Когда я писал статью про Святослава Вернидубовича из «Вампиров средней полосы», я прочитал, что создатели сериала вдохновлялись фильмом (может, и сериалом тоже) «Что мы делаем в тени», известным также, как «Реальные упыри». Надо сказать, что я смотрел этот фильм (сериал мне что-то не особо зашёл, но, может попробую посмотреть снова), ещё в том году, когда он вышел – мне тогда товарищ приносил его. И вот, я пересмотрел его на выходных. Смеялся. Кстати, это к вопросу о том, что у меня нет чувства юмора… Но, мне вот интересно поговорить о том, почему фильм, который снимали фактически «на три копейки», получился таким хорошим?
Собственно, если разбираться в этой теме, то часто так получается, что фильм (или сериал) имеет очень маленький бюджет, но потом получается так, что он становится хитом, шедевром, или просто обретает статус культового. Вот, например, фильм «Брат» - снимался за копейки, многие актёры снимались вообще, просто потому, что уважали Балабанова – и что получилось? Фильм разобрали на цитаты, Данила обрёл статус народного героя, и, знаете, фильм отлично смотрится и сейчас. Или – американский «Светлячок», уверен, многие про него слышали. Тоже – бюджет крошечный (по меркам США, конечно), режиссёр, может сказать, из кожи лез, чтобы как-то обосновать те пустоши и прочие места, где они снимали, как-то обосновать то, что в сериале проблемы с реквизитом и прочими вещами – например, военные во второй серии, про ограбление поезда, носят снаряжение из фильма Верховена «Звёздный десант». Но – сериал, благодаря игре актёров и отличному сценарию, тоже стал культовым, я не раз его пересматривал. Или – отечественные «Улицы разбитых фонарей». О том, как снимали первые серии, о том, что актёры играли в своих вещах, что оружие было личным и газовым, не писал только ленивый – а сериал-то «взлетел»! Потом появились средства, их даже видно было на экране – только и сериал стал «сдавать», начиная со второго сезона, но… наснимали их много. Так что – примеров, когда что-то снимается, что называется, «за копейки», но получается очень хорошо, мы знаем немало.
Фильм «Что мы делаем в тени», снят именно так. Если посмотреть его внимательно, то там не так уж много помещений, в которых происходит действие, не так много персонажей. Более того – Стью, который «друг Ника» - вообще, человек, который даже не сразу понял, что в кино снимается, он до последнего думал, что его просили тут что-то починить. Кроме того, актёры импровизировали, буквально в каждой сцене, так как авторы, Тайка Вайтити и Джемейн Клемент просто не давали им читать сценария! И получилось ведь очень смешно!
Но, о чём этот фильм? Фильм «Что мы делаем в тени», показывает нам вампиров. Группу вампиров, которые живут в одном доме. Виаго (Вьяго), Владислав, Дикон и Петер. Потом к ним присоединяется Ник, которого обратил Петер (он всех обращает). И вот, нас показывают, как они живут, какие у них взаимоотношения в коллективе, как они выживают в мире, который не до конца понимают… Кстати, это на самом деле, смешно – но, как мне кажется, в «Вампирах средней полосы» получилось реалистичнее. Например, тот же «дед Слава» может не уметь работать в интернете (так как ему это просто не нужно), но вот мобильным телефоном он вполне себе пользуется. Хотя, скажу по большому-большому секрету, что именно наши вампиры получились ближе к каноничному образу – потому что Дракула, с которого всё и началось, вполне себе мог ходить и днём, просто он при этом терял часть своих сил. Это просто потому уже придумали, что солнечный свет их сжигает.
Так вот, эти четверо вампиров живут в доме, недалеко от города, в Новой Зеландии. Как и положено соседям, они как-то поделили обязанности по дому – и то, с чего начинается фильм, домовое собрание, это уже очень и очень смешно. «На повестке дня стоит вопрос о том, что Дикон, один из вампиров, не выполняет своих обязанностей по мытью посуды!». По ходу, нам представляют персонажей, рассказывая и показывая, кто они такие, и как докатились до жизни такой. Все, кроме Петера, которому восемь тысяч лет, и он не в себе… И на самом деле, то, как показаны именно такие бытовые вопросы, как вампиры живут и всё такое – это и есть главная «фишка» фильма. Обыгрываются очень многие клише про вампиров – например, то, что они не могут войти в здание, пока их не пригласят. И, казалось бы – немало мест в городе, где можно было бы найти себе «ужин», но… ни в один клуб, ни в одно кафе, или ресторан зайти нельзя без приглашения. А люди, что находятся внутри, даже охрана, почему-то не горит желанием приглашать внутрь троих очень странных людей…
Или вот – можно ли поверить в то, что вампир не желает пить кровь? Ну, так-то, фильмов и прочих историй на эту тему немало было, но – Вьяго именно таков. Он не любит убивать людей и не любит причинять им боль. Он искренне старается сделать так, чтобы их последние минуты были приятными, но получается у него… почти никогда. Кстати, о юморе – юмор этой ситуации, весьма чёрный, кстати говоря, я отлично понимаю. Хотя, там именно чёрного юмора просто море разливанное. Например, Владислав говорит о том, что он нём труп по коридору и собрал им всю пыль – «значит, получается, я тут подмёл?». Так что – шуток, на самом деле, в фильме немало, и они, на самом деле, смешные. Конечно, можно сказать, что мне было смешно, потому что понимаю, о чём тут речь – я «Вампира» Брэма Стокера прочитал, ещё пока учился в школе, и не скажу, что книга мне не понравилась. Да и тот фильм Фрэнсиса Форда Копполы, я не один раз потом смотрел. Но, как мне кажется, я всё же понимаю юмор в разных фильмах. И, кстати, к вопросу о юморе… я не скажу, что я не понял его в «Полицейском с Рублёвки». Просто этот юмор – он не тянет на юмор. Кто-то сравнивал этот сериал с «Полицейской академией», которую я тоже смотрел всю. И опять же, там такой похабщины – не было. Кто-то скажет, что «а как же эпизод с трибуной»? Но… похабщиной он был бы, если бы ЭТО сделала не та «дама с пониженной социальной ответственностью», а сам Махони. Да нам и не показали ничего – то есть, было понятно, что именно там происходит – но ничего не показали. Меж тем, в «Полицейском с Рублёвки» показывали, например, голого Яковлева, конечно же, вусмерть пьяного. Разницу понимаем? Или – единственным эпизодом с матом (я про дубляж, понятное дело), в «Полицейской академии», было то, что во втором фильме около телефонной будки, на стене было «русское слово» написано. И всё. Тогда как Яковлев буквально через каждое слово… Это очень смешно, да? Ну и так далее…
А вот «Что мы делаем в тени» - на самом деле, шедевр, снятый, что называется, «за три копейки»…