Найти в Дзене
Тренировки с Ником Макки
Дисклеймер. В разных источниках встречается разный перевод фамилии "Macci" на русский(Макки, Макчи, Маччи...) . Потому автор позволяет себе использовать все варианты. Рик Макчи постоянно подчёркивает несколько ключевых принципов, которые он целенаправленно развивал у Венус и Серены: огромный объём подач, стабильный подброс, прицельность (таргеты), постепенный переход от просто попадания к «качественной мощности», и использование подачи как главного оружия, особенно на траве.[1][2] ## Объём и структура тренировки подачи - Макчи говорит, что с сентября они тренировались 6 часов в день: 5 дней...
4 дня назад
Как настраивали подачу Рик и Ричард
По интервью и мемуарам получается довольно чёткая картина: Ричард сначала «настроил» базовую механику подачи у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте, затем Макки в 9–15 лет доводил биомеханику до уровня «оружия», особенно за счет огромного объёма подач и работы над подбросом, замахом и ритмом.[1][2] ## Ричард Уильямс: базовая модель подачи (примерно 4,5–10 лет) - Ричард, ещё до рождения дочерей, составил подробный план и, взяв уроки у местного тренера («Old Whiskey»), начал обучать девочек теннису с 4,5 лет.[2] - В интервью и материалах о нём подчёркивается, что он сам ставил основные...
4 дня назад
Король Ричард и Рик Макки
По открытым данным можно довольно точно восстановить, кто и в какие возрастные периоды тренировал сестер, речь идет об общих периодах технической работы, внутри которых подача была ключевым элементом. Даты рождения и возраст Венус Уильямс: родилась 17 июня 1980 года.nationaltoday+1​ Серена Уильямс: родилась 26 сентября 1981 года.britannica+1​ Соответственно, по возрасту можно привязать, в какие годы и кто с ними работал. Этап 1. Отец Ричард Уильямс (примерно 4,5 года до 10/9 лет) Ричард начал тренировать Венус и Серену, когда им было около 4,5 лет, в Комптоне, в уличных условиях.womanandhome​ Это означает: Венус: примерно с конца 1984 – 1985 года...
4 дня назад
Из спортивной педагогики
Из песни слов не выкинешь. Поэтому нельзя обойти дисциплину "Теория и методика спортивной тренировки" . Это научная и учебная дисциплина, которая изучает общие закономерности, принципы, средства и методы подготовки спортсменов для достижения высоких результатов. Она является фундаментальной основой для всех видов спорта и включает в себя различные аспекты подготовки, циклирования нагрузок и контроля за состоянием спортсмена. Начнем с частного вопроса о количестве повторений. А потом посмотрим, что дают студентам спортвузов по теме "Сложные двигательные навыки" На этапе начального разучивания сложных...
6 дней назад
Основные идеи П.К. Анохина, связанные со спортом
Теория функциональных систем рассматривает движение не как реакцию на стимул, а как целенаправленное действие. Вот ее ключевые элементы. Афферентный синтез и принятие решения Перед действием мозг анализирует всю доступную информацию:мотивацию (желание победить), обстановку (позицию на корте), прошлый опыт (память об удачных ударах). На основе этого синтеза принимается решение о конкретном движении. Формирование «акцептора результатов действия» (АРД) Это важнейший элемент теории.Перед выполнением движения мозг создает нейронную модель — прогноз будущего результата...
1 неделю назад
Программирование двигательного акта и афферентный синтез
Афферентный синтез — это процесс в теории функциональных систем, при котором центральная нервная система интегрирует и сопоставляет сигналы (афферентации) из внешней и внутренней среды, чтобы выбрать оптимальный поведенческий акт. Он включает в себя объединение мотивации, пускового раздражителя, информации об обстановке и опыта из памяти для формирования цели действия и принятия решения.  Компоненты афферентного синтеза: Доминирующая мотивация: Определяет потребность и значимость внешних и внутренних сигналов. Пусковая афферентация: Сигналы от условных и безусловных раздражителей, которые запускают действие...
1 неделю назад
Гиппокамп, дофамин и 4 механизма разучивания моторного навыка
В процессе освоения моторного навыка мозг не запоминает все движения подряд. Он осуществляет избирательную консолидацию, отбирая для долговременного хранения наиболее значимый опыт. Этот отбор тесно связан с работой системы вознаграждения, где ключевую роль играет дофамин. 🧠 Роль гиппокампа в консолидации двигательной памяти Гиппокамп — это не просто хранилище, а активный «редактор» и «навигатор» памяти. Его главная функция — формирование эпизодической (событийной) и пространственной памяти. При обучении движению (например, удару в теннисе) гиппокамп кодирует не только саму мышечную последовательность, но и контекст: положение на корте, траекторию мяча, ощущения от удара...
1 неделю назад
Лучшее не враг хорошего
Если двигательный навык давно стал автоматическим, то его можно оптимизировать (изменить)... Явное противоречие, зачем мозгу менять "хорошее" на "лучшее"? Это не противоречие, а ключевое свойство адаптивного, живого мозга. Замена «хорошего» на «лучшее» — это и есть эволюция навыка, и у мозга на это есть веские причины, которые можно систематизировать. Мозг не стремится к статичному идеалу, а решает задачу оптимизации по нескольким параметрам одновременно. 📊 Почему мозг продолжает оптимизировать автоматизированный навык? Можно выделить несколько ключевых «драйверов» этой оптимизации, которые объясняются подходами и Бернштейна, и Дубынина...
1 неделю назад
Итеративная оптимизация подачи и подходы Дубынина и Бернштейна
В процессе освоения навыка выстраивается определенная последовательность работы мышц. Лучшую последовательность (например, как у Федерера) сразу выстроить не удается. Но при систематических тренировках мозг сам находит ошибки в последовательности и улучшает технику. Казалось бы, теннисист играет несколько лет, но вдруг обнаруживает, что при замахе надо вести руку только снизу вверх. То есть, процесс оптимизации, например, подачи может занимать несколько лет... Процесс итеративен... Как же подходы Дубынина, Бернштейна объясняют такую итеративную оптимизацию? Формирование навыка высшего...
1 неделю назад
Вячеслав Дубынин - от сознания к автоматизму
В лекциях и статьях Вячеслав Дубынин подробно объясняет процесс формирования моторных навыков, опираясь на современную нейрофизиологию, и утверждает, что более 60% мозга так или иначе связано с движением. Этот процесс он объясняет через взаимодействие ключевых отделов мозга. 🧠 Объяснение формирования навыков Дубынин описывает формирование моторного навыка как постепенный переход от сознательного контроля к автоматизму, что согласуется с известной моделью Фи́ттса и По́знера, но с акцентом на нейробиологические механизмы: 1...
1 неделю назад
Многоуровневая система построения движений в теории Н.А. Бернштейна
Аннотация: В статье рассматривается ключевой аспект физиологии активности Н.А. Бернштейна — теория уровневого построения движений. Дается подробное описание пяти иерархических уровней (A, B, C, D, E), их анатомо-физиологических субстратов, ведущей афферентации и функций. Раскрываются принципы взаимодействия уровней в процессе построения целостного двигательного акта, где высшие уровни определяют смысловую задачу, а низшие обеспечивают техническую реализацию. Теория иллюстрируется примером формирования спортивного навыка (теннисная подача)...
1 неделю назад
Кратко о координации движений по Бернштейну
Принцип координации Николая Александровича Бернштейна  Координация движений — это преодоление избыточных степеней свободы двигательного аппарата, превращение его в управляемую систему, способную решать конкретную двигательную задачу. Ключевым механизмом этой координации является  принцип сенсорных коррекций (обратной связи).  Суть принципа сенсорных коррекций В своей теории построения движений Бернштейн отверг существовавшие в его время представления о движении как о простой сумме рефлексов. Он предложил кибернетический подход, рассматривая управление движениями как сложный иерархический процесс, основанный на обратной связи...
1 неделю назад