Найти в Дзене
Думающая история

Самый древний спор о счастье

Когда мы говорим «я хочу быть счастливым», мы часто представляем себе удовольствия и радости. Но древние греки предложили куда более глубокий и сложный идеал — «процветание». Как философы Аристотель и Эпикур спорили о сути счастья и почему их спор актуален до сих пор? Аристотель. https://www.thoughtco.com Тысячелетия назад в Древней Греции зародилась дискуссия, которая определила все дальнейшие поиски счастья в западной культуре. Философы разделились на два лагеря: гедонистов и эвдемонистов. Сторонники гедонизма (от греч. «удовольствие»), наиболее ярким представителем которого был Эпикур, считали счастье достижимым через разумное стремление к удовольствиям и избегание страданий. Однако важно понимать, что Эпикур говорил не о безудержных наслаждениях, а о спокойной, разумной жизни, свободной от страха и боли. Эпикур. https://i.pinimg.com Им противостоял великий Аристотель, основатель концепции эвдемонии (от греч. «процветание», «благая жизнь»). Для него счастье было не мимолётным чувств

Когда мы говорим «я хочу быть счастливым», мы часто представляем себе удовольствия и радости. Но древние греки предложили куда более глубокий и сложный идеал — «процветание». Как философы Аристотель и Эпикур спорили о сути счастья и почему их спор актуален до сих пор?

Аристотель. https://www.thoughtco.com
Аристотель. https://www.thoughtco.com

Тысячелетия назад в Древней Греции зародилась дискуссия, которая определила все дальнейшие поиски счастья в западной культуре. Философы разделились на два лагеря: гедонистов и эвдемонистов.

Сторонники гедонизма (от греч. «удовольствие»), наиболее ярким представителем которого был Эпикур, считали счастье достижимым через разумное стремление к удовольствиям и избегание страданий. Однако важно понимать, что Эпикур говорил не о безудержных наслаждениях, а о спокойной, разумной жизни, свободной от страха и боли.

Эпикур. https://i.pinimg.com
Эпикур. https://i.pinimg.com

Им противостоял великий Аристотель, основатель концепции эвдемонии (от греч. «процветание», «благая жизнь»). Для него счастье было не мимолётным чувством, а высшей целью человеческого существования, достигаемой через реализацию своего потенциала, добродетель и жизнь в соответствии с разумом. Это был путь, а не пункт назначения.

Эта античная дихотомия откликается и в современных научных подходах. Психологи, говоря о счастье, различают кратковременные положительные эмоции (гедонистическая составляющая) и долгосрочное чувство осмысленности и реализации (эвдемоническая составляющая). Таким образом, спор древних о том, является ли счастье состоянием души или качеством целой жизни, продолжается в лабораториях и кабинетах психологов сегодня.

Литература

  1. Деменев А.Г. Эвдемонистические и гедонистические теории в современных исследованиях счастья http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2016/04/2016-04-02.pdf
  2. Материалы дискуссии «Что такое счастье?» // Noôdome https://noodome.club/insights/science-and-technology/about-happiness?ysclid=mivwtoclu431891152