В последнее время поиск автомобиля для работы превратился в какой-то изощренный квест, где каждый новый уровень сложнее и абсурднее предыдущего. Мой бизнес требует перевозки небольших грузов, иногда бригады рабочих, причем часто приходится съезжать с асфальта на грунтовку. Старая иномарка уже отжила свое и просилась на покой, поэтому встал вопрос о покупке замены.
И тут я, как наивный человек, решил, что лучшим вариантом будет покупка нового автомобиля. Логика была железная - новая машина есть новая, у нее есть гарантия, у нее нулевой пробег, и в ближайшие пару лет я буду менять только масло и фильтры. Из доступных вариантов, подходящих под мои задачи, на ум сразу пришла легендарная «Буханка» или УАЗ СГР.
Почему именно она? Да все просто. Это максимально утилитарный автомобиль, который можно починить молотком в любом поле. Запчасти продаются в каждом сельском магазине вместе с хлебом, а проходимость у нее такая, что можно не думать о качестве дороги. Казалось бы, идеальный вариант для работы в российских реалиях. Я взял с собой деньги, морально подготовился к спартанским условиям салона и поехал к официальному дилеру УАЗ, чтобы оформить покупку новенькой машины 2025 года выпуска.
Когда я зашел в шоурум и увидел ценник, мне пришлось на секунду опереться о стену, чтобы не упасть. На лобовом стекле серого микроавтобуса красовалась цифра 1 600 000 рублей. Один миллион шестьсот тысяч за конструкцию, которую разработали, когда Гагарин еще только готовился к полету в космос. Я, конечно, слышал, что цены выросли, но чтобы настолько? За эти деньги еще несколько лет назад можно было купить приличный иностранный пикап или кроссовер. Но делать нечего, рынок сейчас такой, что выбирать не приходится. Я решил, что за такую цену автомобиль должен быть хотя бы собран идеально.
Я подошел к машине ближе, и тут началось самое интересное. Первое, что бросилось в глаза - это качество окраски и сборки кузова. Даже с расстояния в два метра было видно, что зазоры между кузовными панелями гуляют так, словно машину собирали на глаз после бурной вечеринки. Дверь водителя выпирала наружу на добрый сантиметр, а задние распашные двери, наоборот, были утоплены внутрь. Но это были только цветочки. Я начал детальный осмотр, и волосы на голове зашевелились от ужаса.
Уплотнители окон - это отдельная песня. Резинки вставлены криво, местами они топорщатся, а в углах видны щели, в которые спокойно пролезет мизинец. Я даже не представляю, что будет с салоном во время первого же ливня или мойки. Вода будет литься внутрь ручьями, заливая проводку и пассажиров. Такое ощущение, что резинки отрезали ножом на складе с запасом, а потом пытались запихнуть лишнее в проем, но так и бросили. И это на машине за полтора с лишним миллиона рублей.
Я поднял глаза на крышу и увидел водосгонные желоба. Зрелище было печальное. Металл в этих местах был помят и искривлен так, будто по нему били кувалдой со всей силы, пытаясь придать нужную форму. Краска на сгибах уже имела трещины. То есть машина, которая стоит в теплом и сухом салоне дилера, уже имеет повреждения лакокрасочного покрытия с завода. Это не просто небрежность, это откровенное наплевательство на технологический процесс.
Но самый настоящий шок ждал меня, когда я с трудом, приложив немалое усилие, открыл задние двери и заглянул в грузовой отсек. Пол в абсолютно новой машине, 2025 года выпуска, уже был покрыт рыжими пятнами коррозии. Краска на полу была нанесена прямо на ржавый металл или же слой был настолько тонким, что он просто не выдержал транспортировки. Сварные швы выглядели так, словно их варил стажер в первый день практики - кривые, с наплывами, местами прожженные, а местами недоверенные. И все это уже начинало цвести. Машина гниет прямо в автосалоне, еще не увидев ни одного реагента и ни одной лужи.
Я стоял и смотрел на это чудо техники, пытаясь понять, как такое вообще возможно продавать людям за деньги. В этот момент ко мне подошел менеджер с дежурной улыбкой и спросил, как мне автомобиль. Я не выдержал и высказал ему все, что думаю. Я тыкал пальцем в ржавый пол, в кривые уплотнители, в ужасные сварные швы и спрашивал, за что я должен заплатить 1.6 миллиона рублей. Я ожидал, что он начнет извиняться, предложит скидку или скажет, что это неудачный экземпляр.
Но ответ менеджера меня просто убил своей циничностью. Он спокойно посмотрел на меня и начал оправдываться заученными фразами. Мол, а чего вы вообще хотели и ожидали от этого автомобиля? Эта машина собирается на конвейерной линии еще шестидесятых годов, и оборудование там с тех пор принципиально не менялось. Это, дескать, такая технология, ручная сборка и дань традициям. Он начал рассказывать мне, что УАЗ - это автомобиль для настоящих мужчин, которые не смотрят на зазоры, а ценят проходимость.
А потом он выдал свой коронный аргумент: «А какой еще подобный новый рамный автомобиль с полным приводом вы сегодня можете купить за такие деньги? Альтернатив просто нет, берите, пока не подорожало еще больше». То есть они прекрасно понимают, что продают откровенный брак и неликвид, но пользуются своим монопольным положением в нише бюджетных внедорожников. По их логике, раз альтернатив нет, то можно лепить кузова из чего попало, красить их кисточкой и продавать по цене квартиры в регионе.
Я слушал его и понимал, что меня держат за идиота. Мне пытаются продать гнилой конструктор под видом нового автомобиля, прикрываясь отсутствием конкуренции. Я сравнил свои ощущения с Ладой Грантой. Да, мы привыкли ругать АвтоВАЗ, но если поставить рядом Гранту и эту Буханку, то Лада покажется верхом инженерной мысли и качества. У Гранты ровные зазоры, нормальная покраска, ничего не отваливается в салоне. Гранта на фоне УАЗа - это самая настоящая иномарка премиум-класса. А здесь я вижу уровень гаражной поделки, которую собрали из металлолома.
В итоге я вышел из салона с твердым убеждением, что покупать это я не буду ни при каких обстоятельствах. Да, мне нужна машина для работы. Да, мне нужен полный привод. Но отдавать 1.6 миллиона рублей за автомобиль, который нужно переваривать и перекрашивать сразу после покупки, я не готов. Это неуважение к себе и к своему труду. За эти деньги я лучше пойду на вторичный рынок.
Я посмотрел объявления и понял, что за 1.6 миллиона можно найти отличный подержанный пикап или внедорожник иностранного производства. Пусть у него будет пробег под 200 тысяч километров. Пусть ему будет 10-12 лет. Но у него будет оцинкованный кузов, который не сгнил за десять лет и не сгниет еще столько же. У него будет комфортный салон, кондиционер, гидроусилитель, который не гудит, и мотор, который не истекает маслом.
Подержанная иномарка с пробегом 200 тысяч - это все еще автомобиль. А новая Буханка с завода - это заготовка, полуфабрикат, который требует колоссальных вложений сил, времени и денег, чтобы просто заставить его ездить и не разваливаться. Понятное дело, что автомобиль морально и безнадежно устарел еще тридцать лет назад. Мы готовы простить ему архаичную конструкцию, тесный салон и отсутствие безопасности. Но качество сборки должно быть хоть на каком-то приемлемом уровне. Здесь же я не могу поставить даже оценку «три с плюсом». Тут твердая двойка, и то с натяжкой за былые заслуги предков.
Очень обидно за отечественный автопром. УАЗ мог бы стать отличной машиной, если бы завод хоть немного уважал своего потребителя. Но пока они живут по принципу «и так купят», ничего не изменится. И я своим рублем голосовать за такое отношение не собираюсь. Лучше буду чинить старого «японца», чем бороться с ржавчиной на новой машине за полтора миллиона.
А вы бы купили новую «Буханку» за 1.6 миллиона, зная о таком качестве, или тоже считаете, что лучше взять б/у иномарку? Пишите свое мнение в комментариях, очень интересно узнать, что вы думаете об этом "шедевре".