Найти в Дзене
КИНОКРИТИК

«Крипер»: лес шепчет, дом молчит, а история хрустит под ногами

Осгуд Перкинс вернулся с новым хоррором «Крипер» — хотя оригинальное Keeper звучит куда честнее, ведь речь здесь все же о хранителе тайн, а не о том, кто «ползает» в лесу. Студия Neon снова дает режиссёру простор для его фирменного мрака, и первые минуты фильма действительно обещают свежий взгляд на затасканный троп с лесной хижиной. Художница Лиз приезжает к молодому человеку Малькольму отметить первую годовщину отношений — и вместо романтического уикенда получает тревожные видения, ночные шорохи и ощущение, что стены дома знают о ней больше, чем она сама. Татьяна Маслани выстраивает образ хрупкой, но упрямой героини, в глазах которой каждая тень превращается в угрозу. Тишина, которая режет слух Перкинс искусно играет на ожиданиях: привычные скримеры он превращает в режиссёрскую интонацию, подавая их как часть замедленного, почти элегантного ужаса. Здесь звенящая тарелка звучит громче топора, а фигура на заднем плане пугает сильнее любой спецэффектной твари. Операторская работа тоже
Оглавление

Осгуд Перкинс вернулся с новым хоррором «Крипер» — хотя оригинальное Keeper звучит куда честнее, ведь речь здесь все же о хранителе тайн, а не о том, кто «ползает» в лесу. Студия Neon снова дает режиссёру простор для его фирменного мрака, и первые минуты фильма действительно обещают свежий взгляд на затасканный троп с лесной хижиной. Художница Лиз приезжает к молодому человеку Малькольму отметить первую годовщину отношений — и вместо романтического уикенда получает тревожные видения, ночные шорохи и ощущение, что стены дома знают о ней больше, чем она сама. Татьяна Маслани выстраивает образ хрупкой, но упрямой героини, в глазах которой каждая тень превращается в угрозу.

Тишина, которая режет слух

Перкинс искусно играет на ожиданиях: привычные скримеры он превращает в режиссёрскую интонацию, подавая их как часть замедленного, почти элегантного ужаса. Здесь звенящая тарелка звучит громче топора, а фигура на заднем плане пугает сильнее любой спецэффектной твари. Операторская работа тоже радует глаз — камера будто крадётся по дому вместе со зрителем, заставляя всматриваться в каждый сантиметр тёмного кадра. Но вместе с этим напряжением появляется и другой эффект: чем глубже фильм погружается в свои тайны, тем больше начинаешь замечать, как героиня принимает странные решения, которые в реальной жизни сделали бы любой сюжет короче минут на тридцать. Да и центральная загадка появляется так внезапно, что сперва даже не веришь, что это и есть та самая развязка.

-2

Дом без занавесок и логики

Фильм держит нерв зрителя крепко, но временами — не благодаря, а вопреки собственному сценарию. Вопросы преследуют тебя чуть ли не сильнее, чем черные силуэты за спиной героини. Зачем в доме посреди леса делать стеклянную стену от пола до потолка? Зачем открывать дверь ночным гостям? Почему вообще оставаться в жилище, которое выглядит как шоу-рум из каталога минимализма, только с проклятием в комплекте? Перкинс нагнетает, но порой создаётся ощущение, что герои живут по законам какого-то параллельного жанра, где здравый смысл подсовывают зрителю как редкий джампскэр.

-3

Финал, который не выдержал собственного напряжения

«Крипер» выстраивает атмосферу с почти математической точностью, но на финише будто роняет собственную шахматную доску. Финал обесценивает аккуратно выстроенную тревожность и оставляет после себя странное чувство пустоты. Красиво, стильно, технично — но по итогу куда менее страшно, чем могло бы быть. Это тот случай, когда фильм идеален на уровне кадров и звуков, но буксует там, где должен выстрелить сильнее всего. И да, идти на него на романтическое свидание точно не стоит: такие истории лучше переживать в одиночку, а потом долго смотреть на темнеющий лес и думать — а всё ли там сейчас спокойно?

-4