В очередной раз на статью сподобили музейные экспонаты. Экспонат первый я сфотографировала в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург). Приведу текст с этикета.
«Кожаная куртка (кожан) Петра I. Согласно устоявшейся легенде считалось, что царь-плотник работал в нем на Ост-Индских верфях в Амстердаме во время Великого посольства 1697–1698 гг. Однако трудно себе представить человека, работающего топором, долотом и пилой в толстой кожаной куртке. Заниматься кораблестроительными работами в такой одежде и неудобно, и жарко. Куртки из толстой буйволиной, воловьей или лосиной кожи стали популярным защитным вооружением кавалеристов с 30–40-х гг. XVII в. Их изготавливали из кожи, дубленой в рыбьем жиру, отчего та становилась эластичной и прочной. Как известно, Петр I сам неоднократно участвовал в боевых действиях. В Полтавском сражении он, по преданию, лично возглавил кавалерийскую контратаку против шведов. Таким образом, защитные куртки могли быть необходимой составляющей его военного гардероба».
Второй экспонат привезли из Государственного Эрмитажа на организованную в Московском Кремле выставку «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность». Вот текст к нему. «Кожаный колет. Принадлежал Петру I. Западная Европа, рубеж XVII-XVIII веков; ткань подкладки – Китай. Лосиная кожа, камка, золоченые шнур и галун, медь; плетение, золочение, ручная работа. Кожаные колеты, надевавшиеся под кирасы, появились в России в царствование Алексея Михайловича и использовались в качестве строевой одежды солдат и офицеров тяжелой кавалерии. Петра I носил колет-«кожан», который служил ему вместо лат, в сражениях и во время полевых учений. Судя по толщине кожи, колет едва ли уступал по своей прочности металлической броне».
От себя добавлю: принято считать, что идея подобных кожаных защитных курток родилась в начале 1630-х годов в Швеции, во время реорганизации и перевооружения кавалерии.
Так чем же меня заинтересовали эти предметы гардероба Петра I? Отвечу: словом «кожан», которое присутствует в их названиях и описаниях. Недавно я писала про кожух (читать здесь), теперь решила разобраться с кожаном.
Самое ранее упоминания кожана я нашла лишь в конце XVI века, в приходно-расходной книге Тихвинского Богородичного Успенского монастыря за 1592 год: «От шитья от кожанов и от рукавиц и на ременье и на мелкой росход и всево полтина». В 1654 году скончался богатейший человек того времени – боярин Никита Иванович Романов, двоюродный дядя царя Алексея Михайловича. Наследников у него не было, поэтому все имущество отошло в казну. К слову: именно Никите Ивановичу с 1640-х годов принадлежало село Измайлово, и именно Никита Иванович в свое время купил для измайловских речных прогулок ботик, которому с помощью Петра I суждено было стать «дедушкой русского флота». И в 1657 году царь Алексей Михайлович пожаловал «из животов» (имущества) Никиты Ивановича Романова князя Ивана Алексеевича Воротынского – своего двоюродного брата, занимавшего видное место при дворе. Среди вещей из «животов» был и «кожан лосиной, нашивка шелковая белая, подложен киндяком зеленым».
Теперь XVIII век. В одном из документов 1700 года зафиксирована жалоба о том, как «грабежем взяли» с человека «кафтанишко серое худое, да коженишко, да лошадь». 5 августа 1785 года губернатору Санкт-Петербурга поступил именной императорский указ о продаже «кожевныя, подошвенныя и другия кожи, и конския збруи продавать за городом, в построенных возле нынешней Александровской площади лавках». Также дозволялось в тех лавках продавать «овчинныя простыя шубы, сермяжные кафтаны, кожаны, балахоны крестьянские простога сукна». Александровской площадью (по близлежащему Александровскому рынку) в Санкт-Петербурге с 1782 по 1868 год называлась Торговая площадь. Она находилась между современными Невским проспектом, проспектом Бакунина, Полтавской, Конной и Исполкомской улицами. Название дано по находившемуся на площади Александровскому рынку. В 1876 году упразднена.
В 1786 году вышел «Полной французской и российской лексикон с последнего издания лексикона Французской академии на российской язык переведенный Собранием ученых людей». Читаем в нем: «Lapmude – платье из оленьей или лосиной кожи сделанное, кожан». В 1792, в очередном томе «Словаря Академии Российской», кожан пренебрежительно назвали «мужицким кафтаном, сшитым из кожи».
Теперь открываем «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. «Кожаник м. новг. кожан, кафтан из юфти, конины, у рыбаков. Кожан м. сиб. оренб. кожаный кафтан и охабень: шьется из замшевой (овечьей, козловой, сайгачьей) кожи, отличаясь от дохи и яргака тем, что бывает без шерсти. || Рыбачий юфтевый или коневий кафтан, кожаник, арх. ловчак».
В литературе XIX-начала XX века кожаном называют «род пальто из кожи», главным достоинством которого была непродуваемость и непромокаемость. Читаем.
Лев Николаевич Толстой, «Дьявол»: «Он встал и пошел. – Ты возьми зонтик. – Да нет, у меня кожан. ... Он надел сапоги, кожан и пошел к заводу». «Анна Каренина»: «Старый, толстый татарин, кучер Карениной, в глянцевом кожане, с трудом удерживал левого прозябшего серого, взвивавшегося у подъезда». Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, «Золотая ночь»: «Оставалось захватить кожан, на случай дождя, да ружье». Алексей Алексеевич Тихонов-Луговой, «Не судил Бог!..»: «Ну, уж и погодка! Чтой-то, Господи! Хуже глубокой осени, – говорил Матвей Савельич, подъезжая к воротам дома и вылезая из тележки... – как зарядило от самого Козьмодемьянска, так, почитай, до самой Кленовки так и льет, и льет на плечи-то. Сухой нитки, знать-то, не осталось. Нет, безпременно надо кожан купить. И который год ты тятенька собираешься купить-то его, – ласково упрекала отца сияющая от радости Матрена, которая, еще издали заслышав колокольчики, давно выбежала за ворота. Да все как будто не к лицу в крестьянстве-то… Ну, да ништо, купить, купить надо, – продолжал Матвей Савельич».
В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (1949 год) слово «кожан» помечено как устаревшее и разговорное, обозначающее «кожаное пальто, куртку». Другие словари называют кожаном (также с пометами «устаревшее» и «разговорное») «верхнюю непромокаемую одежду из кожи или ее заменителей, клеенчатую».