Найти в Дзене

Вячеслав Дубынин - от сознания к автоматизму

В лекциях и статьях Вячеслав Дубынин подробно объясняет процесс формирования моторных навыков, опираясь на современную нейрофизиологию, и утверждает, что более 60% мозга так или иначе связано с движением. Этот процесс он объясняет через взаимодействие ключевых отделов мозга. 🧠 Объяснение формирования навыков Дубынин описывает формирование моторного навыка как постепенный переход от сознательного контроля к автоматизму, что согласуется с известной моделью Фи́ттса и По́знера, но с акцентом на нейробиологические механизмы: 1. Сознательный этап: На начальном этапе активно работает кора больших полушарий, особенно префронтальная и двигательная (моторная) зоны. Человек обдумывает каждое движение, оно получается медленным и скованным. Дубынин подчёркивает, что в этот момент формируется новая нейронная сеть. 2. Отработка и интеграция: По мере повторений в работу включаются базальные ганглии и мозжечок. Мозжечок отвечает за координацию, синхронизацию и точность движений, выстраивая «сле

В лекциях и статьях Вячеслав Дубынин подробно объясняет процесс формирования моторных навыков, опираясь на современную нейрофизиологию, и утверждает, что более 60% мозга так или иначе связано с движением. Этот процесс он объясняет через взаимодействие ключевых отделов мозга.

🧠 Объяснение формирования навыков

Дубынин описывает формирование моторного навыка как постепенный переход от сознательного контроля к автоматизму, что согласуется с известной моделью Фи́ттса и По́знера, но с акцентом на нейробиологические механизмы:

1. Сознательный этап: На начальном этапе активно работает кора больших полушарий, особенно префронтальная и двигательная (моторная) зоны. Человек обдумывает каждое движение, оно получается медленным и скованным. Дубынин подчёркивает, что в этот момент формируется новая нейронная сеть.

2. Отработка и интеграция: По мере повторений в работу включаются базальные ганглии и мозжечок. Мозжечок отвечает за координацию, синхронизацию и точность движений, выстраивая «слепок» правильного навыка. Базальные ганглии начинают брать на себя роль «памяти» для отработанных действий, формируя паттерн.

3. Автоматизация (Навык): Когда действие доведено до автоматизма, управление им «спускается» на уровень базальных ганглиев и мозжечка. Кора больших полушарий освобождается для решения других задач. Именно поэтому опытный теннисист не думает о постановке ног во время удара — его мозг уже выполнил делегирование.

📊 Тезис «60% мозга для движения» и его нейроанатомическое обоснование

Когда Вячеслав Дубынин утверждает, что более 60% нервной системы связано с организацией движения, он опирается на классическую нейроанатомию и функциональную логику. Это не означает, что 60% — это одна сплошная моторная зона, а что большая часть структур мозга прямо или косвенно вовлечена в планирование, выполнение, контроль и коррекцию движений.

Ключевые области и их вклад в движение:

Отдел мозга Основная функция в движении Почему это важно для навыка?

Кора больших полушарий (Двигательная, Премоторная, Предисполнительная, Теменная кора) Планирование движения, принятие решения, отправка первичного моторного приказа. Определяет цель и осознанную программу действия. Это «дирижёр», который решает, что играть.

Базальные ганглии (полосатое тело, бледный шар и др.) Запуск и автоматизация отработанных программ, регуляция мышечного тонуса, отбор нужных движений. Являются субкортикальной памятью для навыков. Отвечают за плавность и «накатанность» действия.

Мозжечок Сенсомоторная координация, баланс, коррекция ошибок в реальном времени, тонкая настройка силы и амплитуды. Работает как сверхточный хронометрист и корректор. Обеспечивает точность и согласованность.

Талямус Главный «коммутатор» сенсорной информации. Передаёт сигналы от тела к коре и между подкорковыми структурами. Обеспечивает обратную связь. Без него мозг не знал бы, что происходит с телом в момент движения.

Стволовые структуры (красное ядро, ретикулярная формация) Регуляция позы, тонуса мышц, базовых двигательных ритмов (например, ходьбы). Обеспечивают фоновую поддержку — тонус и готовность к движению.

Спинной мозг Выполнение простейших рефлекторных дуг и передача команд от мозга к мышцам. Конечный исполнительный путь. Без его работы команда мозга не дойдёт до мышц.

Как достигается цифра «>60%»?

Сложив объём всех перечисленных структур(моторная кора, премоторная, теменная — связанная с пространственным восприятием движения, базальные ганглии, мозжечок, талямус, ствол мозга), действительно можно получить более половины объёма центральной нервной системы. Дубынин подчёркивает, что движение — базовая и древнейшая функция мозга, ради которой эволюционно развивались многие другие способности (зрение для навигации, память для обучения и т.д.). Поэтому такие обширные ресурсы выделены под его обеспечение.

💎 Выводы и практическое значение

Подход Дубынина, основанный на чёткой нейроанатомии, хорошо объясняет, почему:

· Навык требует времени: Нужно сформировать и «прошить» новую нейронную цепь через кору, базальные ганглии и мозжечок.

· Ошибки — часть процесса: Мозжечок учится через сравнение задуманного (сигнал от коры) и фактического (обратная связь) результата.

· Автоматизм высвобождает сознание: Передача управления подкорковым структурам позволяет коре заниматься тактикой, прогнозированием и творчеством, что критически важно в спорте высших достижений.

Источники:

1. Дубынин В.А. Как работает моторная кора? // ПостНаука. – URL: https://postnauka.ru (статья, где он подробно разбирает роль моторных зон коры).

2. Дубынин В.А. Базальные ганглии: зачем нужны хвостатое ядро и скорлупа? // YouTube-канал "ПостНаука". – URL: https://www.youtube.com (лекция, где объясняется их роль в формировании привычек и навыков).

3. Дубынин В.А. Мозжечок: как он координирует наши движения? // YouTube-канал "ПостНаука". – URL: https://www.youtube.com (лекция, посвящённая роли мозжечка в точности и обучении движениям).

4. Глава «Физиология движений» // Нейробиология для всех. – М.: АСТ, 2021. (В этой книжной главе, приписываемой Дубынину, даётся общий обзор систем, вовлечённых в управление движением).

Чтобы изучить взаимодействие конкретных отделов (например, мозжечка и базальных ганглиев) или современные взгляды на роль дофамина в обучении движениям, можно обратиться к полным лекционным курсам (В. Дубынина) по физиологии ВНД.