал о Москве: «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...» "Новая Москва" 1937 год,
Александр Дейнека "Спортсменка",  Владимир Лебедев  "Девушка с кувшином"
Александр Дейнека "Спортсменка", Владимир Лебедев "Девушка с кувшином"

Они воспевали необычную красоту советских женщин и в их живописных полотнах они бежали, купались, скромно сидели на краешке стула или стояли в проеме дверей с цветами и улыбались. Все знают замечательную картину Юрия Ивановича Пименова "Новая Москва" 1937 года, где светло русая девушка едет в машине, а вокруг новые дома, дороги, машины, только что прошел дождь и выглянуло солнце. Невероятная работа, полное ощущение, что ты тоже едешь в этой машине и видишь всё то новое, и красивое, что встретилось этой девушке на пути.

Художник рассказывал о Москве: «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...»

"Новая Москва" 1937 год, Юрий Пименов
"Новая Москва" 1937 год, Юрий Пименов

В 30-х годах его нещадно критиковали и травили, вот, как он спасался от травли и болезни: «Стараясь выйти из своего трудного состояния, слушаясь советов врачей и некоторых новых друзей, которых я приобрел, — а смысл их советов был в том, чтобы быть в жизни и пробовать подходить к работе, я начал бродить, уезжая на пригородных поездах подальше от Москвы. Я уезжал на целый день, очень далеко, ложился в густую траву, полную своих шорохов, своей жизни. В воздухе жужжали пчёлы, высоко в небе стояли белые июльские облака».

1932 год, Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Розовая модель»
1932 год, Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Розовая модель»
1932 год, Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Золотистая натурщица»
1932 год, Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Золотистая натурщица»

Даже по цвету отличались обнаженные модели, в которых он видел ту или иную Богиню - золотая, розовая, задумчивые, замершие в ожидании чуда, все его работы волшебны и мерцают невиданными сочетаниями мазков кисти, талантом живописца и его взглядом на этот мир.

художник Пименов Юрий Иванович
художник Пименов Юрий Иванович
«Муза новостроек» 1960 год, Пименов Юрий Иванович
«Муза новостроек» 1960 год, Пименов Юрий Иванович
«Портрет Вари Шитаковой»,  1935 год, Пименов Юрий Иванович
«Портрет Вари Шитаковой», 1935 год, Пименов Юрий Иванович

Я очень люблю иллюстрации Владимира Васильевича Лебедева к детским книгам, но также он потрясающе изображал женские фигуры и портреты. В них было столько лиричности, красоты и эротизма, никто так откровенно не рисовал женщин тех лет. Отчасти его манера письма напоминала Ренуара и Писсарро, но была характерно своей.

Все же помнят его замечательные иллюстрации к стихам С. Я. Маршака: "Мороженое", "Вчера и сегодня", "О глупом мышонке", "Цирк" (все - 1925), "Багаж" (1926), "Мистер Твистер" (1933), "Детки в клетке" (1952).

С конца 1920-х годов и до 1957 года Лебедев создал большое количество женских портретов: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), "Девушка с кувшином" (1928), "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович. Надо сказать, что живопись Пименова и Лебедева безусловно была навеяна французскими импрессионистами.

Его портреты живут, дышат, притягивают своей точностью, достоверностью и соблазнительной красотой женского тела.

Он говорил: «Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают „искусство“ или, например, „книгу“, я говорю: глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга».

Художник Владимир Васильевич Лебедев
Художник Владимир Васильевич Лебедев

«Чтобы понять моё творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Ещё важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Владимир Лебедев "Девушка в красном"
Владимир Лебедев "Девушка в красном"
"Женский портрет", 1934 год, Владимир Лебедев
"Женский портрет", 1934 год, Владимир Лебедев
"Девушка с кувшином", 1928 год, Владимир Лебедев
"Девушка с кувшином", 1928 год, Владимир Лебедев
"Девушка с букетом", 1933 год, Владимир Лебедев
"Девушка с букетом", 1933 год, Владимир Лебедев
"Женский набросок" Владимир Лебедев
"Женский набросок" Владимир Лебедев
"Рабфаковка с портфелем" 1937 год, Омский музей, Владимир Лебедев
"Рабфаковка с портфелем" 1937 год, Омский музей, Владимир Лебедев
"Обнаженная натурщица", 1937 год, Владимир Лебедев
"Обнаженная натурщица", 1937 год, Владимир Лебедев

Замечательные женские образы занимают особое место в творчестве Александра Николаевича Самохвалова.

Особенно ему удавались образы «героинь труда и спорта», окружённые романтическим ореолом. Именно Самохвалову принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» 1932 года, собирательный образ молодой девушки тех лет: спортивной, целеустремленной, наполненной надеждами и новыми идеями.

Художник Александр Николаевич Самохвалов
Художник Александр Николаевич Самохвалов
"Девушка с ядром", "После кросса" 1934 год
"Девушка с ядром", "После кросса" 1934 год
"Метростроевка со сверлом", 1937 год
"Метростроевка со сверлом", 1937 год
"Девушки" 1927 год
"Девушки" 1927 год
«Девушка в футболке» 1932 год
«Девушка в футболке» 1932 год

30-е годы СССР - это конечно творчество Александра Александровича Дейнеки, который создал огромное количество монументальных работ, некоторые мозаичные панно мы можем увидеть на станциях "Маяковская", "Новокузнецкая" в Москве, а его большие полотна мужественных бойцов и спортсменов в Новой Третьяковке.

Дейнека изображал своих юношей и девушек, как героев новой страны - юными, энергичными, здоровыми, полными жизни и оптимизма. Он всегда подчеркивал их силу духа.

Его девушки кардинально отличались от советских женщин Пименова и Лебедева, в них не было лиричности и особенной нежности, они были похожи на советских мужественных героев Советской страны, способных свернуть горы и совершить любой подвиг.

Александр Дейнека: «Можно себя приучить ко многому, что тебе не свойственно, но это не даёт радости».

«Чем богаче жизненный опыт художника, тем выше у него культура формы и цвета».

Очень люблю то время и новаторов в искусстве, поэзии, музыке и кино. Спасибо им за их талант и огромный труд.

"Натурщица", холст, масло 36 год, Александр Дейнека
"Натурщица", холст, масло 36 год, Александр Дейнека
"Игра в мяч" 1932 год, Александр Дейнека
"Игра в мяч" 1932 год, Александр Дейнека
"Купающиеся девушки", 1933 год, Александр Дейнека
"Купающиеся девушки", 1933 год, Александр Дейнека
Купальщицы", Александр Дейнека
Купальщицы", Александр Дейнека
«Спортсменка, завязывающая ленту на голове» 1951 год,  Александр Дейнека
«Спортсменка, завязывающая ленту на голове» 1951 год, Александр Дейнека

Буду рада подписке на мой ТЕЛЕГАМ-КАНАЛ, на Дзене я буду реже:

Красота мгновений

Группа ВК:

Красота мгновений